Диссертация (Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции), страница 3

PDF-файл Диссертация (Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции), страница 3 Философия (46921): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции) - PDF, страница 3 (46921) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции". PDF-файл из архива "Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Канта, вкоторой время постулируется как одна из оформляющих опыт априорных формчувственности. Кант замечает: «Из явлений вообще мы не можем удалитьвремя, тогда как явления могут быть удалены из времени. Следовательно,время дано a priori. Только в нём возможна вся действительность явлений»1. Идобавляет: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то естьпроцесса наглядного представления нас самих и нашего внутреннего состояния.Время не может быть определением внешних явлений: оно не относится ни квнешнему виду, ни к положению и т.п.; наоборот, оно определяет отношениепредставлений в нашем внутреннем состоянии»2.Напомним, что, анализируя идеи представителей так называемогоанглийского эмпиризма (Беркли, Локком и Юмом), Кант находит достаточносомнительнойпозициюпсихологическоготолкованияпредставленияовремени, как связанную исключительно с процессом непосредственногочувственного созерцания последовательности происходящих явлений3. «Идеявремени, - подчёркивает Кант, - не возникает из чувств, а предполагаетсяКант И.

Критика чистого разума. - СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. С. 56.там же. С. 58.3Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. – М.: Мысль, 1964. С. 189.1215ими»4. О времени, как условии восприятия, Кант рассуждает следующимобразом: «Время не есть что-то объективное и реальное: оно не субстанция, неакциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческогоуманеобходимоедлякоординациимеждусобойвсегочувственновоспринимаемого по определенному закону...»5. Как форма внутреннегочувства, не будучи ни объективным, ни реальным, время, тем не менее, служитусловием оформления опыта: «Откуда бы ни происходили наши представления,производятся ли они влиянием внешних вещей или внутренними причинами,возникают ли они как явления, a priori или эмпирически, все равно онипринадлежат, как модификации души, к области внутреннего чувства; поэтомувсе наши знания в конце концов подчинены формальному условиювнутреннего чувства, именно времени, в котором они должны бытьупорядочены, приведены в связь и в соотношения»6, - замечает Кант.Само время, как предмет познания, наряду со всем воспринимаемым ипознаваемым предметным миром, с позиции Канта, подчинено априорнойформе внутреннего чувства – времени.

Это означает, что внутренний порядок apriori в кантовской системе необходимо предшествует и определяет порядоквнешний a posteriori. «Если бы созерцания должны были согласоваться сосвойствами предметов, то мне не понятно, каким образом можно было бы знатьчто-либо a priori об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объектычувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполнепредставляю себе возможность априорного знания. Но я не могу остановитьсяна этих созерцаниях, и для того чтобы они сделались знанием, я должен их какпредставления отнести к чему-нибудь как к предмету, который я долженопределить посредством этих созерцаний.

Отсюда следует, что я могудопустить одно из двух: либо понятия, посредством которых я осуществляю этоопределение, также сообразуются с предметом, и тогда я вновь впадаю впрежнее затруднение относительно того, каким образом я могу что-то узнать aКант И. Сочинения в 6 томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1964. С. 398.там же. С. 400.6Кант И. Критика чистого разума.

- Пг., 1915. С. 87.4516priori о предмете; либо же допустить, что предметы, или, что то же самое, опыт,единственно в котором их (как данные предметы) и можно познать,сообразуются с этими понятиями. В этом последнем случае я тотчас же вижупуть более легкого решения вопроса, так как опыт сам есть вид познания,требующий [участия] рассудка, правила которого я должен предполагать в себееще до того, как мне даны предметы, стало быть, a priori; эти правила должныбыть выражены в априорных понятиях, с которыми, стало быть, все предметыопыта должны необходимо сообразоваться и согласоваться»7, - пишет Кант.Созерцание, с позиции Канта, осуществляется посредством одной изсозерцательных форм - времени, существующей независимо от содержанияопыта и обеспечивающей его возможность.

Однако, для того, чтобы произвестиобразование понятий, используемых для упорядочивания опытных данных,одной лишь функции созерцания недостаточно. Содержание опыта, с точкизрения Канта, обеспечивает рассудок, который «способен мыслить предметчувственного созерцания» и при взаимодействии с созерцанием производитьзнание.«Нашаприродатакова,чтосозерцаниямогутбытьтолькочувственными… Способность же мыслить предмет чувственного созерцанияесть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой.

Безчувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни одиннельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, а созерцания безпонятий слепы. … Рассудок не может созерцать, а чувства ничего не могутмыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»8, - констатируетКант.Таким образом, немецкий философ обозначает связь процессавосприятия и мышления, при которой реальность воспринимаемых феноменовобрабатывается в сознании посредством мысли, обретая знаковую форму истановясь знанием.ТрансцендентальнаятемпоральнаяконцепцияКантаможетбытьприменима при рассмотрении внутренней детерминированности каждого из78Кант И.

Сочинения в 6 томах. Т. 3. - М.: Мысль, 1964. С. 87-88.Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. - М.: Мысль, 1964. С. 155.17исследуемых в работе способов временения. Однако, «каждая культураформируетсвойхронотоп,свойстильпространственно-временногоконституирования реальности»9. Это означает, что использование кантовскойконцепции обнаруживает затруднение при попытке обоснования причинтрансформации способов временения и ротации временных парадигм висторико-культурном процессе. Обнаружение различия в способах времененияпри условии сохранения подчиненного положения порядка a posteriori формамa priori предполагает необходимость существования разнородности в самихформахapriori.Универсальнаякантовскаяаприорностьподобнойразнородности не допускает.

Формы чувственности в трансцендентальнойконцепции Канта постулированы как однозначно тождественные любомукультурному горизонту и не подверженные никаким трансформациям состороны апостериорной данности. При сохранении положения, что формычувственности являются также первичным условием, фундирующим опыт, этоозначает невозможность принятия допустимости каких-либо трансформацийкак внутрикультурного процесса в целом, так и отдельного человека, вчастности.Решение возникающего затруднения возможно только в том случае, еслиспецифику культуротворческой деятельности рассмотреть, как имеющуюдвойную взаимообусловливающую направленность: человек является не толькотворцом культурных феноменов, но и сам подвергается воздействию ужеимеющейся культурной реальности, не исключающей и самиоснованиячеловеческого восприятия - пространство и время.Одним из мыслителей, постулирующим зависимость форм внутреннеговосприятия от культурного и исторического контекста, является Э.

Кассирер. Сточки зрения Кассирера, непосредственной связи между явлениями мира в ихсобственном бытии и восприятием этих явлений, не существует. Средствомвсякого оформления человеческого духа выступает «символическая форма».Соколов Б.Г. Трансформация хронотопа // Художественный хронотоп: новые подходы.

VII кагановскиечтения: тезисы Всероссийской научной конференции (18 мая 2013 г.). –Спб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2013. С. 126-127.918«Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкиваетсяс ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, какрастёт символическая активность человека. Вместо того, чтобы обратиться ксамим вещам, человек постоянно обращён на самого себя. Он настолькопогружён в лингвистические формы, художественные образы, мифическиесимволы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать безвмешательства этого искусственного посредника. Так обстоит дело не только втеоретической, но и в практической сфере.

Даже здесь человек не может жить вмире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниямии потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах истрахах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез» 10, пишет Э. Кассирер. С позиции Кассирера, обращаясь к функции познания,необходимо в первую очередь учитывать предметность самого познания. «Мыпознаём не предметы — это означало бы, что они раньше и независимоопределены и даны как предметы, — а предметно»11, - замечает Кассирер. Еслии позволительно говорить об имеющейся априорной данности, то с уточнениемна данность «априорно-культурную». Культура, с точки зрения Кассирера,универсальна и символически опосредует любые модальности индивида, как всфере теоретических установок, так на уровне повседневности.

Усваиваястарые и создавая новые «символические формы», человек, безусловно,является творцом культуры, однако он, прежде всего, есть её продукт.Символический горизонт, инкорпорированный в культурный процесс,обуславливает собой множество факторов. Одним из таких факторов являетсявремя. Оставаясь формой внутреннего чувства, но трансформируемой через«априорно-культурную» данность, время одномоментно детерминировано какиндивидуально-внутренней, так и социально-культурной составляющими.Подобная двойственность темпоральной организации позволяет, принявтрансцендентальную темпоральную концепцию Канта в качестве отправнойКассирер Э.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее