Диссертация (Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)". PDF-файл из архива "Лингвистическое и палеографическое исследование древнерусской рукописи Милятино евангелие (РНБ, F.п.I.7)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Только 3 из 5 почерков принадлежат собственно писцам МЕ, а 2 остальных относятся к тексту, вписанномупозднее времени переписки всей рукописи на специально оставленных местах вначалах чтений очередного евангелиста. 3 писца, не отмеченные в упомянутыхисследованиях, переписали небольшие по объѐму отрезки текста. Если условнообозначить писцов (по порядку листов, на которых они появляются в рукописи)как А, Б, В, Г и Д, то переписанный ими текст распределяется следующим образом: писец А — лл.
1а — 44г, лл. 64а — 71г, лл. 77в — 77г (до 14-ой строки),лл. 77г (с 23-ей строки) — 93в (до 2-ой строки), лл. 93в (с 14-ой строки) — 95б,22лл. 95г (с 14-ой строки) — лл. 121а, лл. 121б (с 6-ой строки) — л. 160б; писец Б —лл. 45а — 63г, лл. 72а — 77б; писец В — л. 77г (строки 15–22); писец Г — л. 93в(строки 1–13), лл.
95в — 95г (строки 1–13); писец Д — л. 121б (строки 1–5).Как видим, распределение писцов таково, что писец А является основным, а всеостальные лишь на какое-то время заменяли его. Писцу Б принадлежат 2 отрывка,дающие в сумме достаточно репрезентативный отрезок текста (около 24,5листов). Третий писец МЕ — писец Г — лишь дважды подключался к работе,переписав каждый раз меньше страницы.
Вставки почерков В и Д также незначительны по объѐму и являются заголовками чтений от Луки и от Марка. Писцы В иД, судя по палеографическим особенностям их почерков (см. 1.2.3.), в разноевремя устраняли недочѐт рукописи. Несистематичность написания заголовковчтений в МЕ особенно заметна потому, что заголовок чтений от Матфея так и небыл вписан. Оставленное для этого пространство в полстолбца на л. 9а так и осталось незаполненным.1.2.1. Писец АПоскольку первый писец является, кроме всего, и автором приписки к МЕ,то до нас дошло его имя — Домка.
Но для удобства изложения в дальнейшем мыбудем обозначать его «писец А».Буквы и варианты, используемые в МЕ1 следующие: ()() .Подробно использование каждой отдельной буквы описано в разделе ографико-орфографических системах писцов МЕ. В данном разделе проанализированы только начертания графем с точки зрения палеографии. Не представляетсянеобходимым давать подробное представление о внешнем виде каждой графемыписца А (и в дальнейшем — других писцов МЕ).
Анализируются приметы, существенные для датировки рукописи и отдельные черты, являющиеся индивидуаль-23ными особенностями каждого писца, которые, на наш взгляд, являются существенными — показывают квалификацию писца, ярко отличают его от остальныхписцов, участвовавших в создании рукописи.Среди работ, так или иначе посвященных рассмотрению материала МЕ, висследовании Л. В. Столяровой есть достаточно подробное описание внешнеговида некоторых графем первого почерка МЕ.
Исследователь описывает его так:«.. у узкая заостренная петля и спинка со значительным утолщением в районеверхней границы строки; петли остры и примерно одного размера, хотя нижняянесколько вытянута острием вправо; встречается в двух вариантах — с округлым и острым хвостиком, достаточно низко опущенным в межстрочье; спинка слегка вогнута и при этом несколько отведена влево; пишется с треугольныминожками; хвост мал и едва заметен» (Столярова 2010: 195). Несмотря надетальность описания каждой буквы, заметна его выборочность. Не объяснив,почему для разбора были выбраны именно эти 5 букв, исследователь завершаетэтот обзор неожиданным утверждением: «В целом письмо Евангелия характернодля рукописей конца XII — начала XIII вв.» (там же).Между приведѐнным описанием отдельных букв и последовавшим выводомнет причинно-следственной связи.
Во-первых, сами описания не исчерпывающи.Например, у буквы в МЕ1 действительно «узкая заостренная петля», но, крометого, можно добавить, что эта петля чаще не достает нижнего уровня строки. Убуквы в некоторых случаях действительно спинка «несколько отведена влево»,но при этом встречаются написания той же буквы с прямой спинкой или загнутойнаоборот — вправо.Во-вторых, Л. В. Столярова почему-то выбрала для описания с целью датировки рукописи те буквы, которые, согласно основным пособиям по палеографии(Карский 1979, Черепнин 1956, Щепкин 1967 и др.), не содержат палеографических примет, позволяющих датировать рукопись.Очевидно, что датировка конец XII в.
— начало XIII в. в процитированномисследовании не основана на приведѐнных палеографических данных. Можно24предположить, что приурочение написания МЕ к рубежу XII–XIII вв. в данномслучае является повторением наиболее авторитетной в науке датировки (см. 0.1.).Между тем даже подключение одного дополнительного параметра —данных палеографии МЕ1 — заставляет подвергнуть сомнению датировку рукописи рубежом XII–XIII вв.Ключевыми для рукописей XI–XII вв. датирующими признаками являютсяначертания букв и (Щепкин 1967: 112). Буква в памятниках XI в.
вмещается в строку, в XII в. еѐ мачта начинает выходить за верхнюю границу строки.Показательно, что в МЕ1 эта буква представлена в варианте XII в., но высота, накоторой находится еѐ коромысло, колеблется. В редких случаях оно находится встроке, а мачта незначительно выступает из строки. Чаще вариант с коромысломна уровне верхних горизонтальных штрихов других букв, с мачтой, выходящейвыше, но всѐ же не более, чем на 1/3 высоты строки.Как можно судить по палеографическим данным других памятников,подобное написание ятя встречается на протяжении всего XII в. Так, описываяначертание для МстЕ, Л. П. Жуковская отмечает, что «коромысло в букве расположено на уровне верхней линии букв строки» (Жуковская 1997: 699). Приэтом исследователь считает, что «наиболее вероятной датой [создания рукописи— Г.М.] является время построения Благовещенской церкви, то есть рубеж XI–XII веков» (Жуковская 1997: 675).Сходным образом описывается начертание буквы в памятнике рубежаXII–XIII вв.
— УСб: «Вертикаль буквы выходит вверх за пределы строкиприблизительно на треть высоты других строчных букв, а горизонталь расположена на верхнем уровне строки» (Князевская 1971: 20).Кроме того, насколько можно судить по снимкам рукописей, представленным в [Соболевский 1899], [Соболевский 1906], [Карский 1979], подобное написание характерно также для таких памятников, как Минея 1096 г., Минея служебная XI–XII вв., Галицкое евангелие 1144 г., Стихирарь 1152 г., Добриловоевангелие 1164 г., Кондакарь XII–XIII вв.
и др. Таким образом, данная палеогра-25фическая черта позволяет датировать содержащий еѐ памятник как первой, так ивторой половиной XII в.Несколько конкретизировать датировку позволяет рассмотрение особенностей буквы . В МЕ начертание этой буквы отличается последовательностью. Вовсех почерках памятника (за исключением МЕ5 — см.
1.2.3.) букве свойственнодревнее начертание. Как в составе диграфа , так и при отдельном употреблении, имеет высокую середину, еѐ боковые «рога» не загибаются к середине, идутпочти параллельно. с высокой серединой В. Н. Щепкин характеризует так: «Впервой половине XII в. [с высокой серединой – Г.М.] ещѐ встречается — вМстиславовом евангелии, Юрьевском евангелии, Галицком евангелии» (Щепкин1967: 113).
Из датированных памятников XII в. начертание с низкой серединойиспользуется в Мстиславовой грамоте 1130 г., Триоди 1156 г., Добриловом евангелии 1164 г.Таким образом, начертание позволяет отнести создание МЕ скорее кпервой половине XII века и снижает возможность более поздней датировки.В палеографическом отношении важны также определѐнные черты, объединяющие несколько графем. Во-первых, это перекладины букв , , , соединительный элемент , . В МЕ1 все эти горизонтальные линии находятся посередине букв.
В отдельных случаях могут быть чуть выше или чуть ниже. Чаще всегозавышенная перекладина пишется у буквы и, не поднимаясь при этом выше 2/3строки, идѐт параллельно строке. Здесь же нужно отметить написание буквы :она пишется в МЕ1 в три штриха (мачта, верхняя и нижняя дуги), встречаютсяпримеры с одинаковыми по размеру дугами и с несколько завышенной серединой(нижняя дуга больше верхней). Так же для буквы встречаются написания счашей равной ножке и с уменьшенной чашей (до 1/3 высоты буквы).Во-вторых, следует отметить начертание нижних петель в буквах , , , ,. Во всех перечисленных буквах они сохраняют геометрические начертания, повысоте не превышают ½ строки.26Буква , характерная в основном для древнерусских памятников XI в.,употребляется писцом А всего 1 раз (другие писцы вообще еѐ не используют).При этом единичное употребление графемы приходится на позицию графическойдиссимиляции: (л.