Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективное сознание в культуре". PDF-файл из архива "Коллективное сознание в культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. РАН. Ин-т философии. — Долгопрудный:Вестком, 1998. - 100 с.57Юлина Н.С. Что такое физикализм? Сознание, редукция, наука. Философия науки. Вып. 12: Феноменсознания. М.: ИФ РАН, 2006. – 234 с.58Дэвидсон Д. Материальное сознание. Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ,1993. С.
131-143.565940-50 лет дали колоссальный объём экспериментальных данных, которыезаставили по-новому взглянуть на работу мозга и функции сознания.Средиосновных таких направлений и результатов можно выделить 59:1. Генетические исследования, показавшие, что гораздо более половиныгенов в наследственном наборе хромосом связаны с формированием,развитием и работой головного мозга и ходом процессов сознания.2. Исследования в области молекулярной нейробиологии, убедительноустановившие, что определённые гены принимают участие в управленииобработкой информации в мозге, в обучении, запоминании и мышлении,причём эти группы генов имеют способность к замене и обновлению.3.
Психофизиологические исследования изменённых состояний сознания(гипноз, медитация, галлюцинации), которые подтвердили возможность«отключения» сознания и перехода к контролируемому поведению, атакже прямую «запись» информации в подсознание.4. Вычислительныеэкспериментыпосозданиюискусственныхквазинейронных сетей для решения сложных задач распознавания,принятия решения и планирования, координации движений, поведенияпри неопределённых командах и т.д. на основе математическихалгоритмов.5. Комплексные методы исследования на основе «быстрых» и «медленных»процессов, фиксируемых совместно эхоэнцефалограммой и магниторезонансной и позитронно-эмиссионной томографией (МРТ и ПЭТ).Оказывается, человеческий мозг при определённых условиях в течение почтивсей жизни продолжает развивать свои когнитивные возможности, которые, такимобразом, состоят вовсе не в отражении, как в своём большинстве полагаютфилософы.
В действительности процесс сознания состоит из несколькихпараллельных действий, среди которых отбор необходимой информации,фильтрация59недостоверныхсведений,дополнениенедостающихЮлина Н. С. Очерки по философии в США. ХХ век. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 304 с.данных,60интеграция всего комплекса в иерархические массивы, создание новойинформации и многое другое. Вряд ли всё это можно связывать только сотражением.Сегодня уже стало очевидно, что к проблеме сознания следует подходитьиначе, ведь когнитивные процессы в мозге, напрямую связанные с работойсознания, во многом оказались подобны явлениям в логических цепях нейронныхсимуляторов.
Они образуют собственный особый класс, поэтому при такомподходе не возникает необходимости в редуцировании психических состояний иментальныхпроцессовкфизиологическимилифизическимявлениям.Нейрологические цепи подобны реальным когнитивным конструктам и позволяютописывать не только известные явления, но и получать неожиданные следствия.Так, моделирование информационных процессов в таких цепях обнаруживает покане вполне понятное самопроизвольное образование метапрограмм, управляющихуже имеющимися программами более низкого уровня 60. Некоторые исследователисклонны сопоставлять с этим явлением процесс мышления приматов61. Имеетзначениеито,что«частькогнитивнойдеятельностипроисходитнеиндивидуально, а координировано с другими людьми или артефактами, и сознание,как бы его ни понимать, может рассматриваться и как распределённый процесс» 62.Сегоднясрединейробиологовидругихучёных,занимающихсякогнитивными проблемами, широкое распространение получила гипотезасоциального или макиавеллиевского интеллекта, появившаяся в конце 1980-ыхгодов.
В соответствии с этой концепцией развитие когнитивных способностей учеловека было вызвано необходимостью понимания поведения членов своейгруппы (семьи) и соответствующего регулирования собственного поведения.Наблюдениезаповедениемсоплеменниковмоглобытьэволюционнымадаптивным фактором и сыграть определяющую роль в ускоренном ростеголовного мозга сапиенсов по сравнению с приматами. Однако определённоРедько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект. М: УРСС, 2005.
С. 200-205.Бескова И.А., Герасимова И. А., Меркулов И. П. Феномен сознания. М: Прогресс-Традиция, 2010. С. 73.62Черниговская Т. В. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? // Человек в мире знания. К 80летию В. А. Лекторского. РОССПЭН, М. 2012. С. 403-412.606161сказать, каковы были причины роста мозга именно у предков человека и почемуэтого не произошло с другими приматами, пока невозможно.Информационный подход к проблеме сознания серьёзно подрывает позициидуализма, разделяющего мир на материальное и идеальное. Хотя идеальностьмысленных образов полагается обычно как субъективная реальность, какотсутствие в них материального содержания, очевидно, что ментальные ипсихические процессы никак не могут считаться идеальными.
Они имеют своейосновой материальные процессы разнообразной физико-химической активностифизиологических структур организма – отдельных нейронов, их сетей или крупныхпаттернов мозга, а также групп управляющих генов. Конечно, есть соблазнобозначить мышление как особое – информационное состояние, имеющее то лиматериальную, то ли волновую природу, но и с этим сегодня тоже пока имеютсяпроблемы.Известно, что информация находится в непосредственной связи иматематической зависимости с базовыми физическими сущностями – материей иэнергией, но, строго говоря, не является ни одной из них. По выражению НорбертаВинера: «информация — это не материя и не энергия, информация – этоинформация»63.
Информация является, прежде всего, лишь абстрактнымпредставлением о степени упорядоченности природного хаоса, относительной иабстрактной мерой порядка и сложности. Необходимо отметить, что из такогопонимания информации совсем не следует вывод о том, что информация являетсяпротивоположноймодномуиширокоиспользуемомунынчевкультурфилософской среде понятию энтропии, которую принято называть меройбеспорядка, что, на самом деле, не соответствует действительности. Дело в том, чтоинформация и энтропия относятся к разным по степени общности описанияструктурам порядка и хаоса.Как показано в работах Н. Лумана, полное описание порядка и сложностиструктуры и системы её внешних и внутренних связей требует использования63Винер Н. Кибернетика.
2-е изд. М.: Советское радио, 1968. С. 201.62таких философских категорий как дифференциация и интеграция, причём в парахдифференциация - дедифференциация и интеграция - дезинтеграция. Информация,как характеристика порядка, включающего в себя не только упорядоченность, но исложность структуры и внутренних связей, отражает сущность этих категорий наболее высоком уровне, нежели представление об энтропии, которая, к тому же,неисчислима. О недостатках и неточностях при использовании этого понятия снеобходимой степенью доказательности сказано, например, в работах К.
Денбига64,С. Д. Хайтуна 65 и др. Откуда следует недостаточность использования энтропии дляописания социокультурных процессов и явлений и необходимость замены её наболее универсальное понятие, в качестве которого мы предлагаем принять понятиеинформации. Ведь как писал Н. Винер: «Процесс получения и использованияинформации является процессом нашего приспособления к случайностям внешнейсреды и нашей жизнедеятельности в этой среде»66.В этом смысле связывать сознание с информацией напрямую просто опасно,поскольку такое сопоставление приводит прямо в объятия субъективногоидеализма, заканчивая любые дискуссии на эту тему. В окружающем миреинформации как некоей субстанции не существует, мозг сам создаёт образвнешнего мира на основе обработки сигналов, поступающих извне по каналамсвязи (органам чувств). Что, в первую очередь, означает, что этот образ aprioriбудет различным для разных организмов, имеющих отличающиеся по своимсвойствам мозг и органы чувств.
Развивая эту идею, легко приходим кутверждению, что сознательно создаваемый мозгом образ мира являетсямногоуровневым, причём количество иерархически организованных уровнейпрямо зависит от сложности и развитости мозга индивидуума. Таким образом, спозиций нейробиологии информационная теория сознания представляет его какпостоянно меняющееся N-мерное пространство вероятностных оценок состоянияокружающего мира, где N – количество коммуникационных каналов, связывающихДенбиг К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации.
// Знание - сила. 1995. № 9. с. 43-51.Хайтун С. Д. Трактовка энтропии как меры беспорядка и ее воздействие на современную научную картинумира. Вопросы философии. 2013. № 2. - с. 62-74.66Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы, Москва, 1958. С. 31.646563мозг с этим миром. Математически это описание соответствует N-мерномудинамическому тензору, что даёт возможность для проведения численногомоделирования сознания и процессов мышления в целом, и это уже частичнореализуется в прикладной кибернетике и компьютерных науках.Доказано,будущего,чтопроцессорнаяимитирующаяархитектуранейронную,будеткомпьютеровобладатьближайшегоколоссальнымпреимуществом, по крайней мере, с точки зрения энергоэффективности.
Ужесегодня такие задачи как распознавание образов, системы ассоциативной памяти ипространственноеориентированиеэффективнорешаютсяспомощьюмногослойных нейрочипов, которые тратят на это количество энергии в тысячи разменьшее, чем при использовании программной имитации нейронных процессовтрадиционными процессорами.По мнению компьютерных специалистов, будущее вычислительной техникиза симбиозом устройств на основе нейро- и классической неймановской логики,например такими устройствами, где неймановские процессоры, будут играть рольвычислительных ядер в окружении функциональных модулей, которые ускоряютих работу и сами работают на основе нейрологики.Сегодняшние нейробиологические представления об информационныхпроцессах в организме человека таковы.
Органы чувств воспринимают воздействияот внешней среды тремя принципиально различными способами: механическим(осязание и слух), химическим (обоняние и вкус) и электромагнитным (зрение).Эти разные по своей физической природе воздействия вызывают однотипныеэлектрохимические реакции в нервах (зрительном, слуховом и пр.), которые в видесигналов различной интенсивности и частоты поступают в специализированныеотделы мозга, где происходит их обработка и фиксация в нейронах памяти.