Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиРоманова Анастасия АнатольевнаПочитание святых и чудотворных икон в Россиив конце XVI – начале XVIII в.:религиозная практика и государственная политикаСпециальность 07.00.02 – Отечественная историяДиссертация на соискание ученой степенидоктора исторических наукСанкт-Петербург2016СодержаниеВведение4Глава 1.
История почитания святынь в отражении11источников и историографии1.1.Памятисвятыхипразднования111.2. История почитания святых в России в36чудотворным иконам в источниках.отечественной литературе.Глава 2. Терминология672.1. Понятия, используемые в работе, и их67трактовки.2.2.Проблемапочитаниябезымянных128Глава 3. Житийные источники, жития XVIII–143святых.XIX вв., своды и сборники житий и сказаний обиконах.3.1.
Житийные источники в целом.1433.2. Жития XVIII в.165Глава4.Внежитийныеписьменные229свидетельства о почитании.4.1. Памяти святых.2294.2. Памяти святых в старообрядческих247месяцесловах4.3. Памяти русских святых и службы им в259обиходе русских монастырей.4.4. Своды сведений о святых и чудотворных271иконах.Глава5.Социальныеисоциально-295экономические аспекты почитания святынь5.1. Объекты почитания.29525.2. Чудеса от святынь.304Глава 6. Почитание местных святынь3636.1. Собирание святости на местах3636.2.
Роль личности в создании культа.3686.3. Запрет на почитание391Глава 7. Государственная политика почитания408святынь7.1. Формирование официального культа408святых7.2. Власть и почитание святых424Заключение433Источники и литература440Список сокращений5073ВведениеВ исследовании делается попытка проследить развитие и аспектыпочитания российских святынь в Московском государстве, генезисотношения церкви, государственных институтов и представителей властико вновь возникающим культам, общие вопросы и практика почитаниясвятых.В работе мы ограничились почти исключительно источниками опочитании святынь, явленных в Московском государстве. Материал опочитании святынь в России в целом громаден, и основание для такоговыбора состоит, прежде всего, в том, что в этот период о почитании святыхи икон, прославленных именно на территории Московского государства,можно говорить как об определенном явлении и отчетливой тенденции.Значительная часть входящих в церковный месяцеслов памятей святыхгреческой церкви и икон, принесенных из Греции и с Балкан не былидостаточно знакомы русскому читателю, за исключением наиболееобразованной, и соответственно достаточно узкой его части.Что касается святынь, принесенных в Россию с христианскогоВостока, это предмет особого рассмотрения, хотя, несомненно, некоторыеаспекты почитания святости невозможно охватить не привлекая материалосвятынях,1прибывшихсВостокаилиЗапада.1СуществовалаВзгляд на эти святыни может быть с разных точек зрения, см., например:Каптерев Н.
Ф. Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVIIстолетиях. М., 1885; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2; ФонкичБ. Л. Чудотворные иконы и священные реликвии Христианского Востока в Москве всередине XVII в. // ОФР. М., 2001. Вып. 5. С. 70–97; 2) Чудотворные реликвииХристианского Востока в Москве в середине XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М.,2004 (Россия и Христианский Восток.
Библиотека, вып. 5); Многоценное сокровище.Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России. М., 2005; Турилов А. А. Рассказыо чудотворных иконах монастыря Хиландарь в русской записи XVI в. // Турилов А. А.Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и4определенная разница в отношении к святыням, явленным в Российскойземле и за ее пределами. Впрочем, некоторые православные святынивоспринимались как часть «русских» независимо от происхождения (так,например,АндрейЮродивыйпочиталсякакславянинпопроисхождению).2 Некоторые из святынь, такие как икона Черногорской(Казанской) иконы Богоматери(не говоря о более ранних явленныхиконах византийского происхождения, таких как Торопецкая), хотя полегенде и происходят с Востока, были почитаемы после появления вРоссии, здесь велись записи их чудес, и т. п.Хронологические рамки диссертации приблизительно определеныкак 1589 г.
– время учреждения патриаршества – и 1721 г. – год основанияСинода. Однако обе эти даты могут рассматриваться исключительно каквехи: почитание не имеет четко датируемых временных рамок: многиекульты, возникшие и существовавшие в рассматриваемый период,несмотря на запреты как со стороны церковной власти, так и со сторонывласти светской, сохранились, более того, живы по сей день иливозродились. Кроме того, привлекаемая к анализу рукописная традицияисточников о почитании зачастую существенно более поздняя.ВисследованииМосковскогорассматриваютсягосударства,приэтомпреимущественносвятынивстепенизначительнойпрославленные на севере и в центральных районах, и в меньшей степени вкультуры славян. Этюды и характеристики.
М., 2012. С. 718–755; Ченцова В. Г. ИконаИверской Богоматери (Очерки истории отношений греческой церкви с Россией всередине XVII в. по документам РГАДА). М., 2010. 416 с.; Буланин Д. М. Опыткомплексного описания: Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: (Изистории образа по памятникам, учтенным в «Словаре книжников и книжности ДревнейРуси», а также пропущенным при его подготовке) // Словарь книжников и книжностиДревней Руси.
СПб., 2012. Вып. 2, ч. 3. Приложение. С. 427–763.2Традицию эту поддерживает и современная церковная историография, см.:Андроник (Трубачев), сост. Святая Русь // Макарий, митр. История русской церкви. М.,1995. Кн. 2. С. 652.5южных приграничных районах и в Сибири, что диктуется, в частности,лучшей сохранностью источниковой базы, а также имеющимся враспоряжении автора диссертационного исследования материалом,Цель исследования состоит в комплексном исследовании феноменапочитания явленных в России святынь в период после установленияпатриаршества и до начала XVIII в.В работе предполагается решение ряда основных задач:– определить основания для оценки и определения святости– очертить круг источников, посвященных святыням Российскогогосударства в период после установления патриаршества- рассмотреть характерные особенности практики почитаниясвятынь- выявить факторы, определяющие отношение Церкви и государствак святыням- указать черты государственной политики, оказавшие влияние напочитание святынь.- определить место святынь позднего Московского царства висторической памяти последующего периодаВ данной работе мы рассмотрим конкретные вопросы почитаниясвятых и чудотворных икон, включая некоторые аспекты и проблемыистории канонизации, а также круг источников, позволяющих говорить оналичии или отсутствии почитания.
Отметим, что подробное изучениевозникновения, расцвета, существования или упадка каждого конкретногокульта, его отражение и преломление во всех сохранившихся письменныхи устных источниках, а также современная история почитания там, где онаимеетместо,вомногихслучаяхзаслуживаетподробногоисточниковедческого исследования, и, естественно, в рамках одной работы6могут быть охвачены только отдельные вопросы и проблемы. Многиеисточниковедческие задачи в исследовательской и справочной литературеуже получили решение, что позволяет представить картину болееобобщенно.Кроме того, особо подчеркнем, что в работе не ставилась задачасудить об обоснованности той или иной формы почитания святынь –почитаемые иконы и святые (места их захоронения, мощи, и прочиереликвии) рассматриваются как реалия общественно-религиозной жизни.Почитание разных типов святынь имеет свои особенности.
Особенновелико многообразие объектов почитания в том явлении, котороеименуется «народным православием»,3 однако граница между «народным»и «официальным» православием трудно определима.Объединение наблюдений над почитанием святых и почитаниемикон вызвано значительным сходством в традиции почитания. Более того,для рассматриваемого периода достаточно часто жанр жития и жанрсказания об иконе объединяются в повествовании о приносе чудотворнойиконы на место основания нового монастыря, хотя в таком случае, какправило, житие подвижника оказывается несколько в тени. К числу такихотчасти сказаний – отчасти житий относятся многие агиографическиепамятники XVII в.Основным объектом исследования в данной работе выступаютписьменные памятники, созданные с целью прославления двух типовсвятынь: собственно святых, вне зависимости от чина, и чудотворныхикон.
Текстология отдельных произведений и проблемы литературногозаимствования из авторитетных источников рассматриваются лишь вотдельных случаях, т. е. этапы литературной истории памятников не3БеловаО.В.Христианствонародное//Славянскиедревности:Этнолингвистический словарь: в 5 т. М., 2012.
Т. 5. С. 462–466; Панченко А. А.Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-ЗападаРоссии. СПб., 1998.7являютсяпредметомотдельногорассмотрения.4Особоевниманиеуделяется малоизвестным в историографии памятникам агиографии иагиологии, а также внежитийным источникам: таким как месяцесловы иуказателиуставныхчтений.Письменныепамятникиправославнойкультуры XVIII в.
в целом изучены очень фрагментарно: значительнолучше дело обстоит с изученностью иконописи и памятников архитектуры,не говоря уже о новых литературных жанрах и авторской светскойлитературе. Подчеркнем, что в научный оборот введено также большоеколичество делопроизводственных источников XVIII в., связанных сгосударственной политикой в отношении святынь, однако по большейчасти это источники, связанные с судебным делопроизводством, особеннопопулярным в связи с рассмотрением дел о приверженцах старой веры,сектанах или колдовстве, а не с почитанием.
Культура почитания святых иявленных икон в XVIII в. во многом сохраняет черты предшествующегопериода, а в ряде случаев сберегает памятники этого времени.Конечно, почитание святых и почитание икон имеет своюспецифику.Однакопочитаниеихкаксвятыньодногопорядкапрослеживается в древнерусской месяцесловной традиции. Можноговорить о том, что сказания о монастырях – это жанр, имеющий общиечерты и с исторической повестью, и с агиографическими памятниками.Так, Н. А. Охотина-Линд полагает возможным относить сказания омонастырях к историческим повестям и отмечает, что сами по себе этисказания к концу XVII в. либо превращались в «полное баснословие», либоявляли собой «зарождающуюся историографию».5 Впрочем, если речь4Литературная история большого количества житийных текстов подробноизучена в историографии (конкретные примеры такого рода исследований приведены вглаве 1).5Охотина-Линд Н.