Диссертация (Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)". PDF-файл из архива "Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Так, например,для жёлтого цвета в раннем христианстве доминантным являлось положительноезначение,связанноесоСвятымДухом,божественнымоткровениемипросветлением. «Первичный опыт переживания желтого цвета жизни связан,прежде всего, с переживанием солнечного света и, тем самым, - света вообще.Изо дня в день с каждым восходом солнца из темноты ночи вновь возрождаютсявсе цвета» [www.zipsites.ru/books/simvolika tsveta/ ].Позднеежелтыйприобретаетнегативнуюокраску,котораянередкосопровождает его и в наши дни. Так, в живописи Иуду (как христопродавца)38одевают в желтое.
Этот отрицательный смысл сохраняется за желтым цветом ивпоследствии.В эпоху расцвета готики его начинают считать цветом измены и разлуки, чтоможно проиллюстрироватьитальянской пословицей: “Chi porta il giallo,vagheggia in fallo" (букв. Кто носит желтое, бродит в забвении - Желтый цвет цвет разлуки), а также он предстает олицетворением лжи, продажности,бесстыдства и дурных намерений.Также известно, что « .в Средние векаеретики и зачумленные одевались в желтое» [DSM 1997: 59].«Негативный диапазон значений желтого цвета связан с холодным резкимоттенком, “кричащим", “колющим", “гниющим", грязным, вызывая ассоциацииболезни и смерти. С желтым цветом непосредственно связаны заболеванияпожелтения кожи - желтуха, болезни почек, недомогания, отравления.
Впереносномсмысле,желтыйцветсвязываютсобманом,отравлением,болезненным началом, лживостью, завистью и ложью (“желтая пресса"). Желтыйцвет ассоциируется с такими психическими заболеваниями как шизофрения, бред,мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу, “сумасшедший дом", называют“желтым домом"» [www.zipsites.ru/books/simvolika tsveta/].«Связь между желтой кожей и страхом и болезнью объясняет, почемужелтый стал цветом трусости и карантина - желтый крест ставили на чумныхдомах.
Желтый цвет имеет негативный оттенок и как цвет умирающих листьев ипереспелых плодов. Это объясняет, почему его повсместно связывают сприближением срока смерти и загробной жизнью» [Тресиддер 1999: 44 -45].Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков.
Содной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, этохолодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти. «.Эмоциональное воздействие желтого, а, следовательно, и его символиказависят от его цветового тона, чистоты, фактуры» [Миронова 1993:118].Вот, что писал И. Гёте о желтом цвете: «Желтый - цвет радости, нежности иизящества, но малейшая смесь с другим оттенком обесценивает его, делаетнеприятным, грязным и уродливым» цит.
по: [DSM 1997: 59].39Самым«трансцендентным»,нематериальнымимистическимцветомсчитался синий (голубой). На всем протяжении существования человечества людиощущали и ощущают себя и свой мир под синим сводом неба или под небомголубым. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим голубую даль неба. Синий иголубой цвет дает нам ощущение бесконечной прозрачности и, в то же время,защищенности. Синий - символический цвет справедливости, красоты, мудрости,постоянства, глубоких переживаний, благородства и преданности. «В живописи это цвет чистоты и бесконечности» [DSM 1997: 88].«В древнем Египте голубой противопоставлялся красному ... и являлсяцветом кожи бога воздуха - Амона.
На Востоке голубой был позитивным цветом,защищавшим от зла. Голубые глаза были знаком магических сил. С давнихвремён духовные качества голубого цвета связывались с цветом глаз, сила взглядаобладателя которых считалась сверхчеловеческой и божественной. Так, например,золотая статуэтка, хранящаяся в Музее в Сирии, символизирует некое Шумерскоебожество с голубыми глазами, которые для людей, живших в то время, являлись,не просто обычной соматической характеристикой, но, возможно, символоммагических качеств, присущих этому цвету» [Scuza 2010: 230]. О магической силекак о функции вообще всех цветов, являющихся тонким звеном, связующим небои землю, содержащим таинственное соответствие между высшим и низшиммиром (вертикальное время - К.С.) см.
[Luzzatto, Pomas 1988: 15].По мнению швейцарского психолога М. Люхера, «голубой ... представляетабсолютное спокойствие. Созерцание этого цвета оказывает успокаивающеедействие на центральную нервную систему. Г олубой отражает глубину чувств . ,символически соответствуя тихой воде ... , выражая глубину и чистоту ... ,символизируя союз с Теей, с матерью-землёй. Голубой - это правда, вера, любовьи преданность, способность к отдаче и благоговение» [Lücher 1976: 122-123].То же характеризует и синий цвет (цвет спокойствия и пассивности). М.Люхер противопоставляет его светло-жёлтому - цвету надежды и пассивности.Цветовая пара синий / жёлтый также символизирующих противопоставлениеночи и дня, факторов не контролируемых человеком, была названа М. Люхером40«гетеронимами» (eteronimi), т.е.
цветами, контролируемыми извне. К цветам,отражающим факторы контролируемые человеком - «автономенам» (autonomini),М. Люхер, в свою очередь, отнёс красный (человеческая агрессивность) и зелёный(защита от агрессивности).Основным прототипом для данного цвета служит синева неба, также каккровь для красного. Как отмечает Л.Н. Миронова, «синий цвет, в отличие отбольшинства, других цветов, лишен амбивалентности. Его значение едино иустойчиво, как вечность, которую он символизирует» (курсив наш - К.С.)[Миронова 1993: 120].
Однако отметим, что данное мнение, как представляется,является справедливым исключительно при трактовке религиозной символики:как показывает конкретный анализ романских ФЕ с компонентом «синий»,осуществлённый в главе третьей, наряду с позитивными примерами существуют инегативные.Также в христианской цветовой символике особую значимость имеетзеленый. В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся более«земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность.
«Он напоминает оземной жизни Христа, о Его гуманной миссии. Имеет значение и то, что культХриста воспринял многие черты древнейших культов Осириса, Атиса, Думузи идругих богов злаков, символом которых был зеленый цвет. Поэтому, как и вдревневосточных культах умирающих и воскресающих богов, зеленый служитсимволом воскресения и весеннего обновления» [Миронова 1993: 120].Вместе с тем нельзя также игнорировать и другие, негативные ассоциации,вызываемые зеленым цветом. «Негативный аспект зелёного - пишет К. Пагани, связывается с гниением.
Это амбивалентная краска, указывающая на двойнуютенденцию - цветение (жизнь) и состояние покойника (смерть), одним изпримеров которой является окрашивание в древнем Египте Осириса (богарастительности и смерти) в зелёный цвет» [Pagani 2010: 189]. Зелёный - это цветглаз дьявола и его чешуи (когда он принимает облик «зеленого змия» илидракона). Отсюда с большой долей вероятности можно предполагать развитиетаких символических значений как «коварство», «искушение», «дьявольский41соблазн».Таким образом, можно заключить, что вплоть до начала XVII векаклассификация цветов строилась на основе культовой мифологии, подкрепленнойнепосредственноэстетическимиоценкамицвета,религиознойтрактовкецветового символизма, а также на некоторых практических моментах.В XVII веке ситуация в корне меняется.
Исаак Ньютон предлагаетестественнонаучную основу классификации цветов, а именно спектр белогоцвета, в котором выделяются семь «простых» спектральных цветов и один пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра. Феномен цветаобрел физическую почву, но утратил связь с космическими сущностями и своимагические и ритуальные функции. «В конце XVIII века И. Ф. Гете предложилновый способ классификации цветов -по физиологическому принципу.Построенный им цветовой круг5 состоит из трех пар контрастных цветов.В XIX веке благодаря трудам Г. Гельшгольца уточняется вопрос об основныхцветах.
Ими признаются красный, зеленый и синий, дающие в смесях всеостальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптикаприняла эту триаду в качестве основной.В XX веке появляются все новые и новые цветовые системы, строятсяразличные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Цвет в науке итехникетеряетвизуальныекачестваипревращаетсявсистемучисел.Современная колориметрия не смотрит на цвет и не любуется им, она еговычисляет. «В то время как наши предки воспринимали цвета и их оттенкигораздо тоньше, то чем ближе к нашим временам, тем восприятие цвета грубее,утрачивая свою философичность и многозначительность» [Серов 2004: 16].Одним из примеров подобного упрощения является использование цвета врекламе [Горлачёва 2011].5 Основой круга служит треугольник главных цветов: красного, синего, желтого, являющихся самымиупотребительными красками в живописи и составляющие «цветовую сферу» Ф.О.
Рунге, художника живущего в1777-1810 г. Хроматический треугольник Делакруа (1798-1863): три основные цвета дополнены тремясмешанными. Ещё позднее, у В. Ван Гога (1853-1890) большое значение придаётся дополнительным цветам[Pawlik 2007: 31-33]42Казалось бы, учитывая архаический характер цветовой символики, в XX векетрудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений.Действительно, принципиально нового ничего не обнаруживается, но «звучание»ряда цветов существенно меняется и, несмотря на такой строго-научный иутилитарный подход к цвету в двадцатом столетии, нельзя пройти мимо тогофакта, что начало века было отмечено важными политическим событиями,которые сыграли не последнюю роль в судьбе многих стран. Цвет начинаетактивноиспользоватьсявкачествесимволаобщественно-политическихдвижений.