Диссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности), страница 3

PDF-файл Диссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности), страница 3 Философия (46809): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности) - PDF, страница 3 (46809) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности". PDF-файл из архива "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Полученные результаты также могут быть использованы в деле разрешенияи предотвращения возникновения этнических конфликтов и сепаратистских тенденций,а также при проведении государственной культурной политики и выработкенациональных глобализационных стратегий.12Междисциплинарный характер проведённого исследования позволяет использоватьего материалы и теоретические результаты в самых различных сферах науки и вучебных программах по самым разным дисциплинам: в этнологии, культурологии,этнопсихологии, этнической конфликтологии, международных отношениях, вфилософии и этике.

Также они могут быть применены в разработкеспециализированных курсов по изучению современных глобализационных процессов,по проблемам идентичности, по этике, а также по политике мультикультурализма игосударственной культурной политике в целом.Полученные результаты могут быть востребованы и при написании научных работпо аналогичной тематике, особенно с учётом того, что некоторые темы и сюжеты,обращение к которым было осуществлено в диссертации, требуют своей дальнейшейосновательной проработки в качестве отдельных самостоятельных направленийисследования.Апробация результатов исследования. В процессе работы над диссертационнымисследованием промежуточные результаты научных изысканий нашли отражение в рядестатей, которые автор посвятил раскрытию отдельных аспектов исследуемой темы.Результаты исследования были использованы при работе со студентами в процессепроходимой автором педагогической практики на философском факультете СПбГУ.Объём и структура работы.

Диссертация общим объёмом 220 страниц состоит извведения, трёх глав основной части, каждая из которых подразделяется на параграфы,заключения и библиографии, насчитывающей 156 источников.13Глава 1. Определение используемого в исследовании понятийного аппарата§ 1. Определение понятий «этнос», «народ», «нация»Приступить к изучению проблемы национальной идентичности в условияхглобализации невозможно без прояснения того, что подразумевается под словом«национальное», а значит, и под нацией. Это понятие оказывается не таким простым иоднозначным, каким кажется на первый взгляд. С ним тесно связаны термины «этнос»,«народ».

В литературе и разговорной речи они употребляются различным образом: гдето используются как синонимы, а кое-где между ними проводится различие. Для тогочтобы избежать недоразумений и путаницы в понятиях, нам необходимо чёткоопределить, что мы понимаем под этносом, народом и нацией, тем более что такоеразличение может быть важно и полезно в контексте всего исследования.Понятие «этнос» используется в целом ряде наук, таких как этнография, этнология,этносоциология, социальная и культурная антропология, и многих других, аобозначаемая им общность людей, обладающих едиными объективными либосубъективными признаками, выступает в качестве предмета их изучения. В научной14среде нет единого мнения о том, что такое этнос, и поэтому различные исследователивключают в число его характерных отличительных признаков происхождение, язык,культуру, территорию проживания, самосознание и прочее.

В русскоязычной научнойсреде вместо термина «этнос» долгое время использовался термин «народ». Понятие же«этнос» было введено в отечественное академическое словоупотребление русскимучёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым в 1923 году. Согласно его определению,этнос – это «группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единоепроисхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых иосвящённых традицией и отличаемых ею от таковых других групп».1Но это только одна из дефиниций понятия «этнос».

Наряду с ним существуетмножество других отличных друг от друга представлений о том, чем по своей сущностиявляется данная общность людей. Из всего многообразия различных точек зрения напредмет того, что такое этнос, можно выделить несколько основных подходов. Первым,исторически наиболее ранним направлением в этнологии является примордиализм,который иначе ещё обозначают как эссенциализм. Это подход, в рамках которогоэтническая принадлежность человека воспринимается как естественная объективнаяданность. Этнос здесь выступает как некая неизменная, первозданная общность людей«по крови» с присущими ей от природы, а значит, изначально данными неотъемлемымичётко выраженными постоянными признаками, которые позволяют отличить её откакого-либо другого этноса.2Примордиализм оказал заметное влияние на представления об этносе, дальнейшееразвитие многих из которых происходило как раз в его рамках.

В нём существуетбольшое количество различных не соприкасающихся друг с другом теорий и концепций.Большинство отечественных авторов предпочитает разделять их на два основныхнаправления: социобиологическое и эволюционно-историческое.31Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографическихявлений / Кафедра социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М. В.Ломоносова.

– М., 2010, с. 16.2См.: Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – Лань, 1999. – 528 с.3См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. – М., 1998. – 271 с.; Садохин А.П. Этнология. – Калуга, 1999. – 267 с.; Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. – Ростов-на-Дону, 2000. –280 с.15Представители социобиологического направления примордиализма полагают, чтоэтническая принадлежность человека задана изначально, заложена в его генетическомкоде и является его неизменной характеристикой. Осознание своей этническойпринадлежности выступает основанием для объединения людей в эти особыебиологические – кровнородственные – сообщества.

Однако, несмотря на некоторуюобщность взглядов, среди авторов, относящихся к социобиологическому направлению,нет единого мнения по вопросу о том, что собой представляет этнос, и в силу этого намприходится иметь дело с большим количеством его различных определений. Например,Пьер ван ден Берг, один из видных зарубежных представителей данного направленияпримордиализма, трактует этнос как «расширенную родственную группу», котораясформировалась благодаря альтруистическим мотивам и имеет целью поддержание ивоспроизведение собственного генофонда.1Что до отечественных авторов, то среди них ярким представителемсоциобиологического направления выступает Л.

Н. Гумилёв и его последователи. Врамках разработанной им пассионарной теории этногенеза этнос предстаёт в видеколлектива людей, который естественным образом складывается в некую единуюцелостную энергетическую систему на основании общего стереотипа поведения.Каждый из этносов обладает уникальным местом развития, которое складывается изсвоеобразия ландшафта местности его обитания, а также собственной традицией,принадлежность к которой позволяет его представителям выделять себя среди другихэтнических общностей и противопоставлять себя им.

Основанием для такогоэтнического самоопределения, по мысли автора, служит комплиментарность, которуюон определял как «ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей,определяющее деление на «своих» и «чужих».2Кроме того, Гумилёв полагал, что ни один реальный признак этноса, будь то язык,происхождение, обычаи, материальная культура, идеология и прочее, не может всегда иво всех случаях выступать определяющим моментом.

Им является лишь признаниекаждым субъектом своей общности с остальными представителями своего этническогосообщества и его отличия от других этносов.1Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. – New York: Elsevier, 1981. – 301 pp.2Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – Л., 1990, с.

497.16Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва в отечественной, в частности,советской этнологии фактически представляла собой концепцию, альтернативную посвоему содержанию эволюционно-историческому направлению примордиализма.Приверженцы данного подхода рассматривают этносы не как природные, а каксоциальные сообщества, сложившиеся в результате общественно-историческогоразвития. Они полагают, что осознание человеком собственной этническойпринадлежности обусловлено не социобиологическими факторами, но воздействиемконкретных социально-исторических условий, которые определяют содержание исущественные черты культуры этих сообществ и отдельных индивидов, приобретённыев результате процессов социализации и инкультурации.

1 Наиболее известнымизарубежными представителями данного направления выступают К. Гирц, У. Коннор, Э.Смит и Дж. Армстронг. Среди отечественных исследователей к приверженцамэволюционно-исторического примордиализма относятся Ю. В. Бромлей, В. И. Козлов,К. И. Козлов и другие авторы.Несмотря на то, что в отечественное научное словоупотребление понятие «этнос»было введено С. М. Широкогоровым ещё в 1923 году, «в советский период до 70-х годовXX века, – как утверждает С.

О. Елишев, – категория «этнос» в науке, в которой всецелогосподствовал марксистский подход, вообще не употреблялась, а различение иклассификация различных этнических общностей производилось с помощью понятий«племя», «народность», «народ», «нация». И только с начала 70-х годов XX векаситуация изменилась, а среди советских учёных началась полемика междупредставителями двух диаметрально противоположных друг другу подходов, по поводуопределения феномена этноса и этничности. Спор шёл в рамках примордиалистскогонаправления и основным камнем преткновения в нём являлся вопрос о том, какойкатегорией являлся этнос: природной или социальной?».2В отечественной этнологии и этнографии долгое время преобладало эволюционноисторическое направление, теоретически опиравшееся на марксистские воззрения.Наиболее популярной концепцией в его рамках стала дуалистическая теория этноса,разработанная Ю.

В. Бромлеем. Дуалистической она названа в силу того, что в ней автор1См.: Елишев С. О. Основы национальной политики // Елишев С. О. Основы национальной политики. — М.:Канон + РООИ "Реабилитация", 2012, с. 242–314.2Елишев С. О. Основы национальной политики // Елишев С.О. Основы национальной политики. — М.: Канон +РООИ "Реабилитация", 2012, с. 242–314. Цит по.: URL: http://suzhdenia.ruspole.info/node/118817различает два смысла понятия «этнос». В узком смысле это «исторически сложившаясяна территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не толькообщими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включаяязык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобныхобразований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».1 Этнос в этомзначении Ю.

Бромлей обозначил термином «этникос». В широком же смысле онвоспринимал этнос как «этносоциальный организм» (ЭСО), который, в отличие отэтникоса, базируется не просто на этнических (этнокультурных), но натерриториальных, политических, экономических, социальных связях.2 Фактически жеэтносоциальный организм, по его мысли, представляет собой определённую частьнекоего конкретного этникоса, оформленную в ту или иную социально-экономическуюцелостность, члены которой размещены на компактной территории проживания внутриодного и того же политического (в догосударственных формах – потестарного)образования.Данное Ю. В.

Бромлеем определение этносоциального организма позволялорассматривать в качестве такового самые разные этнические образования. Так, племя онвоспринимал как первый этносоциальный организм, относящийся к первобытнообщинному строю. Народность представала в качестве ЭСО в рабовладельческой ифеодальной формациях, нация (а конкретнее, её капиталистический и социалистическийтипы) соответственно – в капиталистической и социалистической общественноисторических формациях. Идеал же коммунистического общества предполагал и вовсеслияние всех наций в единую общечеловеческую общность. Распад Советского Союзастал для дуалистической концепции этноса событием, ознаменовавшим конец еёбезраздельного властвования в отечественной этнологии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее