Диссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)), страница 8 Филология (48101): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)) - PDF, страница 8 (48101) - Сту2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)". PDF-файл из архива "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

В. Ухановой (Уханова 2009: 214, 215, 218–220), позволяют говорить отом, что использование нефункциональных ограничительных штрихов былосвойственно и другим писцам скриптория. При этом заметна разница в использовании данного элемента у разных писцов. Функционирование засечек в почеркеписца Б МЕ, которого Е. В.

Уханова отождествляет с автором приписки на л. 1об.октябрьской Минеи, Григорием Жаером, и писцом Параклита (Уханова 2009:223), имеет сходство в том, что данные элементы почти не используются принаписании букв с округлым верхним элементом — ,  и . А в почерке писцаМатфея, представленном в снимке л. 9 Минеи на февраль (Уханова 2009: 219),наблюдается последовательное употребление левого выступа при написании , а вотдельных случаях — и в буквах  и . Кроме того, Матфей, по-видимому, неиспользует покрытие — во всех случаях нефункциональный штрих имеет у негохарактер левого выступа. Интересен также факт наличия слабо выраженных верх-40них засечек в отдельных написаниях букв , ,  в служебной Минее на сентябрь1095–1096 гг.

(Уханова 2009: 218), принадлежащей перу Домки. Спорадическоеприсутствие данных элементов в первом почерке МЕ может быть дополнительным аргументом в пользу тождества двух Домок.Кроме перечисленных палеографических черт второго почерка МЕ, важнойего особенностью является неупотребление писцом Б отдельных графем. Впервую очередь, это характеризует графико-орфографическую систему данногописца — упрощенную по сравнению с системой писца А.

Этот аспект подробнорассмотрен в Главе 2. В настоящем разделе нас интересует другой аспект этойособенности: неупотребление отдельных графем, на наш взгляд, подтверждаеткорреляцию палеографических особенностей МЕ2 с палеографией берестяныхграмот.Среди сочетаний фонем, передача которых в грамотах имеет хронологическое значение, А. А. Зализняк называет сочетания /je/ и /ja/. Особенности передачи /je/ исследователь описывает так: «Специальная графема, предназначенная дляего [сочетания /je/ — Г.М.] передачи, так как  употребляется далеко не всегда. Вранне-др.-р. период в берестяных грамотах для этой цели почти всегда используется простое  (иначе говоря, имеет место эффект   ).

.. С середины XIII в.графема  начинает употребляться более активно» (Зализняк 2004: 31).Аграфема  «до конца XIII в. в берестяных грамотах почти не употребляется:вместо нее используется » (там же).В отношении графем  и  в МЕ2 Б. И. Осипов отмечает, что первую из нихписец употребляет редко, а вторую совсем не употребляет (Осипов 2010: 85).Такая ситуация полностью соответствует неупотреблению данных графем писцами берестяных грамот в XII в. В этом отношении употребление остаѐтся наодном и том же уровне (близком к 0%) в течение всего XII в. Для графемы можно уточнить, насколько редко она употребляется писцом Б, так как, по дан-41ным берестяных грамот, во второй половине XII в. еѐ употребление, оставаясь незначительным, всѐ же увеличивается с 4 до 9% грамот (Зализняк 2004: 31).Таким образом, по признаку отсутствия йотированных букв употреблениевторого писца МЕ сближается с употреблением берестяных грамот XII в., особенно первой половины этого столетия.К группе примет, сближающих письмо писца Б с палеографическимиособенностями берестяных грамот первой половины XII в., примыкает и употребление писцом графем  и .

В целом их употребление в берестяных грамотахотличается тем, что «в основной массе берестяных грамот в выборе между  и связи с этимологией не усматривается; просто в одни периоды предпочитается ,в другие — » (Зализняк 2004: 33). Писец Б действительно употребляет эти графемы без связи с этимологией. Но распределение двух графем у него нескольконеожиданно: в первом переписанном отрывке (лл. 45 — 63об) писец используетисключительно , а во втором (лл. 72 — 77) — исключительно .

Из этого можнозаключить, что писец Б в принципе знал обе буквы и при этом не отдавал однойиз них преимущественное предпочтение.Резкая смена одной буквы на другую может подтверждать лишний разстатус второго писца МЕ как ученика первого. Ситуацию можно представить себетак, что первый писец, просмотрев написанный отрывок лл. 45 — 63об осталсянедоволен, столкнувшись с тем, что второй писец не знает, в каких грецизмахнадо писать , а в каких .

Написания писца Б расходились с этимологией вбольшинстве случаев, так как чаще всего со звуком /f/ попадается слово .Он, выбрав для удобства из двух знакомых ему букв наугад одну (), «не угадал».Фита подходила только в заголовках, так как писец Б переписывал чтения изЕвангелия от Матфея. В этой ситуации старший писец мог потребовать выучитьнаизусть слова со звуком /f/ в правильной орфографии, но вышел из ситуациипроще. Во втором отрывке писца Б (лл. 72 — 77) все заголовки написаны писцомА. Видимо, он попросил ученика везде в тексте писать  (кроме слова , в42этом отрывке с /f/ также один раз встретилось слово / — л.

75г), ав заголовках написал в имени евангелиста этимологическую .Помимо возможности проследить особенности работы писцов над рукописью, соотношение букв  и  показательно и через призму палеографии берестяных грамот. Отсутствие явного предпочтения одной из двух букв характерно длясередины XII в. и более раннего периода, так как уже во второй половине XII в.употребление  начинает резко преобладать: она встречается в этот период в 83%грамот (Зализняк 2004: 33).Весь рассмотренный комплекс черт, свойственных почерку МЕ2, не противоречит датировке МЕ первой половиной XII в.1.2.3. Писцы В и ДДля частей МЕ, переписанных третьим, четвѐртым и пятым писцами, нельзядать столь же полной, как для первых двух, характеристики палеографическихособенностей ввиду небольшого объѐма материала.

Однако сведения, которыеможно сообщить о почерках писцов В, Г и Д, особенно важны по той причине,что ранее их наличие в МЕ вообще не отмечалось исследователями. Между темкаждый из них даже в пределах небольшого отрезка переписанного текста имеетвполне индивидуальные особенности, которые отличают его от двух основныхпочерков и позволяют утверждать, что данный текст переписан неким другимписцом.Писцу В в составе МЕ принадлежит всего 8 строк на л. 77г — с 15-й по 22ю.

Типологически этот отрезок текста одинаков с тем, который переписан писцомД (5 строк на л. 121б, с 1-й по 5-ю) — это заголовок к началу чтений в составеевангелия одного из евангелистов, поэтому мы рассмотрим палеографию писцовВ и Д в одном разделе. Писец В переписал вступление к чтениям из евангелия отЛуки, а писец Д — евангелия от Марка. Насколько можно судить по расположению текста на листе (особенно это касается писца Д, см. ниже), для этих заголов-43ков писец А оставлял при переписывании место.

Видимо, его планировалосьоформить заставками, что не было реализовано. Оба почерка не используюткаких-либо украшений, только писец Д первую строку написал киноварью. После5 строк, переписанных писцом Д, в столбце остается ещѐ свободное пространствошириной в 6-7 строк. Это говорит о том, что, возможно, планировалось оформление заставки.Оставленное писцом А место в тексте заполнялось, по всей видимости, вразное время. По характеру палеографических особенностей почерки писцов В иД резко контрастируют друг с другом.

Первый имеет типичные особенности тогоже периода, что и два основных почерка — XII в., в то время как второй демонстрирует основные особенности следующего периода — XIII в.Сначала рассмотрим характеристики почерка МЕ3. По своему внешнемувиду он контрастирует с почерком писца А. Писец В пишет более мелко и убористо, его текст выступает за вертикальные линии разметки с обеих сторон, так какоставшееся для заголовка место достаточно мало (меньше, чем оставленное нал. 121г). Он умещает 8 строк на пространстве 5-6 строк писца А в левом столбце.Следующее важное отличие — буквы почерка писца В вписываются вквадрат, их вертикальные линии заметно толще горизонтальных, в то время как уписцов А и Б все линии букв примерно одинаковой толщины.При всех этих общих отличиях палеографические приметы почерка писца Всоответствуют приметам МЕ1 и МЕ2:  с высокой серединой, открытым верхом;мачта  выступает за строку, но его коромысло располагается ниже, чем в почерках писцов А и Б (буква встретилась 1 раз); буква  пишется в три штриха, еѐверхняя и нижняя части равны; перекладины букв , ,  находятся посерединебукв; нет разбухания петель.

Кроме того, не встретились буквы: , (позициякаждой из йотированных букв встречается в тексте по одному разу), , , .Отличительной чертой почерка писца В является отсутствие диакритической точки над второй из идущих подряд гласных букв, хотя такая позиция впереписанном им тексте встречается 7 раз. В то же время другой диакритикой он44пользуется (титла, трема над ), и отсутствие точек нельзя объяснить нехваткойсвободного места.

Косвенно это может свидетельствовать о том, что вписка заголовка проходила уже не под руководством писца А, а уже без его участия, спустянекоторое время после написания рукописи.Больше отдалена по времени от написания МЕ вписка, сделанная писцом Д.Вписка отличается некоторой небрежностью исполнения: строки неровные и ползут вверх. По соотношению толщины горизонталей и вертикалей букв его начертания похожи на третий почерк, хотя контраст толщины даже несколько сильнее.Но буквы почерка писца Д не квадратные, как у писца В, а наоборот — вытянутые больше, чем в почерках писцов А и Б. и угловатые. Почерк характеризуетсяследующими палеографическими особенностями: середина  низкая, верх закрытый; мачта  более, чем на 1/3 высоты буквы выходит за пределы строки; петля опускается под строку; нижняя часть буквы  меньше, чем нижняя; перекладинав  отходит от верха левой мачты и идет почти до середины правой; перекладина также завышена; нижние петли букв , , ,  угловатой формы и поднимаютсядо середины строки и выше (особенно у ).

Писец Д использует букву  (1 раз).Вся совокупность примет показывает, что вписка на л. 121г поздняя. Еѐ можнодатировать рубежом XII–XIII вв. или началом XIII в.1.2.4. Писец ГТретий по объѐму кусок текста МЕ был переписан писцом Г. Ему принадлежат два отрывка, которые располагаются недалеко друг от друга: л. 93в, строки3–13 и л. 95в — 95г (до 13-й строки включительно).

По своей роли в написанииМЕ писец Г похож на писца Б: по всей видимости, он писал под руководствомписца А. Текст, переписанный им, не носит характер более поздней вписки: онначинал писать с нового оборота листа с середины фразы, а второй отрывок —даже с середины слова ( / ). Останавливается он так же механически, при45этом оба раза на 13-й строке, что ещѐ больше придаѐт его переписыванию видученического упражнения.Но больше всего позволяет говорить о том, что писец Г писал под руководством писца А, характер первых строк первого отрывка (л. 93в).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее