Диссертация (Культурный контекст эволюции музейной архитектуры), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры". PDF-файл из архива "Культурный контекст эволюции музейной архитектуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
А это означает, что дляразмещения коллекций больше не подходят инкрустированные кабинеты,6768Барг М. А. Эпохи и идеи… С. 319.Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. С. 82.40тесные студиоло или кунсткамеры, неудобны также и личные покоивладельцев собраний, появляется необходимость в постройке отдельныхзданий.Таким образом, определившее функциональные особенности музея наближайшие два века сциентистское отношение к прошлому, подразумеваетнесколько аспектов: прежде всего, это ориентация на фактичность, когдапрошлое (история) предстает не в качестве мифа или нарратива, а какпоследовательностьсопряженныхсобытийиперсонажей.Далее,критическое отношение к прошлому, отсутствие идеализации свойственнойВозрождению.
Абсолютизация античной традиции, избирательность ииерархия в отношении к наследию воспринимаются в XVIII в. каканахронизм. Прошлое начинает осмысляться в современных категориях, азначит, подвергаться проверке и оценке. Наконец, систематичность, котораявыражается в выстраивании объяснительных схем к прошлому, задаетнеобходимую связность и логичность исторического и культурногоконтекстов. Наряду с философским подходом к проблемам искусства,постепенно утверждаются исследовательские методы его изучения –систематическое рассмотрение источников, подписей, надписей, атрибуций,истории бытования произведения и т.п. Искусство интегрируется теперь вобщественное сознание через науку об искусстве.Таким образом, были заложены теоретические основы «музейногобума», произошедшего в Европе и России в XIX в.
Однако практическомумассовому строительству музейных зданий предшествовала активнаятеоретическая деятельность, проходившая, в основном, в рамках конкурсовразличных академий на создание проектов музеев.Одним из первых проект музейного здания предложил в 1704 г.немецкий архитектор и математик Л. К. Штурм.
В его работе воплотиласьодна из главных экспозиционных новаций XVIII в. – тенденция краздельному показу разных типов предметов. В кунсткамерах или кабинетах41редкостей XVI и XVII вв. рядом размещались не только живопись искульптура, но и естественнонаучные объекты, различные камни, кораллы ипр. Эпоха Просвещения привнесла специализацию, и проект Л. К. Штурмауже предполагает отдельные помещения для всех типов коллекций. Однакоприоритет все еще отдается антикам – для них отводится пять больших заловв левом крыле первого этажа, правое крыло занимает экспозиция камей,монет, драгоценных камней и металлов, для живописи, графики искульптуры отведено небольшое помещение на верхнем этаже.69Парижская Академия архитектуры несколько раз проводила конкурсына проектирование музейных зданий.
В 1753 г. был объявлен конкурс напроект галереи, пристройки к дворцу. Первую премию получила барочнаяпостройка Л.-Ф. Труара с центральной ротондой c кессонным куполом,длинным рядом колонн без каких-либо выступов в антаблементе и сосводчатыми галереями справа и слева от ротонды.70 В 1754 г. состоялсяконкурс, темой которого стал «Салон искусств». Приз получил Ж. Р.Билландель, центром его композиции была ротонда с шестью нишамивнутри, от которой отходили три галереи, промежутки между, которымибыли заполнены встроенными колоннами.71Задание для конкурса 1778-1779 гг.
состояло уже в проектированиимузеясобособленнымиестественнонаучныхпомещениямисобраний,атакжедлядляхудожественныхграфики,сиотдельнымнумизматическим кабинетом и библиотекой. В результате было вручено двепервых премии – Ги де Жизору и Ж. Ф. Делануа. Оба архитекторапредлагали квадратное здание с четырьмя внутренними дворами, крылья,которые они образовывали, имели форму греческого креста.
Фасады непредполагали69наличияокон,однакобылиPevsner N. A History of Building Types. London, 1976. Р. 114.Ibid. P. 115.71Ibid. P. 118.70предусмотренпортикс42многочисленными колоннами и дополнительные колоннады. Помещенияимели преимущественно сводчатые потолки.72Проект 1783 г. Этьена Булле был особенно эффектным: квадратноездание подчеркивалось четырьмя викторианскими колоннами, с имеющимиформу клеверного листа расширениями, и греческим крестом, вписанным вплан первого этажа. Окруженное колоннами, огромное пространство,расположенное в центре условного креста, образованного лестницами,крытыми цилиндрическими сводами, имеет форму полусферы – незаметнойизвне – с круглым отверстием посередине потолка. Замысел этого проекта –который был назван «Храм Славы» и должен был стать одновременно идомом муз, и мемориалом королевской династии, и, наконец, символическимпамятником универсальности человеческого духа – придал задачам музейнойархитектуры импульс, который был воплощен в первых музейных зданияхXIX столетия.73Идеи, заложенные в проект Э.
Булле, воплотились спустя сорок лет вздании Музея Антонио Кановы в Поссаньо, построенный А. Кановойсовместно с архитектором Дж. А. Сельвой. В ансамбле храма-пантеона былапредпринятапопыткадостичьсинтезаразличныхвидовтворчества(архитектуры, скульптуры, живописи). Построенный в греко-римском стиле,музей нес в себе просветительскую идею воплощения вечной памяти,ностальгии по уходящей классической традиции. Это был «светский» храм,памятник творчеству, служению искусству. Он стал частью мемориальногокомплекса Кановы в Поссаньо, включающего в себя также глиптотеку(архитектор Дж.
Сегузини) и Дом-музей.74В 1791 г. Академия вновь включила музейное здание в конкурснуюпрограмму, участникам было предложено спроектировать «Публичную72Ibid. P. 119.Naredi-Rainer P. Museum building – a design manual. Bazel, 2004. P. 20-21.74Чугунова А. В. Социокультурный образ современного музея… С. 58.7343галерею в королевском дворце». Работа К. Нормана, получившая второеместо в аспекте влияния на дальнейшее развитие музейной архитектурыоказалась интереснее работы победителя – К. М. Делагарде.
Его музейпредставлял последовательность роскошных помещений, низкий сводчатыйхоллнапервомэтаже,лестница,начинающаясямеждустоящихизолированно колонн и заканчивающаяся крытой апсидой. Кульминацияпроекта – ротонда, окруженная длинной галереей.75Подобные проекты, освободившие музей от старых архитектурныхформ и поместившие его в автономное здание, не были реализованы, номногие из них публиковались и, благодаря этому, оказали значительноевлияние на последующее развитие музейной архитектуры.Результатоммногочисленныхпроектныхизысканийсталсобирательный образ музея, обобщенный и стандартизированный в начале1800-х гг.
Ж. Н. Л. Дюраном, предложившим в книге «Уточнение уроковархитектуры»76 проект идеального музея. Впоследствии именно он лег воснову музейного здания, как одного из типов гражданской архитектуры.Предложенное Дюраном здание представляет в плане квадрат с четырьмякрыльями, вписанным греческим крестом и центральной ротондой. Каждоекрыло имеет отдельный вход и акцентировано длинным портиком с сорокашестью колоннами. Проект предполагает по одному помещению для трехвидов искусства (живопись, скульптура, архитектура) и одно дополнительноепомещение для временных выставок. Все проходы снабжены высокимиполуциркульными окнами, которые дают естественное освещение. К томуже, предусматривалось наличие помещений, где могли бы заниматьсяхудожникиискульпторы,которыесчиталисьоднимиизглавныхпосетителей. План интересен тем, что в нем впервые проявляется идея нетолько типологического, но и видового разделения предметов.75Pevsner N.
A History of Building Types. London, 1976. P. 120.Giebelhausen M. The architecture is the museum // New museum theory and practice: an introduction. BlackwellPublishing, 2006. P. 44.7644Проект сопровождал текст, обозначающий главные функции музея:«музеи строятся, чтобы сохранять и передавать драгоценные сокровища[знания] и они должны поэтому быть пропитаны тем же духом что ибиблиотеки»77. Желая создать одновременно хранилище и знаний, иколлекций, содержащее разные типы предметов и служащее разнойаудитории, Дюран заложил противоречие, не разрешенное до сих пор: что вмузее должно превалировать здание или музейный предмет.
Когдаархитекторпредлагаетбогатодекорированныйинтерьер,создающийконтекст для экспонирования того или иного предмета, куратор обычнотребует серые стены и естественное освещение.В схожей манере выполнен проект музея Ефимовым Н. Е.78 План зданияпредставляет собой квадрат, в центре которого расположен зал – ротонда,перекрытый куполом. Огромные помещения, квадратной и прямоугольнойформы,объединенныепереходами-галереями,представляютстрогосимметричную композицию. Все залы освещаются верхним светом.Основным элементом архитектурного убранства как внутренних помещений,так и фасада являются колоннады.Проекты первых специальных зданий музеев позволяют представитьзадачи, стоявшие перед архитекторами, и методы их решения.