Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 10

PDF-файл Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 10 Философия (47783): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коллективное сознание в культуре) - PDF, страница 10 (47783) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективное сознание в культуре". PDF-файл из архива "Коллективное сознание в культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Не случайно,видимо, американцы говорят – выделяться неприлично.Но, с другой стороны, а что в этом плохого?Проблема, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, заключается в том, что «жизнь это, прежде всего, наша возможная жизнь, то, чем мы способны стать, и как выборвозможного - наше решение, то, чеммыдействительностановимся.Обстоятельства и решения - главные слагающие жизни. Обстоятельства, то естьвозможности, нам заданы и навязаны. Мы называем их миром… Жить - это вечнобыть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире»40. А вусловиях торжества массы человек лишается этой возможности, выбор за негоделает масса, точнее, её общественные институты или государство.Однако вернёмся к истории вопроса.Политический аспект проблемы отражён в размышления Ханы Арендт,ученицы таких столпов немецкой философии как Хайдеггер, Ясперс и Гуссерль,над виденным ею в современной ей нацистской Германии.

Она опиралась на своёвидение тоталитарных обществ Германии и СССР и фактически разделялапозицию Лебона о понижении массой среднего уровня общества. Такие массыявляются результатом дестратификации общества, своеобразным антиклассом,сформированным из осколков принудительноатомизированного общества.Атомизация, т.е. раздробление общества на отдельные несамостоятельныеизолированные единицы, по мнению Арендт осуществлялась и в Советском Союзечерез постоянные чистки и массовый террор 41.Воздействие экономики на формирование массового сознания показал ЭлиасКанетти, проводивший параллель между массовым сознанием и массовым4041Ортега-и-Гассет Х.

Восстание масс. / Под ред. Д.П. Горского. М.: Просвещение, 1991. С. 2.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. – 672 с.48производством, которое появилось и распространилось в ХХ веке 42. Кроме этого,он видел в толпе прибежище для людей духовно, морально и интеллектуальнослабых. Людей, которые таким способом пытаются компенсировать своёодиночество, оказываясь, таким образом, среди равных. Именно одиночество уКанетти является главенствующим побудительным мотивом и понятием,переходящим далее из области философии в его литературу.В конечном счёте, обобщив все эти и иные оставшиеся неупомянутыминемногочисленные подобные исследования (например, немецкого экономистаЭмиля Ледерера «Государство масс: угроза бесклассового общества», или немецкобританского социолога Карла Маннгейма, автора социологической теориикультуры и др.), можно сформировать следующую типологию масс:1) толпа (в традиции Г.

Лебона);2) публика (последователи Г. Тарда);3) гетерогенная аудитория, противостоящая классам и относительногомогенным группам;4) снижение цивилизации (X. Ортега-и-Гассет);5) продукт машинной техники и технологии (Л. Мамфорд);6) «сверхорганизованное» бюрократизированное общество, в которомгосподствуют тенденции к униформизму и отчуждению (К. Маннгейм);7) способ бегства от одиночества (Э. Канетти).Соответственно вопрос о том механизме, который объединяет людей в массу,толпу, группу и т.д., тоже распадается на несколько разных подходов. Так, помнению З. Фрейда, толпа в трактовке Г. Лебона в качестве подсознательногоорганизующего начала имеет сексуальное либидо и невротические наклонностирепрезентантов и вождя.

Кроме этого, в действие вступают такие механизмы каквнушение, зараза и т.п. Тардовская публика консолидируется по другому признакуи, соответственно, на основе иного способа объединения. И т.д.42Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem. 1997 г. – 528 с.49Всё это выглядит не очень неубедительно именно в силу своей очевиднойпарциальности и причиной тому всё то же отсутствие универсального обоснованияявлений и процессов, лежащих в основе образования и существованиячеловеческих масс, групп или социумов.

Хотя, для дальнейшего изложенияпринцип работы этого механизма не особо важен. Гораздо более интересен вопросо том, что же именно удерживает людей в едином множестве и заставляет ихменять своё привычное поведение, попадая в социальную группу.Отметим также, что предметом изучения, анализа и теоретизирования чащевсего оказывается именно толпа как неорганизованная стихийно возникшая и, какследствие, довольно быстро распадающаяся группа людей. Довольно часто авторытаких исследований незаметно для себя и зачастую для их читателей смещаютакцент своего внимания с толпы в точном терминологическом смысле на ту илииную форму организованного социума и продолжают оценивать последних спозиций анализа толпы. Так было, например, в работах Х.

Арендт, Э. Канетти, Г.Тарда и других. Но, как известно 43, не следует автоматически переноситьрезультаты анализа разных групп друг на друга, поскольку этому препятствуют ихразличия в происхождении, степени и форме организованности и целом рядедругих параметров.Кроме того, никогда не уточняется численность такой группы. Вероятно, поумолчанию предполагается, что это или не имеет значения, или как-топодразумевается само собой, что вряд ли действительно так.

Этот вопрос имеетважное значение именно с точки зрения образования и функционированияколлективного сознания и помимо этого даёт основу для дальнейшегоструктурирования групп по чёткому количественному параметру. Очевидно, чтонесколько человек, собравшихся вместе, это не толпа и не масса. Так же инесколько десятков не подпадают под эти определения. Более того, одна и та же почисленности группа в разных пространственных координатах может осознаватьсебя и восприниматься окружающими по-разному. Несколько десятков человек в43Ольшанский Д. В.

Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. – 368 с.50тесном помещении, очевидно, будут выглядеть как толпа, но на большом открытомпространстве, на площади или широкой улице они покажутся уже всего лишьнебольшой кучкой людей. Так что вопрос о численности и именовании группыявляется относительным, причём не только в смысле соотношения междузанимаемой площадью и количеством человек в составе группы.Также, по-видимому, в достаточной степени условно и в зависимости отобстоятельств, толпой можно считать группу людей численностью не менеенескольких сотен человек, а массой – от нескольких тысяч.

Здесь уместновспомнить, что согласно некоторым расчётам устойчивость человеческойпопуляции обеспечивается при численности группы, начиная с примерно трёхтысяч человек, а минимальная группа оценивается примерно в 20-30.1.2. Индивидуальное и коллективное сознаниеТеперь рассмотрим функции группового или коллективного сознания с точкизрения его организации и функционирования.Вопрос о сущности, формах проявления, источниках происхождения имеханизмахреализациисознаниявсегдаволновалфилософовиестествоиспытателей. Рассмотрим вначале классическую философскую позицию.С этой точки зрения понятие сознание не однозначно.

В общем случае подэтим термином понимают психическое отражение действительности, независимоот того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном,чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широкомсмысле, то, тем самым, подчеркивают его отношение к материи без выявленияспецифики его структурной организации. В более узком и специальном значениипод сознанием понимают не просто психическое состояние, а высшую, собственно51человеческую форму отражениядействительности. Сознание структурноорганизовано и представляет собой целостную систему, состоящую из различныхэлементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В этойструктуре наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, какосознание вещей и переживание, то есть определенное отношение к содержаниютого, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечтосуществует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего,обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом себе. Взависимости от уровня, глубины проникновения в объект и степень ясностипонимания проявляются обыденное, научное, философское, эстетическое ирелигиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный типы сознания.Исторически сложились разные стратегии исследования источниковсознания: реалистическая, идеалистическая, феноменологическая, вульгарноматериалистическая и др.

В ныне господствующем философско-реалистическомнаправлении источником индивидуального сознания признаются не сами по себеидеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарныхматериалистов), а объективная или субъективная реальность, отражаемаячеловекомпосредствомвысокоорганизованного материального субстрата –головного мозга в системе надличностных форм сознания 44. Однако по-прежнемуцентральная проблема сознания рассматривается в изучении и понимании того, каксубъективные переживания порождаются физическими явлениями. Подробно этапроблема исследуется, например, в работах Дж. Эдельмана45, Д.

И. Дубровского46,Т. В. Черниговской47 [223] и др.Сознание в рамкахфилософского реализма признаётся специфическиматрибутом человека, работающим на основе принципа отражения, которыйЮлина Н. С. Очерки по философии в США. ХХ век. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 304 с.Edelman G. M.

Wider than the sky: a revolutionary view of consciousness. Penguin, 2004.46Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. - 386 с. Дубровский Д.И. Актуальныепроблемы интерсубъективности. // В кн. Естественный и искусственный интеллект. М.: КАНОН+, 2011, с.

129 – 148.47Черниговская Т. В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? // В кн. «МОЗГ.Фундаментальные и прикладные проблемы». По материалам сессии Общего собрания Российской академии наук15-16 декабря 2009” (под редакцией академика А.И Григорьева). М.: НАУКА. 2010. с. 117-127.444552описывает свойства материи как субстанции. Отражение в неорганической, вживой природе и у человека выступает в качественно различных формах ипроисходитвпроцессе взаимодействия, которое имеет своимвзаимоотражение. Впростейшихрезультатомслучаях отражение выступает в видемеханической деформации, а в общем случае - в виде взаимной перестройкивнутреннего состояния взаимодействующих систем. Любое отражение являетсяинформационным взаимодействием в том смысле, что каждый коммуникантоставляет о себе память в другом.

Причинами, которые вызвали появление особойформы отражения - сознания у человека, считаются совместный труд, язык иэмоции.Общественное сознание, согласно привычным представлениям, представляетсобой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований,эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизньобщества и вся система общественных отношений. Оно формируется иразвивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознаниевозможно только как продукт социальных отношений. Сущность общественногосознания состоит в том, что оно может отражать общественное бытие только приусловии одновременного активно-творческогопреобразованияего.

Будучиотносительно самостоятельным, общественное сознание может опережатьобщественное бытие или отставать от него. С точки зрения материальныхносителейобщественного сознания следуетговоритьобобщественном,групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическомпланерассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различныхобщественно-экономических формациях.Очевидно, однако, что при таком подходе принципиальные вопросыостаются без ответов. Невозможно точно сказать, что реальнее - материя илисознание.

Предлагается считать, что материя - объективная, а сознание субъективная реальность. Абсолютизация специфики сознания как субъективногообраза порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и53доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции духовную и материальную.Кроме того, мы так и не получаем ответов, где, как и чем именно оперируетсознание, откуда и как оно возникает. Что тогда означают выражения психологиятолпы, общественное мнение, индивидуальное и групповое сознание, насколько и вчём они соответствуют своему буквальному звучанию? Какова функцияподсознания и откуда оно берётся? При чём здесь речь, что это такое, на какойоснове формировался язык и каковы его связи с мышлением? Куда отнестиэкспериментальные факты, говорящие об обладании животными высших функцийсознания? И многое другое. В целом, можно констатировать, что сегодня несложилосьнетолькоустоявшегосяопределениясознания,нодажеприблизительного согласия относительно его происхождения, строения ифункционирования.Всветесовременныхпредставленийоприродеинаосновеэкспериментальных научных данных получили распространение альтернативныеконцепты сущности сознания, сосредоточенные в основном в двух глобальныхфилософских течениях: физикализме и идеализме (дуализме).В наши дни упоследнего осталось довольно мало сторонников и в основном это либорелигиозныефилософы,либоперсоналисты,трансценденталистыит.п.Значительную часть представляют философы неодуалистских направлений:«дуализма свойств», «онтологии субъективной реальности», эпифеноменализма,панпсихизма и др.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
432
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее