Диссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности". PDF-файл из архива "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
п.Все эти и многие другие примеры свидетельствуют о возможности существования несоответствующей реальному положению дел, так называемой ложной идентичности.Так можно охарактеризовать чувство принадлежности к чему-либо и тождества с чембы то ни было, возникающее вне связи и без опоры на достоверный факт подлиннойпринадлежности.
Ложная идентичность, как и другие формы этого психофизического исоциального феномена, включает в себя как когнитивный, так и аффективный1Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность // Идентичность: Хрестоматия/сост. Л. Б. Шнейдер. –М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003,с. 196-197.36компоненты.
Ей в той же мере присущи и знания, представления индивида о самом себе,собственных особенностях и характерных чертах общности, частью которой он себясчитает, и чувство собственной самотождественности, ощущение причастности ипринадлежности к конкретному коллективу.В её структуру входит и интуитивно воспринимаемое чувство единства и цельности,оценка и оценочные критерии, как рефлексивные, так и внешние по источнику своегопроисхождения. Однако особенность ложной идентичности, на наш взгляд, состоит втом, что в качестве её когнитивной составляющей выступает представление особственном своеобразии и об отличии от других людей и сообществ, которое имеетмало общего или вовсе никак не соотносится с фактами действительности, несоответствует жизненным реалиям.
Это знание, образующее фундамент даннойидентичности, на поверку оказывается мифом, идеалом, объединяющим вымыслом.Формирование представлений о собственной этнической принадлежности зависит отособенностей социальной среды и окружения, от того социально-культурногоконтекста, в котором протекает жизнь человека. Процесс идентификации индивида поэтническому признаку связан с его осведомлённостью о специфических неотъемлемыхчертах своего народа и его культурном своеобразии, а также об отличиях отпредставителей других народов.
Знание это, в свою очередь, обусловлено частотой ихарактером межэтнических контактов, благоприятным возможностям осуществлениякоторых способствует в большей степени полиэтнический, нежели моноэтническийсостав населения непосредственного региона проживания человека. Часто приходитсясталкиваться с тем фактом, что в странах, состав населения которых образуется излюдей, по происхождению принадлежащих нескольким разным народам,доминирующая этническая группа обладает определёнными преимуществами переддругими общностями. Вследствие этого членство в группе большинства ценится выше ипотому более желательно, нежели когда индивид примыкает к этническимменьшинствам.В данных обстоятельствах процесс этнической самоидентификации личностиосложняется тем, что человек, принадлежащий группе этнического меньшинства,оказывается в ситуации сложного выбора между своим фактическим, подлиннымпроисхождением и предпочтением более престижной доминантной этническойобщности, сознательным или же неосознанным желанием отождествления с ней.37Результатом такой необходимости выбирать часто становится формирование сложной,смешанной идентичности, сочетающей в себе как черты представителей группыэтнического большинства, так и элементы, свойственные членам меньшего этническогосообщества.Как отмечал Э.
Эриксон, ещё в подростковом возрасте к личности приходитосознание того, что она обладает возможностью активно и притом свободно выбирать, скакой группой идентифицировать себя. В случае неудовлетворительного межгрупповогосравнения представители этнического меньшинства располагают широким выборомстратегий самоопределения. Если человек испытывает недовольство собственнойэтнической общностью и своей причастностью к ней, он может попытаться осознанносменить группу.Однако и здесь не всё так однозначно и просто, как может показаться на первыйвзгляд. Существует множество самых разных социальных групп, и по своим свойствамих можно с различной степенью точности отнести к одному из двух основных типовгрупп.
Это: 1) группы с низким или вовсе нулевым уровнем межгрупповоймобильности, возможности сменить собственную принадлежность, и 2) группы,примыкание к которым, или, напротив, выход из которых и переход в другие общностиотносительно лёгок и предоставляет индивиду свободу выбора. К первому типу, какправило, относятся группы большого масштаба: социальный слой, пол, раса и томуподобные. Ко второму – малые группы, например, политические партии, клубы,сообщества по интересам.
Кроме того, большая или меньшая межгрупповаямобильность зависит от характера самого общества и исторической эпохи.Этнические сообщества представляют собой нечто среднее между этими двумякрайностями. Если биологическую составляющую этнической принадлежностиличности не изменить, то культурный компонент более гибок, допускает возможностьвыбора. У человека имеется шанс приобщиться к другой культуре и её ценностям.Однако вопреки желанию индивида принадлежать той или иной общности, ощущениюединства и тождественности с ней, далеко не все биологические, наследственныеданные могут успешно и удачно сочетаться с любым культурным контекстом. В рядеслучаев образуется зазор между этнической принадлежностью и идентичностью, чтоспособно привести к возникновению не просто смешанной, но ложной идентичности.38К тому же понятие идентичности подразумевает не только самоотождествление, но иодновременно идентификацию со стороны окружающих людей.
И если представленияличности о самой себе не совпадают с тем, как её воспринимают другие, если обществоожидает от неё иной поведенческой реакции и культурных проявлений, болеепривычных и уместных, на взгляд окружения, для данного представителяопределённого этноса, к которому оно его приписывает, то процесс идентификациипройдёт по неудачному сценарию и приведёт к очередному кризису идентичности.Несколько иную ситуацию представляют собой межэтнические, в том числемежрасовые, браки. Здесь тоже возможно и довольно часто наблюдается несоответствиемежду самоидентификацией индивида и его идентификацией со стороны других людей,«приписывания» к какому-либо из этносов. Выходцы из смешанных браков с полнымправом могут претендовать на отождествление с этносом и этнической культурой какотца, так и матери, и эта смешанная, сложная идентичность уже не будет ложной,неподлинной.
Хотя и в этом случае они не застрахованы от того, что их может непринять в качестве своих как одна, так и другая общность.В случае относительно удачной идентификации дети от межэтнических браковприсоединятся сразу к двум этнокультурным традициям. При реализации иныхсценариев возможно тяготение к внутригрупповой идентификации с каким-либо однимэтносом и его культурой. А при самом неблагоприятном исходе индивид переживаетчувство разрыва, нахождения на стыке, на границе между культурами при отсутствииощущения какой бы то ни было принадлежности к ним. Этот кризис идентичностиможет пробудить интерес к поиску своей этнической идентичности либо к выражениюсвоей принадлежности в иных категориях, нежели этнокультурная идентичность. «…Убольшинства людей проблемы выбора не возникает, но многие, прежде всего членыгрупп меньшинств и выходцы из межэтнических браков, проходят через «постоянныйвнутренний референдум» на лояльность к той или иной общности.
У этих людей впроцессе этнической идентификации кроме критерия приписывания (то, кем другие ихвоспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем онисами себя осознают)…Внешний критерий приписывания особенно важен, когда этничность проявляется вочень явных физических характеристиках, например, в расовых различиях.
… Дажелюди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо общности,39например, дети из смешанных в расовом отношении браков, часто оказываются чужимидля неё. … Когда явных межгрупповых различий нет, существует высокая степеньсогласия между внешними (даваемыми другими) и собственными (самоопределяемыми)критериями идентичности: группа примет индивида, даже если по крови он –«чужой»…В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация содной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себяи с двумя релевантными группами.
Такую идентичность могут иметь не только выходцыиз смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе».1§ 4. Национальная и национально-культурная идентичностиСходной с этнической идентичностью является идентичность национальная.Национальная идентичность – это разновидность коллективной, социально-культурнойидентичности индивида. Она предполагает наличие чувства включённости человека в тоили иное национальное сообщество, отождествления себя с ним как с единым целым,ощущение собственной связанности с остальными членами данной нации. Основанием,на котором образуется национальная идентичность, является факт принадлежности кнекой национальной общности. Она рождается в результате осознания собственнойпринадлежности к нации как общественному образованию, обладающему болееустойчивыми и постоянными, чем у этносов, очертаниями территориальных границ,стабильной по своему характеру экономической жизнью, а также общим для всех еёпредставителей единством культуры, истории, моральных и юридических законов,относительным своеобразием внешности, национального характера и менталитета.Национальная принадлежность индивида обусловлена не только и не столько егоэтническим происхождением и общим родством с людьми, входящими в состав той илииной нации.
Она определяется тем, гражданином какого государства он является и как1Там же, с. 212-214.40участвует в политической, экономической, социальной, культурной и иной жизнистраны своего проживания.В структуре национальной идентичности также можно выделить её когнитивный,аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивная составляющая национальнойидентичности представляет собой сведения о собственной принадлежности индивида ктой или иной нации, осознание себя её членом.