Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания". PDF-файл из архива "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В дореволюционный период она, прежде всего, разрабатывала комплекс вопросов, связанный с культурной и исторической идентичностью российского народа и государства. В советское время акцент сместился в сторонуантропологической тематики: публицисты исследовали возможности для создания нового, идеального человека, изучали его связи с природой и обществом, искали баланс между этическими, эстетическими и познавательнымиценностями.
В настоящее время в отечественной философской публицистикепредставлены обе указанные традиции, однако вторая более продуктивно раскрывается в осмыслении вызовов XXI в. – технологической и биологическойтрансформации человека, кризиса цивилизации постмодернизма.3.Философская публицистика может включать в себя различныепредметно-тематические аспекты публицистики (социальная, политическая,экономическая, экологическая и т.
д.), и одновременно в более доступном изложении отображать признаки различных предметов философии (антропология, гносеология, философия политики и пр.). Среди авторов философскойпублицистики философы, литературные критики, филологи преобладают надпрофессиональными журналистами и публицистами. Философская публицистика представлена в общественно-политических изданиях, «толстых» журналах, авторских и коллективных сборниках, интернет-изданиях, а также наблог-платформах и в социальных сетях. В настоящий момент философскаяпублицистика русского сегмента Интернета перемещается из «Живого журнала» в Facebook. Ведущими жанровыми типами современной философскойпублицистики являются статья и эссе, актуализируется жанр «поста».4.Философско-публицистическое предвидение базируется, как пра-вило, на приемах обыденного познания.
Главным прогностическим методом13выступает ценностно-ориентированная интуиция. Она соединяет в себе особенности поискового и нормативного прогнозирования. На основе предположений о том, как будет развиваться то или иное явление, ценностная интуицияуказывает на социальный идеал, к которому следует стремиться, а такженормы и ценности, необходимые для его достижения.Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервыепроанализировано функционирование наименования «философская публицистика» в научном поле и среди ее авторов.
С этой целью проведено шесть интервью с экспертами – философами, литературными критиками, журналистами. Впервые дан общий очерк истории русской философской публицистики, и, что важно, рассмотрены работы советского периода. Произведенсравнительный анализ особенностей генезиса и функционирования отечественной и зарубежной философской публицистики.Введено в научный оборот определение философской публицистики,разъясняющее, каким образом в данном литературном явлении сочетаютсяфилософские и публицистические компоненты.
Впервые для осмысления философской публицистики использован ранее разработанный петербургскойшколой журналистики концепт «культуры мышления». Произведены разграничения между философской публицистикой и родственными, но отличнымипо своему содержанию явлениями. Показано своеобразие типологического ижанрового деления философской публицистики.
Особое внимание уделенопрогностической функции как важнейшей части познавательного потенциалафилософской публицистики.Научно-практическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке теории публицистики и журналистики. Основные положения исследования и выводы, сделанные в работе, могут быть использованышироким кругом специалистов – теоретиками массмедиа, философами, филологами, культурологами, социологами, историками. Диссертация также можетбыть полезной для практикующих публицистов и журналистов.14Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, представлены на различных семинарах и научных конференциях – в ходе работы секции «Журналистика в миреполитики» ежегодного межвузовского форума «Дни философии в Санкт-Петербурге» (СПб, 2011), в рамках форума «Медиа в современном мире.
Петербургские чтения» (СПб, 2012-2013, 2015), международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 2011-2013), всеукраинской научно-практической конференции «Украинские масс-медиа: традиции и вызовы» (Харьков, 2012). По теме исследования опубликовано 12 работв научных журналах и сборниках, в том числе три статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК.Структура диссертации обусловлена последовательностью постановкии решения основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.Автор благодарит рецензентов работы (докт. ист. наук М.
А. Воскресенскую, докт. филос. наук И. А. Громова, докт. филос. наук А. Ю. Дорского,докт. филос. наук Л. Б. Капустину, канд. филос. наук С. И. Коренюшкину,докт. филол. наук Т. И. Краснову) за высказанные пожелания и замечания.15ГЛАВА I.ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ1.1.Теория журналистики и философия о философской публицистике:критерии, оценки, концепцииФеномен философской публицистики связан с несколькими сферами де-ятельности. С одной стороны, он актуален для философии, с другой, – для теории журналистики и публицистики. Данное понятие, кроме того, включено вширокую вненаучную сферу жизни.
Под рубрикой «философская публицистика» выходят сборники статей, ее можно увидеть на личных интернет-страницах и наполняемых пользовательским контентом ресурсах типа журнала«Самиздат».Попробуем разобраться, какое же содержание сложившаяся практикавкладывает в понятие «философская публицистика». Начнем с анализа точекзрения профессиональных философов. Тем более что впервые на бытованиефилософской публицистики обратили внимание именно они.Философия о философской публицистике. В 1923 г.
русский философэмигрант, историк-медиевист Л. П. Карсавин в фундаментальном труде «Философия истории» выделил философскую публицистику как одну из двухформ изучения истории наряду с традиционной исторической наукой. Авторотметил в качестве центральной прогностическую функцию интересующегонас явления и определил философскую публицистику как публицистику, «свободно созидающую будущее», или «историческое познание настоящего снаправленностью на /…/ будущее»27.Карсавин обозначил цель философской публицистики следующим образом: «через выяснение возможностей переживаемого момента и его усовер-27Карсавин Л.
П. Указ. соч. С. 423, 416.16шенности (идеала) призвать себя и других к деятельному осуществлению идеального и возможного». Однако к реальной практике философских публицистов мыслитель отнесся критически: «Многие авторы “увлекают” своим талантом, остроумием. Многие заражают своею верою и, на первый взгляд, кажутся обретшими истину. Но почти все отвращают произвольностью и необоснованностью своих построений»28, – отметил Карсавин.Термин «философская публицистика» использовал религиозный философ, крупнейший историк философии В. В. Зеньковский.
В 1948 г. в знаменитой «Истории русской философии» он, рассуждая о творчестве В. Г. Белинского, определил философскую публицистику как девиацию (заметим, у автора это слово было употреблено с осторожностью – в кавычках), «особый типфилософствования, – несомненно “связанного”, несвободного, ввиду “давления” тем конкретной жизни, но все же философствования»29. Философский интерес в данном случае не абсолютен – он сужен захватом конкретной жизни,пояснил Зеньковский: «Философия здесь не ancilla (служанка – прим.
авт.), нои не вполне свободная “госпожа”»30. В числе других российских авторов философскойпублицистикиН. Г. Чернышевский,былиназваныН. К. Михайловский,А. И. Герцен,Н. А. Бердяев,Д. С. Мережковский,отчастиВ. С. Соловьев, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков. Среди зарубежных авторов философской публицистики исследователь отметил Ф. Ницше, Ж. Гюйо, М. Шелера.В советской философской школе взаимодействие философии и публицистики в 1936 г.
обсуждали влиятельные философы – директор Институтамарксизма-ленинизма М. Б. Митин и директор ОГИЗ П. Ф. Юдин. Несмотряна первоначальные сомнения31, в ходе дискуссии с фельетонистом «Правды»Д. И. Заславским оба пришли к выводу, что философия и публицистика толькоТам же. С. 418.Зеньковский В. Указ. соч. С. 252.30Там же. С. 253.31Митин М. Некоторые итоги работы на философском фронте // Под знаменем марксизма.
1936. №. 1. С. 41.282917выиграют, если философы будут больше выступать как публицисты, а публицисты – будут по-настоящему изучать философию32. В 1947 г. Заславскогопривлекли к большой философской дискуссии, проведенной по инициативеЦК ВКП(б). Здесь было высказано пожелание «не давать молодым философамзакисать в четырех стенах институтских кабинетов и больше привлекать их кпрактической работе по социалистическому строительству»33. Для этого предлагалось не противопоставлять философию, публицистику и политику, а соединять их, как это делали лучшие отечественные философы домарксистскогопериода. Д.
И. Заславский рекомендовал философам наряду с научными монографиями возрождать такие жанры, как «философская сатира, философскийпамфлет» и «философский фельетон»34.Термин «философская публицистика» далее использовался в советскойфилософской науке, когда требовалось наметить новые пути выхода философии к обществу, усилить ее связь с земной основой. В 1987 г. в рамках круглого стола «Вопросов философии» Ю. Д.
Гранин сетовал, что социальный заказ на философию перехвачен у профессионалов дилетантами – журналистамии писателями. Произведения таких авторов напоминали «скольжение по теоретически неосмысленной эмпирии»35, тогда как философы недоиспользовалисвою способность предложить качественно иные идеи, заключал докладчик.Он призывал теоретиков овладеть публицистической формой подачи материала, которую использовали Маркс, Энгельс и Ленин36.