Диссертация (Интертекстуальность русской традиционной загадки - лингвистический аспект), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интертекстуальность русской традиционной загадки - лингвистический аспект". PDF-файл из архива "Интертекстуальность русской традиционной загадки - лингвистический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
А. Рыбникова Избранные труды. — М., 1985. — С. 180-185; Журинский А. Н.Семантическая структура загадки: неметафорические преобразования смысла. М.: Наука, 1989; Цивьян Т. В.Отгадка в загадке: разгадка загадки? // Исследования в области балто-славянской духовной культуры:загадка как текст. — М., 1995. — Т. 1. — С. 178–194 и др.46осохранностии четком выражениизаложенной[в ней —А. С.]информации», поскольку представляла собой «особый способ кодирования»:в ней «размер текста позволял заключить лишь экстракт сообщения»7.Иными словами, загадка представляет интерес для лингвиста, преждевсего, известной сохранностью языковой организации своего текста.В загадке присутствуют архаичные элементы кодирования окружающегомира, что в свою очередь позволяет исследовать язык этого жанра с точкизрения отражения в нем древнейших представлений русского человекаожизникактаковой8,посколькутематическизагадкаохватываетпрактически все ее стороны.Будучисегментомобщейфольклорноймоделимира,загадкаестественным образом встроена в нее и вся пронизана сквозными мотивами,т.
н. общими местами, устойчивыми речевыми формулами, метафорическии мифологически оправданными обусловленностями, характерными длявсего русского фольклора. При этом загадка имеет свои, уникальные,собственножанровыеязыковые«общности»,отражающиетолько«загадочную» картину мира, что позволяет ряду ученых утверждать, что«весь корпус загадок <…> можно рассматривать как единый текст»9.Описание языка отдельного фольклорного жанра — загадки — в аспектефольклорноймоделимира,имеющейналингвистическомуровнетрансформацию в виде языковой картины, составляет актуальностьпредпринятого исследования.Таким образом, как совершенный и традиционный языковой кодзагадка, с одной стороны, имеет общие, т.
е. интертекстуальные связи(различного уровня) с текстами других жанров русского фольклора,с другой — формирует только свои, специфические языковые черты,7Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. — М., 2009. — С. 134.См., напр.: Волоцкая З. М., Головачева А. В. Языковая картина мира и картина мира в текстах загадок //Малые формы фольклора. Сборник статей памяти Г. Л. Пермякова. — М., 1995. — С. 218–244.9Волоцкая З. М.
Элементы космоса в фольклорной модели мира (по материалам славянских загадок) //Исследования по структуре текста. — М., 1987. — С. 252.87создавая интертекстуальность жанрового характера, что способствуетпорождениюцелойцепочкитекстовсоднойотгадкой(«скрытымденотатом» — по терминологии З. М. Волоцкой). Множение таких текстовстановится возможным благодаря внутрижанровой «перекличке» однаждынайденных соответствий, т. е.
кодовых обусловленностей, повторяющихся ииспользуемых при создании текстов с одним «скрытым денотатом». Такаяустойчивая общность текстов загадки (как эксплицитная, так и имплицитная)определяетсявнастоящейработекак«внутрижанроваяинтертекстуальность».Объектомизучениявработе,такимобразом,являютсязафиксированные в различных сборниках тексты русских традиционныхзагадок, их семантика и структура, в качестве предмета исследованиявыступают разноуровневые вне- и, особенно, внутрижанровые проявленияинтертекстуальности «загадочных» текстов.Теоретическая значимость диссертации заключается, во-первых,в том, что лингвистическое описание загадки в аспекте языковой картинымира дополняет сведения о жанровом характере фольклорной модели мира.Во-вторых, в теорию лингвистического описания отдельного жанра вводитсяпонятие интертекстуальности — общефольклорного и внутрижанровогохарактера, что в известном смысле гиперонимизирует разрозненные понятия,традиционно выражаемые терминами «формула», «общее место», «сквозныетексты» и др.
Мы исходим из того, что «интертекстуальность <…> создаетсяне только совокупностью предшествующих текстов, понимаемых в широкомсемиотическом смысле, но и набором общих кодов и смысловых систем»10.Загадка демонстрирует устойчивый набор жанровых кодов, что обеспечиваетей внешнюю текстовую вариативность без изменения кодового замысла.10Петрова Н. В. Различные подходы к определению интертекстуальности [Электронный ресурс].
— Режимдоступа:https://cyberleninka.ru/article/v/razlichnye-podhody-k-opredeleniyu-intertekstualnosti,свобод.(20.02.2018).8Практическая значимость диссертации заключается в возможностииспользовать результаты исследования в вузовских лекционных курсахпо фольклористике и лингвофольклористике, по семантике и лексикологии.Наблюдения за устойчивыми метафорическими и неметафорическимисцепами между загадкой и отгадкой могут послужить материалом длясловарярусскогофольклора,востребованногокакврусской,так и иностранной аудитории, изучающей русский язык и русскую культуру.Цель диссертации — учитывая специфику и категориальные признакиязыка фольклора как особой подсистемы общенационального русскогоязыка, исследовать текст загадки с точки зрения его естественнойинтертекстуальности — как общефольклорного, так и собственно жанровогоуровня.Задачи, стоящие перед автором исследования:1) изучить теоретические основания темы исследования: рассмотретьспецифические характеристики языка фольклора; определить границы жанрарусской загадки; изучить теорию интертекста / интертекстуальности длявыработки определения интертекстуальности отдельного жанра фольклора;дать определение фольклорной модели мира / жанровой картины мира;2)проанализироватькорпусрусскихзагадок,извлеченныхиз различных источников; отобрать тексты, релевантные поставленнымзадачам;3)датьтипологиютекстовыхединицинтертекстуальностипо различным признакам;4) проанализировать наиболее актуальные для русской загадкиинтертекстуальные мотивы и способы их языковой репрезентации;5) на примере цепочки загадок с одним «скрытым денотатом»продемонстрировать внутрижанровую интертекстуальность;6) обобщить результаты исследования и наметить перспективыбудущих исследований.9Гипотеза исследования: кодовый характер жанра загадки обусловленособым устройством еѐ текста и специфической репрезентацией в немобщефольклорных представлений, которая формирует т.
н. жанровуюинтертекстуальность, обеспечивающую создание цепочки текстов с одним«скрытым денотатом».Положения, выносимые на защиту1. Традиционная загадка – состоявшийся речевой акт с выраженнымипозициями адресанта (левая часть текста) и адресата (правая часть текста),в котором зафиксирован древнейший общекультурный код (шифр), имеющийразличные социальные функции;2. Загадка имеет безусловную метаязыковую функцию; загадываетсяне предмет / явление / свойство, а слово, поэтому вопросная часть загадкипрежде всего — загадывание слова, а не выражение предметных и реальныхобусловленностей;3.Подфольклорнойинтертекстуальностьюследуетпониматьрепрезентацию в любом жанре фольклора общенациональной фольклорноймодели мира, что определяет его способность выступать в качестве пре- илипост-текстаотносительнодругихжанровфольклора,причемкакна эксплицитном (общие текстовые сегменты), так и на имплицитном уровне(традиционные мотивы, система аксиологических констант, логическаямодель и др.);4.
Язык загадки устроен таким образом, что, с одной стороны,содержит общефольклорные интертекстуальные единицы, с другой —внутрижанровые;5. Модель мира загадки как древнейшего факта устнопоэтическойкультуры имеет свои особенности, выраженные различными языковымиединицамивеѐтексте;загадкаформируетустойчивыйрепертуарсемантических связей между вопросной и ответной частью, что обеспечиваетмножение загадок с одним «скрытым денотатом».10Методы, используемые в диссертации: описательный — для описания общих свойств языка фольклораи загадки как его древнейшего жанра; метод научного наблюдения — для фиксации наиболееактуальных и повторяющихся мотивов и метафорическихсближений, наблюдающихся в отобранных для исследованиятекстах загадок; методконцептуальногоконцептуальногоанализа —длясостава (в терминологииопределенияН.
И. Толстого)традиционной русской загадки с одной отгадкой (печь, горшок,имя, смерть и др.); метод лексико-семантического анализа фольклорного слова(по образцам, данным в книге А. Т. Хроленко «Семантикафольклорного слова»); методаналитическоговыводовисследования,обобщения —определенииприформулировкеосновныхитоговиперспектив будущих исследований.Основной материал исследования извлечен из сборника «Загадкирусского народа» Д.
Н. Садовникова (1876)11, в котором зафиксировано более4000 текстов (включая варианты). По общему мнению фольклористов, этоодин из первых полных сводов загадок. Для целей нашего исследованияважно,чтотекстывпервомизданиисборникаД. Н. Садовниковапредставлены практически без обработки, с минимальными изменениями,которые могли внести собиратели.Длясозданияболееполногопредставленияозагадках,зафиксированных после издания «Загадок русского народа», привлекается иболее поздний сборник В. В. Митрофановой (1968)12.
Он включает часть1112Садовников Д. Н. Загадки русского народа. — СПб, 1876. — [4], VI, [2], 333 с.Загадки / Изд. подг. В. В. Митрованова. — Л., 1968. — 255 с.11текстов из собрания Садовникова, а также другие загадки, последние изкоторых зафиксированы в 1960-х гг. Общий состав текстов сборникаВ. В. Митрофановой — более 5500. Однако загадки, извлеченные изразличных источников, были подвергнуты частичной обработке13. По словамВ. В. Митрофановой,еесборникпредставляетсобой«критическийсистематический свод русских загадок», из которого исключен ряд текстов:«искаженных», «неудобных для печати», книжных, не имеющих вариантов(Загадки: 17).По указанным причинам основным материалом нашего исследованияявились загадки, зафиксированные в сборнике Д. Н. Садовникова.Для подтверждения идеи о вневременном характере основныхлогическихмоделейзагадкикисследованиюпривлекаютсятакжесовременные тексты, бытующие в русскоязычном интернет-пространстве.Эти загадки (а также загадки-анекдоты) служат исключительно фоновымииллюстративными примерами, поэтому их число ограниченно (см.