Диссертация (Механизмы символизации пространства и времени в искусстве XX века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Механизмы символизации пространства и времени в искусстве XX века". PDF-файл из архива "Механизмы символизации пространства и времени в искусстве XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТна правах рукописиЯКОВЛЕВА ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНАМЕХАНИЗМЫ СИМВОЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ИВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ XX ВЕКАСпециальность – 09.00.04 – эстетикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наукпрофессор Соколов Б. Г.Санкт-Петербург, 20162ОглавлениеВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................
4ГЛАВА 1. Феноменолого-герменевтический анализ механизмов символизации................................................................................................................................. 161.1. Роль структурного метода для феноменолого-герменевтическогоанализа механизмов символизации…………………………………………….161.2. Структурные механизмы символизации хронотопа ...................................
281.3. Интенциональные механизмы символизации ............................................. 341.3.1. Двойная интенциональность символического знака ............................... 341.3.2. Пространство и время символического означаемого .............................. 43ГЛАВА 2. Пространство и время символа ......................................................... 612.
1. Топологическое пространство символизации ............................................ 612. 2. Différance как механизм символизации пространства и времени ............ 732. 3. Авторефлексивность как механизм символизации ................................... 90ГЛАВА 3. Символизация хронотопологии в литературе XX века ................ 102(А. Платонов) ....................................................................................................... 1023.1. Проблема символизации хронотопологии................................................. 1023.2. Символическая хронотопология дома и дороги А.
Платонова ............... 1053. 3. Символическая хронотопология дали....................................................... 115ГЛАВА 4. Символическая хронотопология в живописи Пауля Клее ........... 1274.1. Живопись Пауля Клее: пространственная структура цвета и линий ..... 1274. 2 . Символическое означаемое хронотопологии .......................................... 1334. 3. Авторефлексивные механизмы символизации хронотопологии в работахПауля Клее ........................................................................................................... 141ГЛАВА 5. Символизация хронотопологии в творчестве Франца Кафки...... 14835.1. Десимволизация хронотопологии ..............................................................
1485. 2. Негативная хронотопология движения ..................................................... 156ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 168Список использованной литературы ................................................................. 174Приложение 1. ..................................................................................................... 1874ВВЕДЕНИЕАктуальностьдиссертационногоисследованияобусловленакакповышенным интересом современных исследователей к процессам символизации,так и общей ситуацией, сложившейся в культуре XX века. Современная культурапри всей существующей вариативности художественной деятельности, тем неменее может быть охарактеризована ситуацией дефицита символического приперепроизводстве знаков как основополагающей формы бытия повседневногоязыка культуры.
В контексте постоянно возрастающей области медиатехнологийс их ориентацией на циркуляцию технических, несимволических знаков,процессы символизации в целом, и в области искусства в частности требуютпостоянной реабилитации со стороны эстетики, философии культуры и социогуманитарного знания. Одновременно с размыванием границ искусства сприсущими ему символическими процессами, язык, существующий в формеповседневной симуляции знаков в области рекламы или моды, изменяет все гранижизненного мира человека, и, прежде всего, его восприятие пространства ивремени. Пространство и время, артикулированное при помощи знаковыхмеханизмовкультуры,отличаютсявXXвекесвоейплюральностью,неопределенностью, невозможностью отделить их научное, художественное иповседневное освоение человеком.
Описанные трансформации в современнойкультуре приводят к необходимости возобновления вопроса о механизмахсимволизации пространства и времени в искусстве.Пространство и время в XX веке лишаются однозначности и неизменности,гарантированныеимранеебожественнойиерархиеймираилитрансцендентальным субъектом, стирающим индивидуальный облик топологии итемпоральности.
Пространственно-временные отношения начинают зависеть отисторической ситуации, конкретной эпохи, культурной парадигмы, выражающихданные отношения при помощи знаков и символов. Так, Кассирер, пересматриваятрансцендентальную эстетику Канта, выявил историчность и зависимостьпространства и времени от символических форм культуры.
Однако, выявленная в5начале XX века неразрывная связь пространственно-временных отношений спроцессом символизации в искусстве и в культуре в целом, стала результатомфилософского поиска наиболее общих и универсальных форм отношенийчеловека к миру. Напротив, эстетические теории современности обращаютвниманиенавозможностьуниверсальныеоснования,черезносимволикуискусствараскрыватьтематизироватьконечное,изменчивоенеиускользающее от четких определений бытие человека в пространстве и времени.Такое смещение ракурса в эстетическом сознании, приводит и к изменениюинтерпретациисимволического:втрансцендентныеоснованиясимвола,«исчезновение»,«различие»(Ж.«невиданное»(Ж.-Л.Марьон).центреновниманиятакиеДеррида),находятсянекатегории,как«след»,«ускользание»(Ж.Делез),Трансформацияпроцессовсимволизации,лишенных своего трансцендентного начала вызвана общем кризисом эпохи,отразившемся как на языке, так и на «стиле» существования человека.Ростзнаковыхобесцениваниюсимуляционныхтрадиционногопроцессовпониманиявсимволаязыке,иприводиткнеобходимостивкритическом пересмотре данного понятия.
Современная деконструктивная,герменевтическая и онтологическая эстетика призваны выявлять неустранимостьсимволического ресурса, который несмотря на изменение собственной структуры,по-прежнему благодаря искусству является неотъемлемой частью современнойкультуры. В отличие от классического понимания символического, получившегосвое наиболее полное выражение в эстетике романтизма и русского символизма,современное видение символа опирается на близость символического изнакового. В соответствии с таким подходом, символический язык искусстваперестает противостоять области знаков подобно тому, как в мифологическомвосприятиипространствасакральноепротивопоставлялосьпрофанному.Символический язык художественного произведения, заимствуя структуру знака,принадлежащего к повседневной культуре жизненного мира человека, несливается с ним, но превосходит его, приобретая эстетический статус.
В отличиеот символических механизмов искусства знаковые механизмы осуществляют6лишь временную «сборку» идентичности, не предлагая целостного образачеловека, не раскрывая его онтологические основания. В языке культуры,функционирующей в форме знаковых процессов, пространство и времяраспадаются на множественность локусов, вызывая постоянный «дрейф»идентичности, «рассеивающейся» между различными культурами, языками,практиками. В результате данных процессов формируется особый «стилькультуры»1, характеризующийся забвением конечности как экзистенциальногомодуса времени и неповторимости каждого отдельного локуса в глобальномпространстве мира.Именно в такой ситуации возникает необходимость в эстетическойрефлексии механизмов символизации пространства и времени в искусстве,позволяющему человеку обрести основания в постоянном движении культурныхландшафтов.
Эстетика, принимая во внимание многообразие пространственновременного бытия человека в XX веке, обнаруживает в символике искусстваусловия возможности «сборки» идентичности. Само слово символ напоминает отакой возможности благодаря своему происхождению от греческого глаголаσυμβάλλειν,тоесть«соединять»,«собирать»различное.Вискусствесимволическая форма современного стиля существования, схваченного в образахблуждания, поиска, постоянного движения в пространстве и времени, придаетопределенность движению, вектор прокладыванию жизненного пути как особогоспособа самоидентификации. При этом, эстетическая теория, обращаясь к опытуискусства не должна отдавать предпочтение ни анализу времени, как это былосвойственно первой половине XX века, ни анализу пространства, которым былотмечен1«пространственныйповорот»второйполовиныXXвека2.Проблема «стиля», конституирующего идентичность человека и его культуру, развита в теории стиля Е.
Н.Устюговой. Так, Устюгова отмечает: «Стиль поддерживает субъектную целостность, так как связываетсоциального, культурного и психологического субъекта в единую систему, которая собственно иесть основареальной жизненности человека социокультурного мира». – Устюгова Е. Н.
Стиль и культура: Опыт построенияобщей теории стиля. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 177.2«Первая половина ХХ века находилась под обаянием времени и временности («хроно-логика») — втораяполовина столетия актуализировала тему пространства (место, топос, расположенность, ландшафт, граница, точкаместо)». – Грякалов А. А. Философия современности и антропология события// Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. Герцена. 2005. № 10.
Т. 5. С. 47. Смена временного аспекта нааспект пространственный отмечается и М. Фуко, который сравнивает XIX век с современностью: «Великойнавязчивой идеей, неотступно преследовавшей XIX век, как известно была история…Сегодняшнюю эпоху можно,7Символический язык удерживает в текстуре художественных произведенийединство пространства и времени, открывая тем самым глубину эстетическогосамопонимания человека в современном ему мире.Проблема интерпретации символического заключается в необходимостипереосмысления процессов символизации в искусстве в понятиях неклассическойэстетики, вытеснившей категорию символа и рассматривающей художественноепроизведение с помощью понятия знака.
Предлагаемое исследование направленона выявление механизмов символизации присущих произведениям искусства XXвека и раскрывающих онтологические основания движения человека впространстве и времени.Степень научной разработанности темы исследованияПроблема символа относится к одному из наиболее сложных и едваподдающихсяокончательномуразрешениювопросов,насчитывающемунесколько тысячелетий в истории развития мысли. От концепций Платона,Аристотеля, через философию Просвещения, эстетическую интерпретациюсимволаКанта,эстетикуромантиковвплотьдосовременностивпостмодернистской эстетике У.