Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 83
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 83 страницы из PDF
М., 2005.417Постепенно, а в эпоху начала 1650-х гг. можно говорить ипланомерно, формируется пантеон святителей. Представители власти, впервую очередь церковной, всегда поощряли культы иерархов, особенномосковских первосвятителей. По существу местный культ трех московскихсвятителейвофициальнойдокументацииприобрелстатусобщероссийского. Культ Петра, Алексея и Ионы получил отражение вовсех областях церковного искусства и литературы. Он отражен виконописной программе, в частности в системе росписей Благовещенскогособора Московского Кремля.36 Изображения митрополитов выделяются напрограммной иконе Успенского собора «О тебе радуется».37 Три святителяпоявляются на полях икон («Богоматерь Петровская» Назария Савина(1614)).
Павел Алеппский в середине XVII в. упоминает среди впечатленийот въезда в Москву «образ девы на престоле с московскими архиереями вмолении перед ней» над восточными воротами.Празднование Петру Алексею и Ионе было установлено по образцупразднования трем святителям в 1595 г.38 Этому событию посвященынесколько литературных памятников «Сказание о уставлении общеготоржества трех святителей» и «Сказание о чудесах святых чудотворцев36Кулакова И. П. К истории Московского Кремля как религиозного центраконца XVI–начала XVII века: (О почитании святителей Петра, Алексея и Ионы) //ГИКМЗ «Московский Кремль»: Материалы и исследования. Вып. 15.
Кремли России.М., 2003. С. 143, сн. 11.37Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексея изУспенского собора в Кремле в связи с русской агиографией // ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23.С. 204.38Однако использование воды с мощей Петра, Алексея и Ионы известны отболее раннего времени (в моровое поветрие 1592 г. святая вода посылалась с их мощейв Псков – о прецедентах см. также: Мельник А.
Г. Вода и культы святых на Руси XI–XVII веков // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианскогомира: Сб. материалов Международного симпозиума. Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2014.С. 136–138).418Петра и Алексея и Ионы московских, како избави Господь Бог молитвамиих царствующий град Москву от нашествия иноплеменных», Служба наобщий праздник трех святителей.
Память трех святителей была закрепленапутем освящения в их честь новых храмов, связанных так или иначе сПатриаршим домом: в Никольском 13 сентября 1595 (еще до установленияпраздника), на Патриарше дворе на сенях в 1604, и церковь близ Солянки1670-х гг. Предполагается, что хотя, по «Сказанию», идея установленияпраздника принадлежала царю Федору, главным вдохновителем былпатриарх Иов. Иов, всячески поддерживавший династию Годуновых, в1605 г.
разослал окружную грамоту с присягой Федору Борисовичу«милость Божия и Пречистые Богородицы и великих чудотворцов Петра иАлексеяиИонымолитва,даинашегоосвященногособораблагословение».39С начала XVII в. в источниках фигурирует Трехсвятская башняБелого города и одноименные ворота у устья Неглинной, с 1658 г.Всехсвятские ворота – к трем святителям было добавлено имя четвертого— Филиппа. На пелене вклада Строганова фигуруют все четыресвятителя.40Утверждению культа святителей способствовали кампании попереносумощей,митрополитом,преждебудущимвсегопатриархоминициированноеНикономновгородскимпринесениемощеймитрополита Филиппа с Соловков и активное продвижение почитание св.Филиппа в дальнейшем,41 а также перенос мощей патриарха Гермогена иИова в 1652 г. – последние события эпохи патриарха Иосифа.
Мероприятияпо переносу мощей митрополитов и патриархов были направлены не39ДАИ. 1846. Т. 1. С. 190; Кулакова И. П. К истории Московского Кремля ... Сн.38; Дворцовые разряды. Т. 1. СПб., 1850. Стб. 9, 64.40Кулакова И. П. К истории Московского Кремля… С. 148, 149.41Севастьянова С. К., Зеленская Г. М. Патриарх Никон и святитель Филипп… С.79–89.419только на прославление предшественников, но и в целом на усилениецеркви и патриарха,42 а в перспективе – на стремление превратить Москвув центр православного мира.
43О молитвенной помощи призывает к четырем святителям, включаяФилиппа, патриарх Никон (грамота 1656 г. о моровой язве).44 Вгосударственных грамотах времени Никона и более поздних упоминаютсячетыре святителя, 4 святителя присутствуют и в иконописном подлиннике.Во вновь созданный Иверский монастырь Никон поместил частицы мощейПетра, Алексея, Ионы и Филиппа.45Вреальнойжизнимосковскиесвятителипродолжаютвосприниматься как московские святые, на что указывает и помета в одномиз списков дворцовых разрядов за 1613 г.46 По государственным грамотамс общенародными призывами прослеживается тенденция отделения этих42Писарев Н.
Домашний быт русских патриархов Казань, 1904. С. 142; КулаковаИ. П. К истории Московского Кремля. С. 150, сн. 81.43Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 102–103; Севастьянова С. К.,Зеленская Г. М. Патриарх Никон и святитетель Филипп… С. 79.44Севастьянова С. К.
Тема греха в поучении патриарха Никона о моровой язве //Литература и документ: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2011.45Кулакова И. П. К истории Московского Кремля. С. . Впрочем, символикачисла три в посвященном этому событию памятнике сохранилась – в рассказе обобустройстве Иверского монастыря, ведущемся от первого лица (патриарха Никона)говорится, что во сне ему явились три святителя – Петр Иона и Филипп – «Аз жеужаснувъся и воспрянув от сни недоумевахся и вложи ми ся мысль да возму от мощеиПетра Ионы и Филиппа и верно ми бысть яко от Бога и всему веровах… (ГИМ, Муз.3194, л.
381); Севастьянова С. К., Зеленская Г. М. Патриарх Никон и святительФилипп… С. 87. См. также: Васильева Е. Е. «Богоначальным мановением»: песнопениесвятыням Московского Кремля // Патриарх Никон – стяжание святой Руси. 2010. Ч. 2.С. 1038–1050.46Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 75; Кулакова И. П. К истории МосковскогоКремля. С. 150420святителей от других чудотворцев, часто встречается объединениепоследних в безымянную группу « и все святые».Официально собор четырем святителям, включая Филиппа, былустановлен значительно позднее, в 1875 г., по ходатайству митрополитаИннокентия. На современной иконе «Московские святители» 5 фигур (кчетырем названным добавлено имя Тихона.Следуетотметить,чтонесмотрянавозросшееколичествопрославленных русских святых, в том, что касается государственных дел,перечень святых в документации середины XVI в.
сохранялся прежним. Ив послании царя Стоглавому собору 1551 г. и в митрополичьем послании1552 г. содержится молитва о помощи, обращенная, в частности, Петру,Алексию, Ионе, Леонтию, Борису и Глебу, и преп. Сергию, Варлааму иКириллу.47 Достаточно традиционным, мало чем отличающимся от наборарусских святых в источниках середины XV в., выглядит набор святых наокладе для «Троицы», созданный по заказу Бориса Годунова (из русскихсвятых на нем присутствуют митрополиты Петр и Алексий, ЛеонтийРостовский, митрополит Иона, Сергий Радонежский, Борис и Глеб,Варлаам (более ранний оклад Ивана Грозного включал вместо негоизображение Димитрия Прилуцкого) и Кирилл).48Культрусскихсвятыньполучаеттакжеиконографическоевоплощение.
Символическим выражением образа святости в Московскомгосударстве может считаться «Богоматерь Владимирская» («Древомосковского государства») – икона Симона Ушакова 1668 г., на которой47ПСРЛ. Т. 29. С. 87, 183.48Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1. С. 73–83. О степени популярности наиболеепочитаемых святых в XVI в. см. также наблюдения А.
С. Усачева (Усачев А. С.Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария / Отв. ред.А. А. Горский. М.; СПб., 2009. С. 577–579) и А. Г. Мельника (Мельник А. Г. Самыепопулярные русские святые в XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 83–84).421образ Богоматери помещен на виноградной лозе, которую насаждают ИванКалита и митрополит Петр, а в медальонах расположены другиезаступники Московского государства. Рядом с причисленными к числусвятых митрополитами помещены также патриархи Иов и Филарет, арядом со св.
царевичем Дмитрием – цари Михаил Федорович и ФедорИоаннович.49 В ветвях дерева представлен в виде схимника князьАлександр Невский, за ним – основатели и игумены ближних монастырей:Никон и Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Пафнутий Боровский,преп. Симон Безмолвник (почитаемый как ученик св. Сергия), св.Андроник, а также блаженные Максим, Василий и Иоанн Большой Колпак.Изображение великих князей и царей на иконе рядом со святымиимеет аналогии имеет продолжение в посмертном поминании.
Поминаниевеликих князей и царей выражалось, в частности, в помещении надгробницами изображений усопших. Такие изображения помещались надгробницами великих князей и царей в Архангельском соборе. Цариизображались с нимбом вокруг головы.50 Известны и отдельныеизображения членов царской семьи – как, например, изображениецаревича Алексея Алексеевича – на иконе середины XVII в. с нимбом надголовой.5149Бычкова М. Е. Икона Симона Ушакова и идея происхождения государстваРоссийского // Церковная археология: Материалы первой всероссийской конференции.СПб.; Псков, 1995.