Диссертация (Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания". PDF-файл из архива "Философская публицистика современной России генезис и потенциал познания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Как показывают ответы респондентов, не сложилось у них и однозначного мнения и о вопросе, разделившемпополам научное сообщество: к какой системе отнести философскую публицистику – к философии или публицистике? Так, например, К. А. Крылов однозначно утверждал, что философия в данном случае является «служанкой»Там же. С.
258.Там же.116Там же. С. 259.117Там же. С. 260.11411537политической позиции публициста, а В. И. Рокотов, наоборот, возводил подобные тексты к «откровению философа».К. Г. Фрумкин, Г. Л. Тульчинский и Н. Л. Елисеев заняли промежуточную позицию, подчеркивая двухосновность исследуемого явления. Как наиболее продуктивную, на наш взгляд, выделим точку зрения Фрумкина: философская публицистика содержит два явления – «стилистически облегченную философию» и «философски экипированную публицистику».
С определеннымикоррективами эту позицию (она коррелирует с точкой зрения Н. С. Кожеуровой) можно принять в качестве стартовой для анализа текстов.Табл. 2.Результаты экспертного интервью.Вопрос: «Философская публицистика – часть философии или публицистики?»РеспондентК. А. КрыловФилософияВ.
И. РокотовФилософская публицистика есть «откровение философа»«Одна из форм философствования»наряду с баснями, афоризмами, художественной литературой, систематическойфилософиейСтилистически облегченная философия.Это «специально приготовленное блюдо»,на которое нет общественного спроса.Оно возникает из индивидуальной потребности философа, близкого к журналистике и обладающего литературным талантом.Г. Л.
ТульчинскийК. Г. ФрумкинПублицистикаФилософия становится «служанкой»политических взглядов публициста,превращается в «инструмент политической ангажированности»Первичное осмысление жизни, на основании которого могут возникать философские идеи«Философски экипированная» публицистикаЧтобы более подробно выяснить, как философская публицистика понимается ее авторами, и описать ее, остановимся на некоторых чертах и тех особенностях, которые были выделены респондентами в качестве ключевых. Пожалуй, главный параметр, с которым мы сталкиваемся – это «упрощенный» /«простой» / «понятный» язык. Его в качестве характеристики выдвинули трииз шести интервьюируемых, А.
К. Секацкий такое же качество связал с философской эссеистикой.Два собеседника (Секацкий и Рокотов) отметили, что подобные сочинения должны соответствовать культуре высокого, почти литературного языка.38Табл. 3.Результаты экспертного интервью. Критерий языка и изложенияРеспондентН. Л. ЕлисеевОблегченный стиль«Философ пытается объяснить довольно сложныевещи довольно простым языком на простых житейских примерах»В.
И. РокотовА. К. СекацкийГ. Л. ТульчинскийК. Г. Фрумкин«Обычная, свойственная многим людям манеравысказывания», «способность выражаться короче»«У публицистики должен быть достаточно понятный язык, без использования особой философской терминологии»Философская публицистика – это стилистическиоблегченная философияУтонченный стиль«Мой личный критерий – тексткак чудо», философская публицистика поддерживает «культуру высокого текста, где естьначало, конец и внутренняя драматургия.
Где есть стиль»«Обращение за помощью к порядку слов, к стихии самогоязыка»Говоря о политической позиции и целях автора философской публицистики, интервьюируемые сослались на такие (в принципе, свойственные длямногих публицистических текстов) критерии, как «ангажированность», «оппозиционность» (К. А. Крылов), «агитационность» (Н.
Л. Елисеев), «действенность» (Н. Л. Елисеев, В. И. Рокотов).Табл. 4.Результаты экспертного интервью. Критерий политической позиции и целей автораРеспондентН. Л. ЕлисеевК. А. КрыловВ. И. РокотовОппозиционностьАнгажированность++Действенность+Агитационность++Особенности мышления в философско-публицистическом тексте былиопределены как «сложность» (К. А. Крылов, В. И. Рокотов), «глубина»(В. И. Рокотов).
А. К. Секацкий отметил в отношении философской эссеистики, что она должна быть «провокативной», активизируя работу сознаниячитателей.Табл. 5.Результаты экспертного интервью. Критерий качества мыслиРеспондентК. А. КрыловСложность+Глубина39ПровокативностьВ. И. РокотовА. К. Секацкий+++Еще одним важным для понимания философской публицистики моментом могут стать конкретные имена и тексты, которые назывались в качествеобразцовых. Разброс мнений здесь оказался чрезвычайно широк – респонденты ссылались на Ксенофонта и Платона, Л.
Д. Троцкого и Н. И. Бухарина,и даже на Иисуса Христа.Табл. 6.Результаты экспертного интервью. Критерий авторстваРеспондентН. Л. ЕлисеевК. А. КрыловВ. И. РокотовА. К. СекацкийГ. Л. ТульчинскийК. Г. ФрумкинАвторыВ. Беньямин, Р. Барт, В. Белинский, Д. Галковский, Г. Гегель (статья «Кто мыслитабстрактно?»), А. Герцен, М. Гефтер, А. Грамши, Иисус Христос, Э. Ильенков,С. Кьеркегор, Г.
Лукач, К. Маркс, Ф. Ницше, В. Розанов, А. Секацкий, П. Чаадаев,А. ШопенгауэрБ. Анри-Леви, В. Белинский, Н. Бердяев, П. Бурдье, М. Горький, А. Грамши, А. Дугин, Э. Золя, Ксенофонт, А. Платонов, Платон («Государство»), В. Розанов, Ж.П. Сартр, А. Секацкий, Л. Толстой, М. Фуко, Н. Чернышевский, Н. ЧомскиЖ.-П. СартрАвторы философской эссеистики: В. Гигерич, Б.
Гройс, Р. Жирар, К. Крылов,В. Мартынов, В. Подорога, М Рыклин, Г. Тульчинский, З. ФрейдН. Бердяев, Е. Богат, Н. Бухарин, А. Герцен, М. Золотоносов, К. Маркс, В. Ленин,В. Розанов, А. Секацкий, С. Соловейчик, Л. Троцкий, Цицерон, Ф. Энгельс,М. ЭпштейнА. Бадью, Н. Бердяев, С. де Бовуар, П. Брюкнер, М. Веллер, А. Дугин, Х. Ортега-иГассет, Г. Померанц, С. Роганов, В. Розанов, Н. Розов, Ж.-П.
Сартр, М. ЭпштейнНекоторые имена звучали чаще других и представляли пока не сформулированный, еще не переложенный на язык науки, однако действенный концепт «философской публицистики», существующий в общественном сознании. Так, среди зарубежных авторов чаще всего упоминались Ж.-П. Сартр (3раза), К. Маркс (2 раза) и А. Грамши (2 раза). Думается, вместе с ними подразумевались целые философские направления и школы, потому что в беседахтакже упоминались имена других представителей экзистенциализма (С.
де Бовуар), марксизма (Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.), неомарксизма (В. Беньямин,Г. Лукач).Среди отечественных публицистов XIX – начала XX в. четырежды былупомянут философ и фельетонист «Нового времени» В. В. Розанов, трижды –40один из авторов «Вех» Н. А. Бердяев, дважды – В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Наконец, в ряду современных российских интеллектуальных деятелейбыли выделены фигуры А. К. Секацкого (3 раза), М. Н. Эпштейна (2 раза) иА. Г. Дугина (2 раза).Переходя к выводам по разделу, отметим, что экспертные интервью сшестью авторами показали, что концепт «философская публицистика» еще недо конца устоялся в сознании ее авторов.
Как и в научном сообществе, здесьсуществуют разногласия, относить ли данный тип текстов к философской илипублицистической системе. Более того, беседы с авторским контингентомвскрыли еще один проблемный вопрос: о соотношении философской публицистики и философской эссеистики.
Часть авторов предпочитала синонимизировать эти наименования, тогда как другая часть разводила их.Интервью позволили сформировать и уточнить первое, приблизительное представление о философской публицистике. Наиболее продуктивнымнам показался подход К. Г. Фрумкина (схожий с позицией философа Н. С. Кожеуровой). Он заключался в том, что философская публицистика – двухосновное явление, включающее в себя и «стилистически облегченную» философию,и «философски экипированную» публицистику. Выявлены наиболее характерные образцы философской публицистики, среди которых работы К. Маркса,Ж.-П. Сартра, А.
Грамши, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, В. В. Розанова,Н. А. Бердяева, А. К. Секацкого, М. Н. Эпштейна и А. Г. Дугина. Именно наних мы будем ориентироваться в нашем очерке истории русской философскойпублицистики.1.4.Отечественная философская публицистика XVIII–XX вв.Развитие мировой философии осуществляется в нескольких векторах,сильно разнящихся друг с другом. Специалисты-теоретики выделяют «академический», «публичный», «художественный» пути: философия может являть41себя в трактатах, монографических исследованиях, памфлетах, письмах, романах и стихах118.Русская философия часто соединялась с публичным и художественнымвидами текстов.
Она «неразрывно связана с действительной жизнью, поэтомуона часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духевремени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами»119, –писал в 1918 г. А. Ф. Лосев. «Поистине вся новейшая русская философия естьдетище русской журналистики – столичной и провинциальной. /…/ Примечательно, что названия многих направлений русской философии XX в. связаныс соответствующими журналами и альманахами»120, – отмечал почти столетиеспустя А. Ф. Замалеев, указывая в качестве примеров журналы «Москвитянин», «Путь», «Новый град».Такому положению дел способствовал целый ряд факторов. Пожалуй,самым важным из них было позднее, по сравнению с Западной Европой, зарождение светской философии. Систематическое философское образованиеначалось в России в 1687 г.