Диссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности". PDF-файл из архива "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С их помощью человек овладевает различными видамисоциальной деятельности, вживается в необходимые социально-культурные роли исоответствующие им поведенческие установки, усваивает принятые в обществе нормы иценности. В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает31чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу.
Это внутреннееощущение единства и обозначается понятием «идентичность».Введение этого понятия в сфере психологии в значении «психосоциальнаяидентичность», как правило, связывают с именем Эрика Г. Эриксона, американскогопсихолога и психотерапевта, расцвет деятельности которого приходится на период1960-х годов. В соответствии с определением Эриксона, идентичность представляетсобой внутреннюю тождественность личности самой себе и непрерывность еёсуществования во времени и пространстве1.
Она заключает в себе несколько аспектов.Во-первых, личность воспринимает саму себя как нечто единое целое, тождественноесамому себе, осознаёт непрерывность своего бытия, и сохранение этого единства,несмотря на все происходящие изменения. Во-вторых, индивидуальная, личностнаяидентичность связана с тем, что эту тождественность и непрерывность признают иподтверждают другие, то есть общество, социальное окружение.Каждый человек с течением времени изменяется как внешне, так и внутренне,физически и духовно. Он растёт, взрослеет, меняются его взгляды, личные вкусы ипристрастия, пополняется багаж его знаний о мире и людях, копилка индивидуальногоопыта. Человек становится другим, не таким, каким он был прежде. Но вместе с тем внём всегда присутствует некое внутреннее единство, которое позволяет ему утверждатьтождество своего «Я» и подтверждать его опытом идентификации со стороныокружающих людей.
«Переживание чувства идентичности с возрастом и по мереразвития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность междувсем тем, что он пережил за всё своё детство, и тем, что он предполагает пережить вбудущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других поотношению к себе.
Чувство идентичности сопровождается ощущениемцеленаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнемодобрении… Согласно одному из основных положений Э. Эриксона, «идентичностьдинамична и никогда не достигает завершённости»».2 Она постоянно меняется всоответствии с новыми жизненными реалиями, вносящими свой вклад в преобразованиевнутреннего состояния индивида и его отношений с социальным окружением.1Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер.
с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательскаягруппа "Прогресс", 1996, с. 59.2Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза //Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. – Ярославль, 2005, с. 73.32Изменение идентичности человека в течение всей его жизни представляет собой рядпоследовательных психосоциальных кризисов.
Их переживание в той или иной степенинаносит личности травму, но вместе с тем и мобилизует, побуждает её к действию, кдальнейшему поиску тождественности, истинности и цельности собственного бытия.Таким образом, под идентификацией в психологии понимается сложныйэмоционально-когнитивный процесс отождествления индивидом самого себя с другимилюдьми, группами и коллективами, собственным идеалом, с персонажами произведенийкультуры и искусства. По мнению Э. Эриксона, в понятие идентичности, помимосубъективного чувства собственной тождественности, входит, дополняя его,объективный фактор – подтверждение другими людьми целостности личности и еёпринадлежности к объективно разделяемой картине мира. Кроме того, объективноеудостоверение тождества личности выражается в соответствии внутреннихпредставлений человека о собственном положении в мире общественнымпредставлениям о занимаемом им месте.
Идентичность играет роль фундамента дляформирования личности человека и является свидетельством осуществления различныхсценариев самоидентификации, как благополучных, так и неудовлетворительных.К личностной идентификации тесно примыкает групповая или коллективнаяидентификация. Она возникает вследствие того, что человек как общественное по своейприроде существо входит в состав самых различных групп, общностей, коллективов,классов и иных форм единения. Этот факт сопровождается чувством включённости в туили иную социальную общность, собственного единства с остальными членами данногоколлектива, отождествления себя с ним как одним целым. Степень интеграции личностив некое сообщество зависит от успеха в прохождении процессов инкультурации исоциализации, то есть, примыкания к конкретной культурной традиции, разделенияодних и тех же норм, ценностей и стереотипов поведения, этических предписаний июридических законов, мировоззренческих установок, присущих данному обществу.Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личныхпредставлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самимобществом и принятым в нём.
Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают, темсильнее чувство принадлежности к данному социуму, подтверждаемое другимилюдьми, входящими в его состав. От того, насколько личностные представления о мире33и внутренние запросы и потребности человека совпадают с картиной мира окружающихлюдей, зависит представление человека о собственном положении в мире, ориентация внём.Сочетание личностной и социально-культурной идентичностей составляютпредставление о существовании собственного «Я» и его содержательном, сущностномнаполнении.
Это знание того, что «Я есть», а также осмысление того, кто, что и где естьэто «Я». Однако чувством этого «Я», своей самости не всегда бывает чётким и ярковыраженным, но часто носит смутный, неопределённый и интуитивно ощущаемыйхарактер в силу того, что существуют не только благоприятные, но и неблагоприятныесценарии личностной и социокультурной идентификации.§ 3. Этническая идентичность как одна из разновидностейколлективной идентичностиОдной из традиционных коллективных идентичностей человека является этническаяидентичность. Она представляет собой чувство принадлежности индивида к той илииной конкретной этнической общности.
«Этническая идентичность – составная частьсоциальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к34осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. При этом, вопервых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности –социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежностипо ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, местурождения, языку, культуре, – и иметь в виду, что в реальной жизни этническаяидентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых,следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемойидентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется всамоназвании, и не сводится к ней.Этническая идентичность – это в первую очередь результат когнитивноэмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степеньотождествления себя с ним и обособления от других этносов.
Представляется, чтосмысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный Г. Г. Шпетом,рассматривавшим этническую идентичность как переживание своего тождества содной этнической общностью и отделения от других.1Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности,современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущиетолько ей особенности. Так, американский этнолог Ж. Девос рассматривает этническуюидентичность как форму идентичности, воплощённую в культурной традиции иобращённую в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее илибудущее.В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента –когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознаниесебя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный(чувство принадлежности к группе, оценка её качеств, отношение к членству в ней).
…Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, понятие этническойидентичности, выделяют ещё и её поведенческий компонент, понимая его как реальныймеханизм не только осознания, но и проявления себя членом определённой группы,1Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. – СПб.: П.Э.Т. – «Алетейя», 1996, с. 39.35«построение системы отношений и действий в различных этноконтактныхситуациях»».1Различение идентичности и принадлежности само по себе выступает значимымвопросом. На первый взгляд, казалось бы, отличие одного из этих понятий от другогоособенных затруднений не представляет. Принадлежность – это причастность индивидачему бы то ни было, какой-либо группе или коллективу. Она основывается на фактевхождения индивида в состав того или иного сообщества вследствие того, что онобладает свойствами или качествами, которые позволяют причислить его к данномуколлективу.
А идентичность – это чувство принадлежности, возникающее на основаниифакта её наличия, которое переживается самим человеком и поддерживается за счётудостоверения, подтверждения со стороны окружающих.Однако нередко бывает и так, что чувство тождества возникает и при отсутствииреальной принадлежности. Например, ребёнок старается походить на своих родителей,подражать им во всём, примеряет на себя, в зависимости от своей половойпринадлежности, роль отца либо матери, хочет быть и/или выглядеть взрослым.
Есливзять в качестве примера, скажем, любителей компьютерных игр, то мы обнаружим, чтоони поневоле отождествляют себя с персонажами, представленными на экране, в какомбы образе они ни представали. Указывая на него, игроки говорят «Я». Сопереживаягероям кинофильма или театральной постановки, мы зачастую пытаемся представитьсебя на их месте в той или иной ситуации или перипетии сюжета. В какой-то мере мыотождествляем себя с этими действующими лицами (особенно если это геройположительного плана), не будучи ими на самом деле. Тогда нам хочется думать: «уменя в жизни то же самое», «Молодец! На его месте я поступил бы точно так же», и т.