Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 77

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 77 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 77 страницы из PDF

Т. Краткая история Астраханской епархии // Астраханскиеепархиальные ведомости. 1883. № 2. С. 30–31; Савинов.67Шабасова О. И. Страницы «золотого века» Ярославля: «Сказание о явлении ичудесах от иконы Толгской Богородицы» XVII века // Ярославский архив. Историкокраеведческий сборник. СПб., 1996. С. 6–38; Каган М. Д., Турилов А. А. Сказание оиконе Богоматери Толгской // СККДР. Вып. 3, ч.

3. С. 402.68Добрякова О. И. Сказание об иконе Толгской Богородицы: редакции и списки// Источники по истории реставрации и изучения памятников русской художественнойкультуры. XX век. М., 2005. С. 65.385Хрестоматийным примером является деятельность в АнтониевоСийском монастыре игумена Феодосия.69 Он заботился о создании богатооформленных списков жития основателя монастыря, создал новуюредакцию жития святого Антония.70 Его трудами с санкции новгородскогомитрополита Корнилия в 1678 г. в Сийский монастырь были перенесенымощи пустынножителей Исайи и Никанора Ручьевских.71 В сборники,составленные Феодосием, вошло множество русских житий и сказаний обиконах, а в составленной при Феодосии редакции указателя чтений изрукописных и печатных книг монастырской библиотеки (см.

подробнееглаву 4), вошедшей в Кормовую книгу монастыря, включены в большомколичестве сведения о чтимых на севере угодниках и иконах.Игумен Богоявленского монастыря г. Юрьевца Дионисий в 1635 г.доносил об исцелениях у мощей Симона Юрьевецкого (ум. 1584 или 1586).По ходатайству игумена патриарх благословил написать икону исовершать ему службу по Минее общей (в 1666 святому была составленаособая служба).С деятельностью игумена Новоезерского монастыря Тита (1623–1632) связывают современные исследователи первый этап установленияпразднования преподобному Кириллу Новоезерскому.72Архимандрит Троицкого Данилова монастыря Тихон, при которомбыли открыты мощи основателя монастыря Даниила Переяславского,также написал рассказ об этом: Повесть о обретении мощей содержит69См.: Буланин Д. М.

Феодосий (в миру Федор Лебедев) // Словарь книжников икнижности Древней Руси. Вып. 3, ч. 4. С. 137–140.70Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского:(Книжные центры Русского Севера). Сыктывкар, 2000.71Белова Л. Б. Список Повести «О пришествии преподобнаго ИсайиРучьевского» из библиотеки Антониево-Сийского монастыря // ТОДРЛ. СПб., 2008. Т.58.

С. 384–389.72Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: история почитания. Исследование итексты. М.; СПб., 2011. С. 208.386подробноописываетпроцессраскопок,переговорыобосвидетельствовании и саму процедуру освидетельствования мощейростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.73ИгуменБорисоглебскогомонастырявПереяславле-ЗалесскомВарлаам вел записи чудес у гроба схимника Корнилия (ум. 1693), испособствовалосвидетельствованиюмощейКорнилияв1705г.митрополитом Ростовским Димитрием в присутствии царевны НатальиАлексеевны. Он же содействовал и установлению почитания схимонахаСергия, основателя Переславского Федоровского девичья монастыря,умершего в 1685 г., и прославлению схимонаха Адриана, убитогоразбойниками (гробница последнего была поставленав притворемонастырской церкви в Борсоглебском монастыре).74Практика покровительства родным монастырям была характерна идля людей, приближенных к патриарху Адриану: ризохранителя БоголепаЯковлева, постриженика и впоследствии настоятеля ВладимирскогоРождественскогомонастыря,иеродиаконаСтефанаСахарова,происходившего родом из Тихвина.75Хлопоты местного священника (Иоанн, и иночестве Исидор), всередине XVII в.

получает благословение на строительство церкви над73Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца,Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908.74Смирнов М. И. Переславль-Залесский. Его прошлое и настоящее. М., 1911. С.147–150; Лавров А. С. Канонизация и почитание святых мощей в России в первойполовине XVIII в. // Русская религиозность: Проблемы изучения.

СПб., 2000. С. 157,169 (сн. 6); Сукина Л. Б. Особенности почитания местных и региональных святых вПереславле-Залесском XVII в. // История и культура Ростовской земли. 2007 г. Ростов,2007. С. 85–92.75Сиренов А. В. 1) Патриарший ризохранитель Боголеп и два памятникамонастырской книжности конца XVII в. // Очерки феодальной России. М., 2003. Вып. 7.С. 238–255; 2) Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб.,2010. С.

318–319.387могилой Иродиона Илоезерского, вслед за чем архимандрит КириллоБелозерскогомонастыряМитрофанпроводитрозыскочудесахпреподобного) – пустынь со смертью Исидора фактически становитсяприходской церковью.76Записи чудотворений, ведшиеся в Никольской церкви в Яренгесвященником Варлаамом, и перенос им мощей безымянного усопшего вЯренгскую церковь в 1544стали отправной точкой создания культаИоанна Яренгского. Записи с течением времени пополнялись, появилисьсвидетельство о обретении мощей Логгина.

В 1625 г. по челобитной старцаИльиТелова из Яренги патриархФиларет инициировал розысксвидетельских показаний об Иоанне и Логгине. В 1638 г. мощи Иоанна иЛоггина были торжественно перенесены в новый храм Зосимы и СавватияСоловецких в Яренге в присутствии игумена Соловецкого монастыряВарфоломея и инока Сергия Шелонина, создавшего свою редакциюСказания об Иоанне и Логгине Яренгских.77Многие сказания о явлении святынь упоминают о покровительственовым культам со стороны власти (в более редких случаях – опротиводействии этим культам).Так, процветание монастыря преп. Кирилла Новоезерского связано сименем боярина Бориса Ивановича Морозова, на деньги которого вобители был возведен каменный храм (1652 г.), изготовлена новаядеревянная рака (1661 г.).78 Особое отношение Б.

И. Морозова к обители76Лифшиц А. Л. Локальный агиографический текст в историко-литературномконтексте XVII–середины XVIII столетий. Дис. … к. ф. н. Томск, 2009. С. 30–31.77Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятникилитературы XIII–XVII вв. Л., 1973.С. 213-234, 289-290; Сапожникова О. С. СергийШелонин…78Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания. Исследование итексты. М., СПб., 2011. С. 11, 219.388связано с тем, что заступничеству преп.

Кирилла он приписывал свое вполном смысле чудесное спасение в 1648 г.Так, с именем известного писателя и публициста, князя СеменаШаховского, сосланного на воеводство в 1645 г., затем переведенного вУстюг, потом в Сольвычегодск –связано прославление устюжскихсвятых.79Роль светской власти, олицетворяемой воеводой, в прославленииместных святынь была весьма велика.

Так, в 1617–1619 гг. чердынскийвоеводаГ.Ладыгинсодействовалупрочениюкультаявленнойчудотворной иконы Николы Мирликийского в селе Ныробе. 80Следствие воеводы Б. И. Камынина, возникшее после подачи вЧердынскую приказную избу сказки о явлении иконы БогоматериТихвинской, признало икону явленной и чудотворной.

По приказу воеводына месте явления была воздвигнута часовня и назначено «на всякий год поосми алтын по две денги из мирских денег» на воск и фимиам.81Столкновение интересов светской и церковной власти иногда, какможно предположить, принимали характер спора двух святынь, как вслучае с Абалацкой и Казанской Тобольской иконами.В период конфликта архиепископа Симеона и воеводы ИванаХилкова архиепископ отправился в Москву искать защиты – в егоотсутствие была явлена Казанская иконы Богородицы и создано Сказаниео ней – «Воеводская редакция, где главным действующим лицом79Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии иИоанне Устюжских. СПб., 2010.80Пермские епархиальные ведомости за 1870 г. Пермь, 1871.

С. 353-357; АИ.СПб., 1843. Т. 3. № 149. С. 241-244; Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1882. 2период. С. 30-34. Бруцкая Л. А. Сказания о явленных и чудотворных иконах вПермском Приуралье XVII-XVIII вв. // Источники по истории народной культурыСевера. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1991. С. 61.81Бруцкая Л. А. Сказания о явленных и чудотворных иконах в ПермскомПриуралье XVII-XVIII вв. С. 61.389изображен воевода князь Хилков: […] ему докладывают о видениях, адалее организует строительство церкви, участвует в ее оснащении, «творитканон»,т.е.фактическивыполняетмногиеобязанностиархиепископа…»82.С активной позицией светских властей связано и прославлениеновгородского архиепископа Феоктиста (1300—1310 гг.). В 1644 г.новгородский наместник князь Василий Ромодановский соорудил часовнюна месте обрушившегося храма в Благовещенском монастыре, гдепокоились мощи святителя, в 1667—1668 гг.

устроил над мощами раку сликомсвятогоФеоктиста.МощисвятогооткрытохранилисьвБлаговещенском монастыре с 1707 по 23 января 1786 г., когда они былиперенесены в Юрьев монастырь.Ярким примером случая прославления по прямому указаниюсветской власти может служить установление празднование Вассиану иИоне Пертоминским.После того, как близ Унской губы Петр I, сопровождаемыйархиепископом Афанасием, попал в шторм, но остался невредим, Петр I нетолько повелел обрести мощи, но и дал распоряжение игумену прийти встолицу и написать службу.83 Однако сочинение «О высочайшихпришествияхАлексиевича...великогоизгосударяцарствующегоцаряиградавеликогоМосквыкнязянаПетраДвинукАрхангельскому городу, троекратно бывших» (М., 1783), автором которогосчитается архиеп.

Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи спосещением царя.82Ромодановская Е. К., Шашков А. Т. Сибирские видения 1662 г. в контекстеантиниконовской борьбы // Ромодановская Е. К. Сибирь и литература. XVII в.Новосибирск, 2002. С. 322, 323.83Симонов А. Н. История канонизации русских святых в конце XVII–первойчетверти XVIII в. Автореф. дис.

… к. и. н. СПб., 2011.390Если говорить о более позднем периоде, то примером процветаниякульта благодаря личности правящего архиерея может стать эпохамитрополита Тобольского и Всея Сибири Филофея (Лещинского). Вдекабре 1702 он обратился к Петру 1 с челобитной, прося перенести мощиВасилия Манзейского из Туруханского монастыря в Тобольск (получилотказ). В июне 1719 г. святитель приехал в монастырь для поклонениямощам Василия Мангазейского, перенос мощи в новую церковь – ввоспоминание этого в обители был учрежден местный праздник.Святитель освидетельствовал мощи и написал канон .

В годы пребыванияФилофея на кафедре было составлено 3 службы Василию – и имя отрокастало известно за пределами Сибири. Преемник же Филофея Антоний(Стаховский), напротив, распорядился, чтобы мощи «были сокрыты вземли внутрь монастырской ограды», над мощами была устроена часовня.6.3. Запрет на почитание.Очевидное покровительство вновь возникающим культам, имевшееместо до 1650-х гг., с началом церковного реформирования сменилосьнастороженным отношением. В первую очередь это было вызвано,очевидно, тем, что почитание отдельных святых связывалось состоронниками старой веры.

Хрестоматийными являются примеры спамятями Анны Кашинской и Ефросина Псковского, почитание которыхсодержало обрядные детали, отвергнутые реформаторами.84 Близкаяситуация сложилась с почитанием Максима Грека – существует мнение,что празднование ему было установленопо благословению патриархаИова в 1591 г.,85 а деканонизация была осуществлена устно в связи сособым его почитанием среди старообрядцев. Однако некоторые изъятия84См. популярный обзор на эту тему с точки зрения сторонника старой веры: Чистяков Г. С.Святость под запретом [электронный ресурс: http://ruvera.ru/articles/svyatost_pod_zapretom#_ftnref12]85Андроник (Трубачев). Канонизация святых в Русской Православной церкви…391из пореформенных святцев, рассмотренные Е. Е. Голубинским на примереУстава 1682 г., идеологическую подоплеку вряд ли имеют.86Очевидно, что часто отсутствие документальных письменныхсвидетельств канонизации становилось поводом для запрета почитания.Надо полагать, сказания, жития и записи чудес в качестве таковыхрассматривались с большой натяжкой.Как отмечается в литературе, в ходе пересмотра отношения кместным подвижникам в целом меньше проблем возникало у культов,которые были лучше организованы: например, Артемия Веркольского.87В случае же с территориально близким культом ПараскевыПиринемской (почитаемой, в частности, как сестра отрока Артемия) – вмае 1710 г., когда бывший приходской священник Алексей Яковлев отлица прихожан ходатайствовал перед архиепископом Рафаилом оразрешении петь молебны при мощах – Рафаил, узнав «что в прежниевремена молебнов не пели», велел опечатать часовню и на следующий годотправил в Пиринему комиссию для освидетельствования мощей.88Особый размах преследование местных культов приобрело сучреждением Синода и попыткой ввести практику постепенного переходасвятыни от статуса чтимой в отдельной местности к официальномуустановлению празднования в максимально жесткие системные рамки.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее