Диссертация (Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII–XVII вв.)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII–XVII вв.)), страница 8 Филология (47771): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII–XVII вв.))2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII–XVII вв.)". PDF-файл из архива "Имплицитность как принцип текстообразования и анализа литературного текста (на материале испанских литературных памятников XII–XVII вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

[Там же: 14-16] Описаннаяклассификациятрадиционнымиотличаетсявидамичеткостьюкритериев,имплицитногоноеесмыслообразованиясоотнесениеспредставляетсяпроблематичным. К примеру, принадлежность иронии к интенциональныминтерпретируемым скрытым смыслам [там же: 76], возражений не вызывает.

В тожевремяотнесениеинтенциональномуметафоры,тавтологическомуметонимии,подклассугиперболынатомилитотыоснованиикчто«перечисленные тропы создают искусственную тавтологию – отождествление38разнородных признаков в пределах одного объекта» [там же: 93], представляетсянесколько искусственным, затуманивающим природу подразумевания.Наиболее удачной попыткой создания классификации следует признатьсистематизацию источников имплицитных значений М.

В. Никитина [Никитин1996: 628-647]. Автор выделяет шесть групп источников имплицитной семантики:импликации из эксплицитных значений, компрессия языковых структур,семантическиепропуски,специализация(гипонимизация)эксплицитныхзначений, моделированный подтекст (намеренная многозначность) и конфликтэксплицитного значения и значимого фона.

«Обобщая представления омеханизмах имплицитности, можно видеть, что имплицитные значения возникаютна базе эксплицитных значений из их взаимодействия с значимым фоном,контекстом и ситуацией речи и формируются посредством мыслительныхопераций импликации, восполнения и моделирования.

Импульсом к выявлениюимплицитных значений и запуску мыслительных механизмов импликации(умозаключения),восполнения(метафоризации)служитгипостазируемымсодержанием(восстановления)соотношениеимоделированияэксплицитногокоммуникации:значенияанализируяссовокупностьзначимых обстоятельств общения, включая наличную выраженную речь,слушающий выдвигает и в ходе общения корректирует гипотезы о совокупномзначенииречи(высказыванийитекстов)и,соотносяэтосовокупноегипостазируемое значение с наличным выраженным значением, определяет, что,как и почему осталось за рамками выраженного.

В этих речемыслительныхпроцессах совокупный смысл синтаксических единиц прирастает за счетимпликаций – умозаключений из эксплицитного значения имен, высказываний итекстов,осложняетсязасчетпараллельногомоделируемогосмыслаивосполняется за счет восстановления значений компрессированных структур,импликационной реконструкции семантических пропусков и гипонимизации имени словосочетаний.» [Там же: 645-646]39Тем не менее это описание не может считаться исчерпывающим, так как, вопервых, ориентировано односторонне на воспринимающее сознание и неучитывает представляющие для нас особый интерес процессы текстообразования.(В связи с этим примечательно, что в классификации М.

В. Никитина отсутствуютуказаниянато,какиеименносинтаксическиеструктурыиспытываютприращение, осложнение или восполнение семантики.) Во-вторых, несмотря наблизость к полноте, за его пределами оказывается такая сфера имплицитности,какконнотативнаясемантика.Амеждутемфеноменфонетическоймотивированности языкового знака (связи звучания и смысла) хорошо исследованв работах отечественной школы фоносемантики. Причем если в начале 70-х гг.

ХХвека связь коннотативного содержания поэтического текста и его фонетическогозначения характеризовалась как вероятная, то спустя десять лет С. В. Воронинписал: «Ныне, после целого ряда строгих исследований, в том числе иисследований А. П. Журавлева, а также А.

С. Штерн, существование упомянутойсвязи следует считать не просто “вполне вероятным”, а полностью доказанным»[Воронин 2009 (1982): 120]. Автор справедливо акцентирует системный характерэтого явления: «если известны тема и основной настрой стихотворения, то вопределенной мере предсказуема частота появления в поэтическом тексте тех илииных разновидностей фонем...

Возможен, например, “фонотекстовой” класс“низкий гласный – минорный поэтический текст”; здесь мы имеем превышение(для данного текста) вероятного ожидания низких по тону гласных» [там же: 120121]. Генерирование смысла особым образом аранжированными звукамииллюстрируетрядомхрестоматийныхпримеровА. Б. Михалев:эффектмеланхолии, создаваемый повтором [о] в «Осенней песне» П. Верлена; чувствовялости и скуки, порождаемое повторением носовых в «Тоске» Метерлинка;изображение змеиного шипения звуком [s] в «Андромахе» Расина [Михалев 1995:49-50].Отечественныйорганизованнуюуровень),лингвисттипологиюпредлагаеторигинальнуюзвукосимволизма:фоно-морфематический(языковойфонетическийуровень)ииерархически(доязыковойфонестетический40(поэтический, или креативный уровень), объясняющую как устойчивые звукосмысловые ассоциации, так и возможность порождения автономных авторскихсмыслов [там же: 62-63].

Таким образом, нельзя не согласится с автором в том, чтофоносемантика предоставляет инструмент для выявления скрытых смыслов: «Прианализехудожественноготекстаиособеннопоэтическогопроизведенияобращение к звуковой ткани помогает глубже погрузиться не только вэмоциональную тональность, но и в самые потаенные уголки смыслапрозаического или стихотворного целого» [там же: 158].Итак, ни одно из существующих описаний не может претендовать наполноту охвата интересующих нас лингвистических явлений. Учитывая опытсоздания различных классификаций, мы должны признать, что в описанииимплицитной информации, очевидно, следует опираться на несколько критериев.Во-первых,механизмсозданияимплицитнойинформации(имплицирования), т. е.

конкретный вид компрессии, который в частностиобусловлен сферой действия, тем семиотическим измерением языка, котороеподвержено сокращению, будь то сфера формирования знакового выражения вцелом – семиотика или отдельная ее область: семантика, синтактика, прагматика.По этому принципу можно различать следующие типы компрессии: системная(семиотическая), семантическая, структурная и прагматическая.Во-вторых, механизм извлечения (вывода) имплицитной информации,который соотносим с типом компрессии и в известном смысле представляет собойего противоположность, хотя полной корреляции между ними не существует. Этоимпликация (импликация-2), катализ (восполнение), моделирование.

Указанныемеханизмы играют чрезвычайно важную роль в когнитивной деятельностиличности как аспекте речемышления, так как с их помощью формируются моделиреальных и виртуальных миров, иными словами, когнитивные источники ИИ.В-третьих, связь имплицитной информации с контекстом: лингвистическими экстралингвистическим (значимым фоном): предметным (историческим,культурным, филологическим и др.) и коммуникативным (ситуация).41В-четвертых, характер взаимодействия эксплицитного значения (ЭЗ)языковых структур и подразумеваемого содержания.

Последнее может либодополнять первое, либо отменять, нейтрализовать его.В-пятых,задействованныеязыковыесредства,эксплицитныезнаки,носители, или маркеры имплицитной информации, которые могут относиться клюбомууровнюязыка:фонетическому, лексическому, морфологическому,синтаксическому, при условии что уровнем реализации имплицитной семантикиявляется синтаксис, т. е. формой выражения служат синтаксические структуры.(Мы намеренно не касаемся паралингвистических средств, таких как жесты,мимика, тон, интонация и пр., поскольку их роль в создании ИИ на уровнелитературного текста незначительна.)Опыт классификации имплицитной информации художественного текстаПриведемпредварительныеитогиклассификацииимплицитнойинформации, в основу которой положен тип имплицирования. (Иллюстративнымматериалом для данной классификации послужил текст первой главы романаМ.

А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Булгаков 1988: 11-23).)Первую группу образуют импликации (импликации-3) – имплицитнаяинформация, дополняющая практически во всех типах контекста эксплицитныезначения языковых структур и являющаяся результатом системной компрессии.Важным источником этих импликаций выступает актуализируемый контекстоминформативный потенциал лексического значения языковых единиц, который влингвистической семасиологии именуют импликационалом и который «отражаетразнообразные предметные связи сущностей, т. е.

очерчивает ожидаемую областьтого, что может быть названо в связи с данным именем» [Никитин 1996: 115].Маркерами данных импликаций выступают различные языковые средства, аформой их выражения служат пропозиции (суждения, факты). К примеру,импликациями к фразе: Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в42Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (Булгаков 1988: 11)выступают следующие пропозиции: «Весенние закаты прохладны», «Действиепроисходит в Советской России», «Пришедшие были взрослыми мужчинами», «Вэто время в этом месте не было многолюдно», «Их приход нарушил сложившуюсякартину (т.

е. явился событием)». Иными словами, данное начало представляетсобытие, которое в пространственном, временном и каузальном измеренияхнарушает естественный порядок вещей, предопределяя развитие сюжета.Заметим, что начальное предложение в первом журнальном издании романа(Москва, 1966, № 11, 1967, № 1), равно как и в издании, подготовленном к печатиВ.

И. Лосевым (2002), лишено большинства выявленных импликаций, ср.: В часжаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан(Булгаков 2002: 97). Чем мотивировала свой выбор редактор первого издания,вдоваписателяЕ. С. Булгакова,навсегдаостанетсятайной,междутемВ. И.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее