Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 73
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 73 страницы из PDF
И в этом отношении практикапрославления святых в России находит определенные аналогии спрактикой установления культа святых на Западе. Как отмечал П. Браун,важным фактором в успешном установлении культа было наличиезаинтересованныхлиц,сохраняющихпамятьотомилииномблагочестивом человеке.11Напротив, при определенных обстоятельствах празднования моглине устанавливаться в епархии в течение продолжительного времени ивозобновиться только при смене церковного руководства.12«Волны» канонизационной политики можно наблюдать в эпохупребывания на патриаршестве Иоасафа I, Иосифа, Никона, затем Иоакима.Если имена первых трех патриархов неоднократно упоминались выше, тодеятельность Иоакима остается немного в тени, в связи с активноначавшимся в период патриаршества Питирима и Иоасаф II отказом отполитики установления празднования местным святыням.
Однако Иоакимспособствовал прославлению и местных икон (см. выше сюжет об иконе11Brown, P. The Cult of the Saints. Its Rise and Function in Latin Christianity.Chicago, 1981. Перевод на рус. яз. Браун П. Культ святых: Его становление и роль влатинском христианстве. М., 2004.
См. также: Тире И. Тверской и московскийконтексты… С. 83.12«…в период с 1581 до конца 1620-х гг. не было канонизировано ни одногосвятого Ростовской епархии. В патриаршество Филарета активизировался процесс пособирании «русской святости». Ростовский архиерей активно включился в этотпроцесс..». (Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: история почитания. СПб., 2011. С.207–208)367Богоматери Всех Скорбящих радость) и святых – в частности, при нембыло установлено (или подтверждено празднование, установленное приновгородскоммитрополитеНиконе)празднованиеНикандруПсковскому.136.2. Роль личности в создании культа.О том, как развивались культы местных святынь в епархияхМосковского царства, можно судить из следующих примеров.Личностью, несомненно, способствовавшей популяризации культаместночтимых святынь, был, например, архиепископ Суздальский иТарусский Серапион (1634–1653).14 При нем были построены и расписаны(если верить Анании Федорову, лично) храмы во имя суздальскихепископов Иоанна и Феодора.
Вполне вероятно, что одна из редакцийЖития Иоанна епископа Суздальского (краткая) было создана поинициативе Серапиона в 1630–1640-х гг.15 Пекся он не только о древних,но и о новоявленных святынях. По его доношению было начаторасследование чудес от иконы Богоматери Казанской, явившейся вСуздальском уезде в селе Глумово.16 При Серапионе получил оформлениекульт Софии-Соломонии, первой жены Василия III, почитавшейся и какзащитница города Суздаля в период Смуты – одно из чудес СофииСоломонии (первое из них датировано 1602 г.) повествует как раз о том,как в 1609 г. «приходил в Суздаль Лисовской пан с товарищи своими на13Голубинский Е. Е.
История канонизации… С. 132.14О его жизни достаточно подробно говорит Анания Федоров: Историческоесобрание о богоспасаемом граде Суждале Анания Федорова // ВОИДР. 1855. Кн. 22. С.5–6, 34–35, 116–117. О письменном наследии Серапиона см.: Зиборов В. К. Серапион //СККДР. Вып. 3, ч.
3. С. 336–337.15Усачев А. С. Житие святого Иоанна, епископа Суздальского // Вестникцерковной истории. 2008. № 2. С. 13.16Грамота патриарха Иосифа архиепископу Серапиону (Макарий (Булгаков).История русской церкви. М., 1996.)368разорение града Суздаля и честных обителей. И как тот пан Лисовскойприехал к Покровскому девичью монастырю, и в то время явися святаяпреподобная княгиня София тому пану во образе своем со свещею,страшна велми. И учала его в то время свещею палити.
И в том часе впадеокаянный в недуг велик и … отоиде от Покровского девичья монастыря» 17Следующий блок чудес датируется периодом 1627–1656 гг. К серединеXVII в. были составлены тропарь, кондак и Служба Софии-Соломонии, а вграмоте патриарха Иосифа 1650 г., адресованной суздальскому владыкеСерапиону, указывается: «над гробницею… положить покров и петьпанахиды и молебны, как ведется по чину», что позволяет, с однойстороны, сделать вывод о том, что Софии-Соломонии было установленопразднование (пение молебна), с другой (пение панихид) – что онаоставалась чтимой усопшей, т.е. местной канонизации по существу небыло.18 Следует также отметить, что через несколько лет после смертиСерапиона запись чудес у гроба Софии-Соломонии прекратилась.СуздальскийвладыкаСтефанпослевосстановлениянаархиепископской кафедре в 1666 г.
принимал активное участие всвидетельствовании святынь в своей епархии. в 1668 г. обрел нетленныемощиАрсенияЭлассонского,панихидноепоминаниекоторогосуществовало и раньше, а в 1660 г. над могилой была устроена деревяннаягробница и написана икона.19 В 1675 г. он же докладывал царю Алексею17Токмаков И. Историческое и археологическое описание Покровскогодевичьего монастыря в городе Суздале. Владимир, 1913. Приложение.
С. 18–22.18Голубинский Е. Е. История канонизации… С. 278, 341, 567; Глухих Т.Ю.Литературные сборники с житием Соломониды Сабуровой // Вторые Макушинскиечтения (23–24 мая 1991 г., г. Томск). Томск, 1991. С. 154–157; Романова А. А., СиреновА. В. Житие Соломонии (Софии) Сабуровой // Словарь книжников и книжностиДревней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4.
С. 409–411.19Маштафаров А. В., Флоря Б. Н. Арсений Элассонский // ПЭ. М., 2001. Т. 3. С.445.369Михайловичу о мощах сына Юрия Долгорукого Бориса, находившихся вКидекшенском монастыре.20В случае с освидетельствованием чудес Шуйской иконы БогоматериСтефан занял весьма скептическую позицию, о чем свидетельствует«Книга свидетельства чудотворнаго образа пречистыя БогородицыОдигитрия чудесем, что в Шуе» (ГИМ, собр. Уварова, № 196-4о. 74 л.).После того, как с 1666 г. началась запись чудес, духовенствоВоскресенской церкви в Шуе в 1667 г. обратились к царю АлексеюМихайловичу с челобитной, где перечислялись чудеса и прилагался ихперечень.
В Шую была послана комиссия, возглавляемая архиепископомСтефаном, которая встретилась и с отказом свидетелей от записанных вперечне чудес показаний, и сама достаточно скептично отнеслась кчудесам от новонаписанной иконы, заступничеству которой былоприписано окончание морового поветрия.21 «Книга свидетельства…»включает, помимо тщательного описания самой иконы, подробноедокументальное описание розыска свидетелей, перечень несостыковокСказания с реальными обстоятельствами.
Так, исцеленнаяе согласно20Леонид, архим. Стефан, архиепископ Суздальский // ЧОИДР. 1876. Кн. 1. Отд.V. C. 230–233; Устинова И. А. Церковные реформы XVII века в зеркале биографии:Суздальский архиепископ Стефан перед судом трех соборов // Средневековая личностьв письменных и археологических источниках: Материалы Международной научнойконференции.
Москва, 13–14 октября 2016 г. М., 2016. С. 202–208.21Ebbinghaus A. Die altrussische Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S. 32–34,94, 128; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // Словарь книжников икнижности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 600–603. К названным в статьеспискам можно добавить также рукопись РНБ, собр. Погодина, № 930, 3-я четв. XVIIIв., л. 73 об.–149 об. (83 чуда). Время составления Сказания, по наблюдениям Д.
М.Буланина, может быть определено как период между сентябрем 1666 г. и приездомкомиссии (о которой не упомянуто в Сказании и Похвальном слове). Бушкович, 1992 с.96. Ранкур-Лаферьер Д. Традиция почитания икон Богоматери в России глазамиамериканского психоаналитика. М., 2005. С. 72.370Сказанию (Увар. 196. Л. 49): «Деревни Елизарова Михайлова крестьянкаШалимова Терентьева жена Марья сказала: болели де у меня очи десят лети не видела ничево, и исцелела де я от образа Пречистыя Бдцы».
Однако «всыску про нее сказали тоеж деревни Елизарова да деревни Клинковакрестьянин Артемеи Иванов с товарыщи четыре человека что она Марьяневидитпопрежнему».Быливыявленыи«мертвыедуши»,свидетельствованные в Сказании: «Села Дунилова Ларионова дочФедорова девка Акилина не сыскана и такова де человека в селе Дуниловенет» (Увар. 196, л. 63).В Ростове в период между смертью патриарха Адриана иучреждением святейшего Синода местные святые свидетельствовались иростовским митрополитом Димитрием (в 1705 г. при нем былиосвидетельствованымощисхимникаБорисоглебскогомонастыряКорнилия, их было разрешено поставить в новопостроенный храм и былсоставлен тропарь и кондак).22 При преемнике Димитрия Досифее в 1712 г.над гробом юродивого Онуфрия (ум. 1668) в Романове была построеначасовня.23Много примеров бережного отношения к святыням демонстрируетистория Вологодской епархии.
Ярким представителем вологодскойиерархии был, в частности, Иона Думин (1589–1603, затем митрополитРостовский и Ярославский) – книжник, агиограф и составитель одной изредакций Степенной книги, чья деятельность неоднократно привлекалавнимание исследователей.2422Лавров А. С. Канонизация и почитание святых мощей в России в первойполовине XVIII в. // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 157, соссылкой на Иоасафа, 1860, С. 95-97)2324Лавров А.