Диссертация (Глобализация и проблема национально-культурной идентичности), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности". PDF-файл из архива "Глобализация и проблема национально-культурной идентичности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Национальное самоопределениевключает в себя знание, что за нацией, к которой человек себя причисляет, закрепленасвоя территория, имеющая строго очерченные границы – границы государства,отделяющие его от других, соседствующих с ним стран. Ребёнок овладевает этимзнанием не сразу, но постепенно, от смутного и неполного представления о том, где, вкакой стране мира он появился на свет и проживает, до более или менее оформленногосознания собственной гражданской принадлежности.Когнитивный компонент национальной идентичности включает в себя не толькоосведомлённость индивида о собственном фактическом гражданстве. Наряду с ней кнему относится и знание того, к какому народу человек принадлежит и от какого народапроисходит, а также того, какие этносы входят в состав нации, представителем которойон является, если речь идёт о полиэтнической среде.
Если для этнической идентичностиважно установление того, чем выходцы из одного народа отличаются от членов другихэтнических общностей, то в контексте национальной идентичности важны как разединство и сплочённость народов, образующих собой то или иное национальноесообщество. Осознание того, что все они – одна нация, несмотря на все этнокультурныеразличия, а также то, чем и на основании чего она отличается от других наций, следуетпричислить к когнитивной составляющей национальной идентичности.К ней же относится багаж собственного культурного наследия. Сведения осодержании национальной культуры, к которой принадлежит и причисляет себяиндивид, включают в себя факты происхождения и истории народа или народов,оформившихся в данную нацию, их культуру, язык, религию, обычаи и традиции.
Этоне просто данные о культурном наследии этноса или этносов, составляющих основу тойили иной нации, но они представляют собой сведения именно о национальной истории икультуре. Это осведомлённость об историческом пути этноса или этносов как до, так и,главное, после того как он или они оформился либо оформились в национальное41сообщество. Для национальной культуры и истории важным предметом являетсяпроцесс становления государственности, образования и закрепления территориальныхграниц, события установления и смены политических режимов правления. Столь жеважными для неё являются сведения о временных периодах жизни страны, а значит, инации, об их исторической судьбе и участии в общемировых событиях; приобщение кгосударственной символике – гербу, флагу и гимну – с соответственным уважительнымотношением к ней.К этому можно добавить и понимание современного состояния собственной нации,того, как и чем она живёт сейчас, каким политическим курсом движется государство икакой идеологии придерживается.
Сюда же относится и то, каковы в данный моментнациональные интересы страны, что планируется и ожидается в будущем; с какимипроблемами приходится иметь дело на национальном уровне, и как следует их решать.Таким образом, когнитивная составляющая национальной идентичности подразумеваетналичие множества самых разных моментов.Что касается аффективного компонента национальной идентичности, то к немуотносятся индивидуальное чувство принадлежности к той или иной нации, переживаниеощущения своего с ней единства и причастности к ней и к национальной культуре. Кнему примыкает и оценивание качеств собственной нации, её значения в мире, а такжесвоего членства в ней. В результате у человека появляется позитивное либо негативноеотношение к нации, представителем которой он является.
При положительномвосприятии своего национального сообщества индивид выказывает чувствоудовлетворённости им и собственной тождественностью с ним. У него рождаетсянациональная гордость за свершения, осуществлённые его нацией, желание разделить сней эти успехи, присоединиться к ним. Отрицательное же отношение к собственнойнации находит выражение в недовольстве ею, её судьбой и настоящим положением дел,в негативной оценке своей принадлежности к ней.В данных обстоятельствах индивид склонен рассматривать свою нацию скритической позиции, приуменьшать её достоинства и достижения, и обращатьповышенное внимание на недостатки и неудачи. У него появляется чувство стыда засобственное национальное сообщество, желание откреститься, отделить себя от него,избежать отождествления с ним. Но как при позитивных, так и при негативных42аттитюдах может наблюдаться проявление участия к будущему нации, членом которойявляется индивид, стремление удержать её на волне успеха и двинуться к новымвершинам, или же изменить негативную ситуацию к лучшему.Переживание за судьбу собственной нации реализуется в определённых действиях еёпредставителей, которые можно отнести уже к поведенческому компонентунационально-культурной идентичности.
Здесь тоже существует разнообразие формдеятельности и стратегий поведения. Это и национализм, и государственный центризм,преследование национальных интересов или просто высокая гражданская политическаяактивность.Что касается понятия национально-культурной идентичности, то своеобразныйподход к его определению обнаруживается в одной из сходных по содержаниюквалификационных работ – кандидатской диссертации И. В. Мазуренко на тему«Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социальнофилософский анализ»1 за 2009 год. Автор даёт его, основываясь на дефиницияхкультурной и национальной идентичностей.
Под первой из них она понимаетотождествление субъекта с социокультурными образцами общества, которому онпринадлежит, духовную взаимосвязь с собственным народом, переживание чувствапринадлежности к определённой культуре.Культурная идентичность обретается, по мнению И. В. Мазуренко, благодарясознательному принятию норм, ценностей и образцов поведения, принятых в данномконкретном обществе, приобщению к языку и различным формам художественноготворчества. Сознательным это приобщение к собственной культуре является в силутого, что осуществляется, по словам автора, через образование и воспитание. Опираясьна культурные характеристики, свойственные обществу, к которому индивидпринадлежит и причисляет себя, он обретает понимание своего [социального] «Я» иорганизует в соответствии с ними свою жизнь.
Под национальной же идентичностьюавтор подразумевает отождествление субъекта с той или иной конкретной нацией. Оностановится возможным вследствие приобщения индивида к собственной национальнойкультуре, к религии, овладения родным языком, обладающим государственным1Мазуренко И. В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философскийанализ: автореферат диссертации на соискание кандидата философских наук. – М., 2009, 25 с.43статусом, историей своей нации, в том числе и осознания факта обретениягосударственности, а также места происхождения.В соответствии с этими определениями культурной идентичности и идентичностинациональной, И.
Мазуренко представляет национально-культурную идентичность какотождествление социального субъекта одновременно и со своей национальнойобщностью, и с социокультурными образцами общества, к которому он принадлежит ипричисляет себя. Национально-культурная идентичность предполагает наличие нетолько ощущения и сознания собственной тождественности, причастности кконкретному обществу и его культуре, но и чувства отличия от других людей.Насколько мы понимаем, под этими другими людьми автор подразумевает не толькопредставителей других наций, но и своих же соотечественников, поскольку индивидрасполагает субъективным восприятием культуры, ценностей, норм и традиций своейнационально-культурной общности.Хочется отметить, что в предлагаемой И.
Мазуренко интерпретации национальнокультурной идентичности сводятся воедино и этнокультурная, и собственнонационально-культурная составляющие, между ними не проводится различие. Этоможно утверждать, ссылаясь на её следующие слова. «Национально-культурнаяидентичность отражает социокультурный уклад народа (культурный колорит, образ истиль жизни, менталитет, мировоззрение, психологический склад, чувство духовныхкорней, общую судьбу и общую память), …особенности среды обитания, формусамовыражения, самотождественности и самосохранения народа, философию егожизни».1 То есть, этнические, этнокультурные корни нации по определениювключаются в концепцию национально-культурной идентичности как её неотъемлемаясоставляющая. На это следует обратить внимание: в то время как мы предпочитаемразличать этнос и нацию, некоторые исследователи не заостряют на этом моментеособого внимания.1Там же, с.
12.44§ 5. Критический подход к понятию идентичностиОтношение к понятию идентичности в академической среде далеко не такоднозначно, как может показаться на первый взгляд. Кто-то свободно и без какого бы тони было неудобства оперирует им, другие подвергают сомнению его право насуществование в качестве отдельного самостоятельного термина. Пример критическогоподхода к истории становления понятия идентичности как категории философии,психологии, социально-гуманитарных наук и других дисциплин мы находим, например,в статье В. С. Малахова под названием «Неудобства с идентичностью».
1 Здесь автораособенно интересует, как и почему этот термин стал столь часто употребляемым впоследнее время, проникнув в русскоязычный научный лексикон и потеснив болеепривычные и понятные слова. «В научной и политической публицистике, – отмечает он,– появилось слово, ставшее в последние годы необычайно частотным. Слово это –«идентичность». Термин «идентичность» основательно потеснил, а кое-где и полностьювытеснил привычные термины вроде «самосознание» и «самоопределение». Обидентичности – «национальной», «этнической», «этнонациональной», «культурной»,«этнокультурной» и т.
д. – говорят так много и так охотно, что невольно начинаешьверить – те, кто эти слова произносит, твёрдо знают, что они на самом деле означают.Между тем при ближайшем рассмотрении оказывается, что смысл употребляемыхпонятий не всегда ясен самому говорящему и, во всяком случае, весьма разнится взависимости от того, кто говорит».2В своей статье В. Малахов стремится дать ответ сразу на два вопроса. Во-первых, какпроизошло замещение упомянутых традиционных понятий категорией «идентичность»,1Малахов В.
С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии № 2, 1998, с. 43-54.2Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Идентичность: Хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, с.26.45и к каким семантическим сдвигам оно привело. А во-вторых, что стоит за этимвсплеском популярности употребления данного термина.