Диссертация (Коллективное сознание в культуре), страница 73
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективное сознание в культуре". PDF-файл из архива "Коллективное сознание в культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 73 страницы из PDF
P. 686–688.359Приложение A3,532,521,510,51917253341495765738189971051131211291371451531611691771851930Рисунок1.Идеализированная–сглаженная-формаединичнойсоциокультурной волны.3,532,521,510,51101928374655647382911001091181271361451541631721811901990Рисунок 2. Единичная волна с локальным социокультурным всплеском.36032,521,510,501 21 41 61 81 101 121 141 161 181 201 221 241 261 281 301 321 341Рисунок3.Последовательностьсоциокультурныхволнобразуетцивилизацию.543210121416181101121141161Рисунок.
4. Динамика диапазона устойчивости социокультурной системы.Пунктиром показаныеговерхняяинижняяграницы.соответствует постоянному количеству информации I0.Последняя361Приложение БОбусловленность смены художественных стилей прослеживается в хорошоизученной истории Византии, которая являет собой один из редких примеровполного социокультурного цикла, включавший в себя периоды подъёма, упадка,кризиса и окончательной гибели, а также несколько локальных субкультурныхволн.
Основанная в IV веке империя быстро достигла пика своего развития - уже вVI в. её размеры превысили площадь Римской империи. Искусство Византииоткликнулось на это собственным ампиром – повсюду создавались произведения,полные имперского величия и прославлявшие императора и империю.
Ихособенностью была грандиозность и неповторимость размеров и форм (храмСофии, Большой дворец, гигантская цистерна «Бинбир дирек»), развитиемонументальной живописи в виде мозаики из разноцветной смальты пышных яркозелёных и золотых тонов.В следующем VII столетии империя проходит пик своего могущества иначинает постепенно клониться к упадку, что немедленно отразилось в еёискусстве того времени.
Художники отказались от торжественно-величавыххудожественных идеалов прошлого века, создаваемые ими образы стали болееспокойными и простыми и, в то же время, более чувственными и живыми.Внутренние социальные проблемы привели к появлению в VIII векеидеологии иконоборчества, что нарушило плавную эволюцию Византийскогогосударства и общества и стало идеологической основой для первой субкультурнойволны.
Иконопочитание было восстановлено только в середине IX века, но отискусства иконоборцев до нашего времени не сохранилось практически ничего.Последующее воцарение македонской династии сопровождалось тотальнойгрецизацией византийского общества, поэтому можно говорить об этом периоде (сIX по середину XI вв.) как о второй субкультурной волне в истории Византии.Несмотря на существование большого количества различных школ искусство этого362периода в целом характеризуется геометрической чёткостью, спокойствием ипоследовательностью форм, а также подчинением строгим правилам эстетикииконопочитателей. В современных терминах можно соотнести этот стиль севропейским классицизмом XIX века.
Интересно, что в конце этого периода вискусстве Византии стала проявляться тенденция к усилению вертикализма вхудожественных образах. Это заметно и в архитектурных сооружениях и вхудожественной мозаике первой половины XI века. Один из ярких примеров тому-знаменитая мозаика южного вестибюля храма св. Софии. Возможно, здесьследует искать истоки появления готического стиля в Европе, для которой в товремя Византия ещё оставалась непререкаемым авторитетом и источникоминноваций во всём и, в том числе, в искусстве.Следующий период в эволюции Византии начинается с середины XI исвязывается с династией Комнинов, правившей затем до начала XIII века.
Этосоциальное время в истории Византии можно считать мемориальным периодом вистории эволюции византийского коллективного сознания, когда в обществевозобладали идеи сохранения древнего величия византийской культуры, служениясвоей стране и понимания ценности и значительности её культуры. Искусство этойэпохи отличало отсутствие новаторства и углубление в разработку уже созданныхранее и канонизированных художественных образов. В современных понятиях этобыло время модерна, отражавшее предчувствие приближающейся катастрофы ипотери своей культуры, случившихся в 1204 г., когда Константинополь былзахвачен и разграблен крестоносцами, а Византийская империя фактическипрекратила своё существование в прежнем виде.
Агония остатков великойкультуры продолжалась почти до конца XV века, к которому относится иокончательная гибель византийской культуры и её искусства, существовавшего вомножестве относительно самостоятельных школ и течений и использовавших всвоих работах цитаты из образцов искусства прежних времён. Фактически это былпериодпостмодернаввизантийскомискусстве,отразившийэпохуидеологического и организационного хаоса, так и не сменившегося новымсоциокультурным всплеском и рождением новой культуры и нового общества.363.