Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания". PDF-файл из архива "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Маркса,Р. Эйкена77. Также имеются немецкие и переведенные на немецкий язык работы, где в качестве авторов философской публицистики рассматриваютсяроссийские мыслители Серебряного века78.Термин «философская журналистика» также распространен в итало- ииспаноговорящих странах. Исследователи из этих стран связывают его, пре-Кузнецова Е. В. Жорж Нива о философской публицистике // Живой журнал. 2015. 9 ноября.
URL:http://egon-ervin-kish.livejournal.com/92414.html (дата обращения: 9.11.2015).76Lukács G. Die Zerstörung der Vernunft // Archive.org. URL:http://archive.org/stream/GeorgLukasZerstrungDerVernunftBand2IrrationalismusUndImperialismus/GeorgLukacsIrrationalismusUndImperialismus_djvu.txt (дата обращения: 12.02.2014).77Kluge S. Vermisste Heimat? Berlin, 2007.
S. 178; Müller E. Zwischen Genealogie und Auto-genealogie. Zurphilosophischen Selbstdarstellung in spätwerk Nietzsches // Sofia. 2015. Vol. 4, n. 1. Ss. 19, 31. URL:http://www.portaldepublicacoes.ufes.br/sofia/article/viewFile/10226/7299 (дата обращения 15.06.2015); Wallat H.Das Bewusstsein der Krise. Bielefeld, 2009. S.
45.78Grossmann A., Jamme C. Metaphysik Der Praktischen Welt: Perspektiven Im Anschluss an Hegel und Heidegger.Amsterdam; Atlanta, 2000. S. 217; Plotnikov N., Haardt A. Gesicht statt Maske: Philosophie der Person inRussland. Münster, 2012. S. 53.7528имущественно, с творчеством французских, англоязычных, итальянских философов – М. Фуко79, Ж. Деррида, Д. Ваттимо80, Х. Арендт81, П.
Бурдье82,М. Стюарт83.Переходя к выводам по разделу, необходимо отметить, что термин «философская публицистика» впервые появился в научном обороте в 1923 г. в работе философа-эмигранта и историка-медиевиста Л. П. Карсавина. С тех пор вРоссии заложено две традиции обращения с этим наименованием – философская и теоретико-публицистическая. В первом случае философская публицистика преимущественно трактуется как часть системы философии, во втором– как часть публицистики.
Философы, как правило, рассматривают философскую публицистику через призму ее функций. В частности, философская публицистика трактуется как способ усилить связи философии с жизнью, как метод популяризации философских идей. Теоретики журналистики делают акцент на важнейших свойствах философской публицистики – ее субъективности и аналитичности.Кроме российских исследований, наименование «философская публицистика» также встречается в немецкоязычных научных работах. В частности,философ-неомарксист Г. Лукач считал, что философскую публицистику использовали представители философии жизни, чтобы эффективнее донестисвои идеи до аудитории.
Другие зарубежные исследования оперируют, преждевсего, понятием «философская журналистика». Ее воспринимают как синоним«интеллектуальной» и политической журналистики. Насколько в российскомконтексте действительно соответствуют друг другу эти явления, нам предстоит выяснить.79Vernaglione Paolo B. Il giornalismo filosofico come genere della critica // Materiali Foucaultiani.
URL:http://www.materialifoucaultiani.org/it/materiali/altri-materiali/56-forum-giornalismo-filosofico/215-materiali-foucaultiani--il-giornalismo-filosofico-come-genere-della-critica.html (дата обращения: 13.02.2014)80Pelgreffi Igor. Autobiografismo post-esistenziale. P. 379.81Giner Salvador. Periodismo filosófico // EL PAÍS. 2007. 1 Sep. URL:http://elpais.com/diario/2007/09/01/babelia/1188602232_850215.html (дата обращения: 11.08.2011).82Pierre Bourdieu y la filosofía. P.
78.83Aurelio Díaz Jorge, Stewart Matthew. El hereje y el cortesano. Spinoza y Leibniz, y el destino de Dios en elmundo moderno. Pp. 282-283.291.2.Философская публицистика: проблемы самосознанияВ настоящем разделе предполагается изучить самосознание84 современ-ной российской философской публицистики, а именно, выяснить, как авторытаких статей определяют философскую публицистику, как понимают ее основные особенности, какие проблемы возникают в связи с ее отграничениемот других видов философских и публицистических текстов.При подготовке раздела использовался метод экспертного интервью.Выбор качественного метода исследования обоснован необходимостью «глубокого проникновения в природу и уникальные свойства»85 философской публицистики, нацеленностью на «разностороннюю интерпретацию мотивов поведения, деятельности»86 ее авторов.Не обладая пока абсолютно бесспорным определением философскойпублицистики, мы руководствовались следующими критериями, выбирая собеседников и относя их к категории философских публицистов:1) Представление о философской публицистике, сформировавшееся кнастоящему моменту в научных исследованиях.2) Соединение философского и публицистического видов деятельности(например, автор, являясь профессиональным философом, печатаетпублицистику в газетах или «толстых» журналах).3) Ссылки на тех или иных авторов в качестве философских публицистов, присутствующие в литературной и медиасреде.4) Самоидентификация автора в качестве философского публициста.В результате список респондентов сформировался следующим образом:Подробнее о феномене самосознания журналистики и журналистов см.: Дзялошинский Иосиф.
Российскийжурналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996. С. 144-145; Корконосеноко С. Г. Основы журналистики. М.,2004. С. 261; Нескрябина О. Ф. Профессиональное самосознание журналиста // Материалы 51-й международной научно-практической конференции «СМИ в современном мире. Петербургские чтения». 19-20 апреля 2012 года / Санкт-Петербургский государственный университет; Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. СПб., 2012.
URL: http://rus.jf.spbu.ru/conference/2197/2213.html (дата обращения1.10.2015); Олешко В. Ф. Профессиональная культура // В. Ф. Олешко. Журналистика как творчество. М.,2003. С. 195.85Фомичева И. Д. Качественная и количественная стратегии эмпирических исследований // ИсследованияСМИ: методология, подходы, методы. М., 2011. С. 18.86Там же.84301. Н. Л. Елисеев (литературный критик, автор сборников статей и публикаций в толстых журналах).2. К. А.
Крылов (выпускник факультета философии МГУ, популярныйблогер, главный редактор «Агентства политических новостей»).3. В. И. Рокотов (сценарист и режиссер документальных фильмов, кинокритик, автор «Литературной газеты»).4. А. К. Секацкий (доцент философского факультета СПбГУ, автор сборников статей и эссе).5. Г. Л. Тульчинский (доктор философских наук, профессор Высшейшколы экономики в Петербурге, автор публикаций в «Знамени» и «Неве»).6.
К. Г. Фрумкин (кандидат культурологии, заместитель главного редактора журнала «Компания», координатор Ассоциации футурологов России, автор публикаций в «Знамени», «Неве», «Новом мире», «Дружбе народов»).Естественно, что такая выборка не может полностью отразить самосознание философской публицистики, однако может показать общие принципы,по которым оно функционирует, и общие проблемы, с которыми оно сталкивается. Экспертные интервью, кроме того, позволят расширить и дополнитьнаучные представления о философской публицистике. Это требуется сделать,так как понятия способны изменяться87, и часто эти изменения отражаются впрофессиональной и общественной практике быстрее, чем в научных и словарных статьях88.В ходе экспертных интервью выяснилось, что некоторые собеседникиобладают достаточно отрефлексированным представлением о философскойпублицистике (Г. Л.
Тульчинский, К. А. Крылов). В то же время, другиеосмысливали данное явление и меняли представление о нем непосредственнов процессе беседы (К. Г. Фрумкин, В. И. Рокотов). На главный вопрос – «Су-Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б.
М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967. С. 217, 227.Так, например, в XIX в. произошло с понятиями «публицист» и «публицистика». (Березина В. Г. Указ. соч.С. 81-86).878831ществует ли философская публицистика? Используете ли вы такой термин?» – 5 из 6 респондентов ответили положительно.Табл. 1.Результаты экспертного интервью.Вопрос: «Существует ли философская публицистика?»РеспондентН. Л. ЕлисеевК. А.
КрыловВ. И. РокотовА. К. СекацкийГ. Л. ТульчинскийК. Г. ФрумкинДа+++Нет+++Единственный отрицательный ответ принадлежал А. К. Секацкому.Несмотря на то, что на него, как на автора философской публицистики, чащевсего ссылались другие участники бесед, сам доцент СПбГУ указал, что такогопонятия не признает и не употребляет. Союз между философией и публицистикой, с его точки зрения, может заключаться только «случайным»89 образом.Более пригодна для публичной репрезентации философии, с его точки зрения,«философская эссеистика».Под философской эссеистикой Секацкий подразумевал небольшие философские тексты, провокативные, не перегруженные ссылками, изложенныепростым, но одновременно искусным языком.
Эссеистика «может претендовать на тот же срок жизни, что и “Критика чистого разума”»90, считает философ.Публицистика, отметил Секацкий, ограничена задачей – соответствовать медийной повестке дня, перечню острых социально-политических вопросов, таких, как: «Доколе можно так учить детей?», «Что нам делать с бездомными животными?», «Должны ли родители называться папой и мамой или родитель № 1 и родитель № 2?». Эссе менее скованно в выборе тем.