Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 71

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 71 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 71 страницы из PDF

Пос. Умба – с. ВарзугаТерского р-на Мурманской обл., 28–30 января 2015 г. СПб., 2016. С. 110–118.155Как, например, в списках БАН, Архангельское собр., Д 233, РНБ, собр.Погодина, № 1582, НБ МГУ, ОРРК, № 293 (сборник Моховикова).355Нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христаглаголющ в церкви: “красих ум бо аз горы и холми и всю вселенную, а отпияниц и котории человецы табак пиют, лице свое от них отвращаю и немогу зрети на них, такожде и неподобныя брани и всякия злобы инеправды многия не могу терпети”».156Традиционные поучения о вреде сквернословия и табака содержатсяи в ряде других сказаний о явленных иконах, в том числе в Сказании оиконе Богоматери Казанской, явившейся на Святой горе в Авнежскойволости в 1666 г.

Икона велела визионеру – некоему Евсевию –«проповедати в народ», призывая христиан воздерживаться от дел в средуи пятницу и усердно молиться, и также наказала поставить на Святой горечасовню и поместить в ней явленную икону. Евсевий не выполнил этого ибыл наказан – правая рука «присохла» к груди, после чего он выполнилраспоряжение.

Во вновь построенной часовне были поставлены иконыБогоматери и Прокопия Устюжского и во время молебна в Евсевий былпрощен.157Несколько менее известным примером морализаторства являетсясохранившееся в единственном списке 1-й трети XVIII в. (РНБ, Q.I.1384, л.138–154 Сказание о иконе Богоматери Тихвинской в Чердынском уезде).Название произведения в рукописи не указано, нач.: «Лета седмь тысящсто четыредесять шестаго году октября в пятый на десять день. ВЧердынском уезде на пустынном месте меж деревнями Сюрсем и Воцким156НБ МГУ 293, л.

528. В списке НБ МГУ 17 чудес, в конце л. 538 сохранилосьуказание на источник и на дату переписки (?): «В лето 7224го, а взята у москвитинаПагкратия Гаврилова сына Манатейника».157Изд. фрагмента (чуда о Евсевии): Каталог собрания рукописей П. И.Савваитова / Сост. И. А. Бычков. СПб., 1900. Вып. 1. № 24. С. 22–23. См. также: ПигинА.

В. Из истории русской демонологии XVII века: Повесть о бесноватой женеСоломонии. Исследование и тексты. СПб.: Koeln, 1998. С. 70, примеч. 7.356бысть явление Иосифу да Еуфимию Косминым детям Бебяковым…». В С.повествуется о явлении некоему Иосифу Бебякову Богородицы, котораясообщила ему о том, что произошло с иконой Тихвинской Богоматери,ранее стоявшей у него с братом в доме: «ныне отступил той образ из домувашего за ваше беззаконие, что вы живете между собою не советно иимеите ненависть великую, а любовь от себе отвергосте, и лаетеся аки пси,а свечь и молебства николи же бывает». Богородица приказывает Иосифунаправиться в город (Чердынь) в соборную церковь и возвеститьсвященникам и воеводе, «дабы пришли со всем освященным соборомобразу пресвятыя Богородицы Тихфинския молитися и грехов своихкаятися».

Встав ото сна, Иосиф нашел и сам образ Богоматери, «на древестоящ, и три свещи пред образом горящи, и того ему убоявшуся, и быстьво ужасе в том часе, явления же того во граде воеводе и в соборной церквине поведа никому же младости ради, поне же минувшу ему Иосифу отрождения девять лет». Однако на четвертый день, после очередноговидения, Иосиф отправляется к воеводе Б. И. Камынину, тот же посылаетпопа Стефана Колотилова, дьячка Трифона Неклюдова и попа Онисимовапогоста Давида для совершения молебна.

Как следует из текста Сказания,на месте явления иконы была выстроена часовня, на содержание которойиз мирских денег были выделены средства на воск и фимиам.В тексте рассказано о 23 чудесах от явившейся иконы. Героямимногих чудес являются все те же братья Бебяковы: Богородица даетИосифу разные указания, спасает его, когда он тонет в реке, сообщаетодному из братьев, Родиону Космину Бебякову, о том, что Иосиф болен,поскольку не выполнил обета. Наибольший интерес представляет восьмоечудо.

В нем рассказывается о явлении Иосифу пономаря ТихвинскогоУспенского монастыря Георгия Юрыша, который ведет его ко вновьвыстроенной часовне и показывает ему, как архимандрит Пыскорскогомонастыря с братией молятся Богоматери, чтобы та избавила от нашествиятатар Иоанно-Богословский монастырь в Чердыни, как прежде она357избавила от нашествия Тихвинскую обитель. Архимандрит протягиваетИосифу чашу для сбора подаяния на создание церкви на месте вновьявившейся иконы и показывает ему с горы битву христиан с неверными.На вопрос Иосифа, почему гибнет так много православных, архимандритотвечает: «Падут те христиане, которые великий пост и во иныя посты поуказу великаго государя царя и великого князя Алексиа Михаиловича всеяВеликия и Малыя и Белыя России самодержца и по грамоте великагогосподинапреосвященнагоепископаАлександраВятцкагоиВеликопермьскаго в те святые посты не постилися и святых Божиих таинне причащались, и глаголют они: “Завели де то дело сами попы для своейкорысти”.

А иных православнаго христианства народу падет, которые межсобою лаются, аки пси, матерною бранью и проклятую траву носом тянутради мерзскаго пиянства, а иных много в плен ведоша. Кои православныехристианы с чистою совестию на рати падут, и те от Господа не отыйдут, акоих плениша, и они во веки погибоша. Сие наказание за вашепренепослушание, что они отцев своих духовных заповеди не хранят и недеръжатся и матерной брани не престанут». Это чудо примечательно в томотношении, что в его тексте Иосиф говорит о себе от первого лица.

Крометого, оно выпадает из хронологического ряда (последнее — 23-е чудодатировано 1653 г.), так как не могло быть написано ранее 1658 г. (когдаАлександр Вятский занял кафедру). Среди многочисленных сочинений,посвященных чудесам от икон, созданных в Пермском Приуралье в XVII в.(большая часть их, по данным Л. А.

Бруцкой, сохранилась в местныхлетописных памятниках), находящиеся в Сказании чудеса отличаютсяяркостью описаний. Упомянутое восьмое чудо, написанное от лица героя— Иосифа Бебякова, позволяет предположить, что он сам, к тому времениповзрослевший (между датой явления и событиями, описываемыми ввосьмом чуде, прошло боле двадцати лет), принимал участие всоставлении памятника. Данное предположение позволяет объяснитьнесообразность сюжета, заключающуюся в том, что свои обличения в358грехах, из-за которых икона покинула дом Бебяковых, Богоматерьадресует девятилетнему отроку.158Запрет на пьянство, курение и брань содержит и Сказание о иконеБогоматери Тихвинской в Устюжском уезде (нач.: «Поведа некий мужименем Иван о явлении…»), в котором рассказывается о событиях июня1663—октября 1664 г.

Во сне крестьянину Ивану Михайловичу являетсяБогородица и указывает, в каком месте в лесу он должен обрести образ ипринести ее в церковь Вознесения Христова в Пермогорскую волость.Найти икону на горелом сосновом пне удается только со второй попытки.За рассказом об обретении следуют три сообщения об исцелении от иконы.В уста Богородицы вложен наказ попу церкви Вознесения Козьме и всемуприходу о том, чтобы не ругались, не пили и не курили.

Повесть известна вдвух списках в составе одного и того же сборника: ГИМ, Синод. № 850, л.228—229, 696—697.159Отказ от пьянства – один из мотивов явлений преподобногоКиприана Устюжского монаху Иосифу, зафиксированных под рядом летво второй редакции Устюжского летописца. Первое из них произошлокогда визионер пребывал «в хлебной службе в монастырском смирении вчепиот пиянства», после чего «явися ему во сне преподобный отецКиприан и много претя, дабы воздержался от пианства».

Запись чудеспредставляет собой интересный образец «живого общения» визионера сосвятым.160158Бруцкая Л. А. Сказания о явленных и чудотворных иконах в ПермскомПриуралье XVII–XVIII вв. // Источники по истории народной культуры Севера:Межвузовский сб. научных трудов. Сыктывкар, 1991. С. 61–62; Романова А. А.Сказание о иконе Богоматери Тихвинской в Чердынском уезде // Словарь книжников икнижности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч.

4. С. 597–598.159Власов А. Н. 1) Устюжская литература XVI—XVII веков. Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995. С. 100–103.160ПСРЛ. Т. 37. С. 122–123.359Видения Богородицы с запретом матерной брани встречается и всказании об иконе Одигитрии в Сольвычегодске, в первом из которыхрассказывается о девятилетнем мальчике Михаиле Емельянове, которому ввидениях было велено рассказать жителям города о необходимости вестихристианский образ жизни и отказаться от неподобной брани (1644 г.)161Требование «чтобы люди матерно не бранилися и табаку б у себя вдомех не держали и ….

по воскресным дням и в господские праздники неробили» содержит в себе и Сказание о чудотворной иконе УспенияБогородицывОбвинскомВерх-ЯзвенскомУспенскоммонастыре,опубликованное Д. К. Уо.162Проповеди более общего характера – призыв к покаянию иправедному образу жизни – также весьма распространенный мотивявления икон.Богоматерь является Екатерине, не исполнившей в свое времяданный обет, и велит ей призывать людей к покаянию и праведному образужизни: после третьего явления Екатерина отправляется в НижнийНовгородкиконописцу Григорию,у которогонаходится образБогоматери, и передает деньги для украшения образа.163Помимо явлений Христа и Богоматери, с проповедью покаяния вгрехах, в том числе в употреблении матерной брани, выступает и НиколайЧудотворец.161Изд.: Рассказы о чудесах от иконы Божией Матери Одигитрии «Цесарской» вгороде Сольвычегодске // Власов А.

Н. Сказания и повести о местночтимых святых ичудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI–XVIII вв. СПб., 2011. С.172–205.162Уо Д. К. История одной книги. С. 296–297163Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Страстной // Словарь книжникови книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 4. С. 594.360Сказание о чудотворной иконе Николы Великорецкого в раннейредакции164 («Повесть о явлении чюдотворнаго образа Великорецкого, ижево святых отца нашего Николы архиепископа Мир Ликийских ивселенскаго чюдотворца», нач. «Слышахом от многих древних людей…»)включает несколько чудес сер.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5221
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее