Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания". PDF-файл из архива "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетна правах рукописиКУЗНЕЦОВА Елена ВладимировнаФилософская публицистика современной России:генезис и потенциал познанияСпециальность 10.01.10 – журналистикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукТом 1Научный руководитель –доктор философских наук, профессорСидоров Виктор АлександровичСанкт-Петербург2016СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ3ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕ-16ДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ1.1.Теория журналистики и философия о философской публици-16стике: критерии, оценки, концепции1.2.Философская публицистика: проблемы самосознания301.3.Отечественная философская публицистика XVIII-XX вв.41ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИ-62ЦИСТИКИ2.1.
Философия, публицистика, философская публицистика: стратегии 62сотрудничества2.2. Философская публицистика: предмет, метод и цель782.3. Типология современной философской публицистики: предметное97деление, автор, жанрГЛАВА III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФСКОЙПУБЛИЦИСТИКИ В ОСМЫСЛЕНИИ ВЫЗОВОВ XXI В.1203.1.
Анализ постмодернизма как социальной проблемы в философской 127публицистике «Литературной газеты»3.2. Философская публицистика об «антропологическом сдвиге» и его145перспективахЗАКЛЮЧЕНИЕ164СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ171ПРИЛОЖЕНИЕ2122ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Философская публицистика представляет собой публицистические произведения, основанные на анализе актуальных социально-политических проблем современности через обращение ккоренным вопросам бытия и мышления. Философская публицистика, будучинеотъемлемой частью медийной среды, на своем уровне воспроизводит культуру и методологию философского мышления, используя его базовые принципы, систему философских понятий и категорий, философские концепции.Тем самым создает целостную картину мира, сопрягая стремление к истине ипостановку идеалов.Философская публицистика, чьи прообразы можно найти в античнойГреции, полноценно сформировалась в буржуазной Европе XVII-XVIII вв.
ВРоссии этот феномен, сначала возникший в творчестве публицистов-просветителей, окончательно проявил себя в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева (1836). Данный феномен закрепился в общественной практике в публикациях славянофилов, западников, религиозных философов Серебряного века.Этому способствовали особенности философии и публицистики в отечественной культуре. Они всегда были близки друг другу, формируя, по словамА. Ф. Лосева, единую «до-логическую, до-систематическую» и «сверх-логическую, сверх-систематическую картину философских направлений»1.Значение философской публицистики в российском обществе различалось в зависимости от исторического периода – то она выходила на первыйплан (1830-е гг.
– 1860-е гг., конец XIX – начало XX в.), расширяя горизонтыполитического и социального мышления, то, наоборот, затенялась. В настоящий момент указанный тип текстов испытывает ренессанс, связанный, во-первых, с общей актуализацией публицистики2. Во-вторых, играют роль общиеЛосев А.
Ф. Русская философия // А. Ф. Лосев. Страсть к диалектике. Литературные размышленияфилософа. М., 1990. С. 68.2Фомичева И. Д. Публицистика в эпоху Интернета // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2013.№ 5. С. 94.13тенденции в развитии современной культуры – она стремится к междисциплинарности, наполняется «интегративными образованиями», «кентавр-объектами» (так, современный театр объединяет элементы драматургии, сценического, музыкального искусства, кинодокументалистики), возникающими настыке традиционных наук и искусств3.Вследствие указанных процессов понятие «философская публицистика»все чаще используется как в научных исследованиях, так и в общественнойпрактике.
Несмотря на это, до сих пор не существует общепринятого определения философской публицистики: авторитетные энциклопедические и толковые словари, такие, как Новая философская энциклопедия, обходят вниманиемданный вопрос. В повседневной практике под «философской публицистикой»подразумеваются, с одной стороны, любые неакадемические, в том числе созданные в жанрах художественной литературы, выступления философов, сдругой – научно-популярные работы, философские доклады по социальнымили политическим вопросам и даже притчи и рассказы, выкладываемые напорталах типа «Самиздат».Контуры явления, несомненно, элитарного для русской культуры, покаразмыты; нет однозначного понимания, с чем мы имеем дело, как функционирует отечественная философская публицистика. Именно поэтому появиласьнеобходимость попытки полноценного исследования ее генетических, структурных, типологических, жанровых, познавательных свойств.Степень научной разработанности темы.
Исследования, в той илииной степени касающиеся специфики философской публицистики, могут бытьусловно разделены на несколько групп. Прежде всего, это объемный корпусработ в области теории публицистики.Теоретическое исследование публицистики началось в России в концеКапустина Л. Б. Природа интегративных образований в современной культуре. Автореф. дисс.
на соиск.учен. степ. канд. филос. наук. М., 1995. С. 8.34XIX – начале XX вв.4 и достигло зрелости в 1960 – 1980-е гг. В это время работали такие крупные ученые, как В. Г. Березина, В. М. Горохов, В. И. Здоровега, Е. П. Прохоров, М. И. Скуленко, В. В. Ученова, М. С. Черепахов, и др.5В перестроечные и постперестроечные годы исследование публицистики велось менее активно, часто в описательном ключе6, хотя и был создан ряд концептуальных работ, например, раскрывающих взаимосвязь публицистики иполитики7.
В 2000-е – 2010-е гг. в России в связи с актуализацией публицистики наметился новый бум «публицистиковедения», который продолжаетсядо наших дней. Свои исследования данному предмету посвятили А. Л. Дмитровский,П. П. Каминский,Л. Е. Кройчик,Т. Н. Наумова,А. В. Лабин,А. В. Полонский8 и др.Другая часть работ, необходимая для изучения философской публицистики, связана с теорией философии. Подобные исследования начались вДревней Греции в сочинениях Платона и Аристотеля, продолжились в ЕвропеСм., напр.: Ар Г. Публицистика // Энциклопед.
словарь. Т. 25 / Под. ред. К. К. Арсеньева. СПб., 1898.С. 746-747; Иванов (Грамен) Н. Теория публицистики, как предмет преподавания // Современник. 1922.Кн. 1. С. 266-273.5Березина В. Г. К истории слова «публицист» и «публицистика» // Вестник Ленингр. ун-та.
1971. № 20.С. 81-86; Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества: Пресса и публицистика. М., 1975.187 с.; Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. М., 1979. 174 с.; Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1962. 372 с.; Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973. 40 с.; Колосов Г. В.Публицистика как творческий процесс. М., 1977. 88 с.; Прохоров Е. П. Искусство публицистики. Размышления и разборы.
М., 1984. 360 с.; Он же. Публицистика в жизни общества. М., 1968. 102 с.; Рубашкин А. Прямая речь. Очерки о советской писательской публицистике. Л., 1987. 400 с.; Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики: (Основы теории). Киев, 1986. 174 с.; Ученова В. В. Публицистика и политика //В. В. Ученова. Три грани теории журналистики. М., 2009. С.
141-342; Черепахов М. С. Проблемы теориипублицистики. М., 1973. 268 с.; Он же. Таинства мастерства публициста. М., 1984. 150 с.6Гордович К. Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994. 52 с.; Красичкова Н. С. Журнальнаяпублицистика последних лет. Л., 1990. 16 с.7Киричек П. Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995. 84 с.; Сенук З.
В.Публицистика как фактор развития политической культуры: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд.филос. наук. Екатеринбург, 1993. 18 с.8Дмитровский А. Л. Русская публицистика: Истоки. Роль. Сущность // Ученые записки Орловского гос. унта. Серия: Гуманитарные и социальные науки.
2013. № 3. С. 110-122; Каминский П. П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2007. № 1. С. 97-105;Кройчик Л. Е. Актуальные проблемы теории публицистики (российский извод) // Современные проблемыжурналистской науки. Ежегодный сб. научных статей: материалы научного семинара. Воронеж, 2007. С.
6079; Он же. Диалоговые ресурсы публицистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 2.С. 139-140; Он же. Принципы публицистического творчества // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика.2014. № 5. С. 130-144; Наумова Т. Н. Роль публицистики в функционировании гражданского общества. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд.
филол. наук. М., 2004. 22 с.; Лабин А. В. К определению понятия«публицистика»: дискуссионные проблемы // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки.2010. Т. 89. № 9. С. 117-120; Полонский А. В. Публицистика как особый вид творческой деятельности //Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 56-61.45XVII-XIX вв. в работах Р. Декарта, И. Канта, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра9и мн.
др. В XX в. теорию философии изучали Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс,М. Хайдеггер, Ж. Делез и Ф. Гваттари, М. Мамардашвили, В. С. Библер10 имн. др. Как теоретики философии, так и теоретики публицистики, кроме того,проводили более специализированные исследования, посвященные целям,функциям, методам познания, стилистике, жанрам обоих указанных видов интеллектуальной деятельности.Термин «философская публицистика» встречался в ряде исследованийкак по теории СМИ, так и по философии.
Чаще всего он не являлся специальным предметом изучения авторов, возникая «на полях» их основных научныхинтересов. Так, Л. П. Карсавин упоминал философскую публицистику в связис развитием исторической науки, В. В. Зеньковский – как характеристикутворчества русских философов XIX в., Е. П. Прохоров разбирал данное явление в связи с особенностями публицистического мышления, Д. В. Туманов –рассуждая о жанрах журналистики11. Подобные отсылки находим в работахВ. Г. Арсланова,Ю. Н. Блажеевской,В. П. Бранского,А. Винничука,В.