Диссертация (Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)". PDF-файл из архива "Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
(1497 г.). На его основе был создан практический каталог натуралистаТеофраста, явившегося, в свою очередь, результатом обобщения таких его работкак «Об ощущении», «История растений» и «О запахах». В последнем, вчастности, можно встретить философские размышления о цвете «chroma» в светеатомизма и платонизма. Заслуживает внимания и тема антагонизма между светоми тьмой [Brusatin 2006: 38], о которой речь пойдёт в нашей работе ниже. Такжезаслуживает внимания объёмный каталог цветов, составленный в 1864 г. Э.Шеврелем в виде энциклопедии, содержащей указание на 14.400 тональностейхроматических материалов [Brusatin 2006: 28].3 Так, по мнению автора, «Эстетической фонологии французского языка» Ж. Блонделя «звук r рыжеват и дик; l прозрачный, кристальный; n - мрачный ... ; m - цвета слоновой кости; q - из желатина» [Blondel 1898: 20].Предшественник сюрреализма А. Рембо, своеобразно характеризуя в стихотворении «Гласные» основныекомпоненты романской вокалической системы, считает, что «А - это чёрный, Е - белый, I - розовый, O - голубой,а U - зелёный» [Brusatin 2006: 118].
Наиболее яркий пример использования фонетической символики можноотметить в прозе В. Набокова. Ср. в мемуарах «Память, говори»: « ... я наделён в редкой мере цветным слухом ...цветное ощущение создаётся, по-моему, самим актом голосового восприятия буквы, пока воображаю еёзрительный узор < ... >. В чёрную группу входят крепкое g < ... > и г. Овсяное п, вермишельное l и оправленное вслоновую кость о, отвечают за белесоватость < ... >. Переходя к синей группе, находим стальную х, грозовуютучу z и черничную k < ... >. В зелёной группе имеются ольховое f незрелое яблоко р и фисташковое t < ... >.Жёлтая включает разнообразное e да i, сливочное d, ярко-золотистое y и u < ...
>. Наконец, среди красных b имеетоттенок, который живописцы зовут жжёной охрой, m - как складка розовой фланели ... » [Набоков 1999: 339].29Первобытные и нынешние «примитивные» культуры отождествляют цветас наиболее ценными для них природными элементами и стихиями. Таковымиявляются кровь, молоко, огонь, земля, которым по цветовым характеристикамсоответствуют красный, белый и черный цвета.
Эта триада надолго сохраняетосновополагающее значение.Рассуждая о возможности отображения двойной валентности символов, К.Пагани отмечает, что белый и чёрный обычно означают свет и тьму, знание (ср.«Знание - свет» - К.С.) и невежество. Но чёрный помимо негативной коннотации,обладает также и позитивной. Чёрный - символ «Начала и Изобилия». В любоммифе о формировании Универсума чёрный цвет указывает на неразличимуюпервоначальность (l’indistinto primordial): в космогонических теориях он обычнопредстаёт как цвет универсального синтеза.
Сама жизнь, зародившаяся вУниверсуме (речь идёт о существовании растений, животных и человека),произошла из чёрного цвета. Потенциальная возможность к порождению иплодородию содержалась уже в черноте Хаоса [Pagani 2001: 185].Вышеизложенное основывается на восходящем к К.Г. Юнгу положении отом, что темнота является сферой начала всего и, следовательно, источникомпоследующих зарождений [там же]. (Здесь же мысль Юнга о позитивных инегативных вариантах архетипов [Мелетинский 1976: 66]). В этой связи о чёрном,как о сложном виртуальном символе, таящем способности к созиданию(l’intelligenza della costruzione), пишут Л.
Лудзатто и Р. Помпас [Luzzatto, Pompas1988: 32].О значимости символики трёх цветов - белого, чёрного и красного - взападноевропейской и древнеиндийской традиции, в которой число три энергия, из которой состоит Универсум - также предполагает сочетание этихцветов см. [Pagani 2001: 178-179]. В досократической греческой философиичетырём элементам, составляющим Универсум, соответствовали четыре цвета:чёрный (= земля), зелёный (= вода), красный (=огонь), белый (= воздух) [там же:191].30Ведущее значение цветовой триады подтверждается изучением магическихобрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, ЮжнойАмерике и других странах.
Особая заслуга здесь принадлежит английскомуэтнографу В. Тэрнеру (см. [Тэрнер 1983]), собравшему большой фактическийматериал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности,африканского племени Ндембу.В. Тэрнер полагает, что корни символики этих трех цветов следует искать впсихобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумяважнейшими жидкостями человеческого организма - семенной и молочной(аналогичнойинтерпретациипритрактовкесимволикиосновныхцветовпридерживается известный отечественный филолог Вяч.Вс.
Иванов [ИвановВяч.Вс. 1981]). Они лежат в основе жизни, являясь теми началами, от которыхпервобытный человек вел отсчет своего существования, и поэтому их цветполучил значение блага, жизни, здоровья. Кроме этого, белый - это свет, день, тоесть, время, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимаетокружающееясноиотчетливо.Оптическибелый-эталончистоты,противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей иповедения.Черный цвет является вторым важнейшим цветом в жизни первобытногоплемени. Если белый означал свет, то черный - мрак, белый - жизнь, черный смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос.
Тем самым, черныйявляется антиподом белого цвета. Черный цвет представляется как одно изолицетворений смерти, но при этом, как отмечает В. Тэрнер: «Понятие «смерти» ундембу лишено того окончательного характера, которым оно, несмотря нахристианство, отмечено в западной цивилизации. «"Умереть” для ндембу частоозначает достичь конца определенной стадии развития, достичь предела в циклероста ... Для мышления ндембу характерна связь между понятиями смерти исозревания.
Человек растет поэтапно, и каждый последующий этап есть «смерть»для предыдущего, так что человеческая жизнь - это ряд смертей и рождений»[Тэрнер 1983: 83-84]. Таким образом, она не оценивается по антонимической31шкале «хорошо» - «плохо», а воспринимается как данность, как непременноеусловие существования и развития человека. То есть смерть для них мыслится какнепременный атрибут жизни.Тем не менее, черный почти повсеместно предстает как доминирующий цветнегативного (темных сил, печальных событий, траура и скорби [Тресиддер 1999:185], а также низшего (подземного) мира, кроме того, черный иногдасимволизирует время, противопоставляясь в этом значении белому, которыйсимволизирует вечность (отсутствие временных рамок) и экстаз» [Керлот 1994:468].Красный цвет заключает триаду «основных» цветов.
В отличие от белого ичерного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболеедуалистичным и амбивалентным, оказывая на психику человека самое сильноеэмоциональное воздействие, что хорошо прослеживается в истории развитияживописи. Так, например, по авторитетному мнению Дж. Вазари, красные цветаДжорджоне «имитируют свежесть живого мяса» [Vasari 1906: 92-93]. Какотмечает М. Брусатин, в состав красного цвета на полотнах Тинторетто и Тицианавходили косметические средства - кремы, составленные на основе кошенили, тоесть «крови дракона» [Brusatin 2006: 77].«Красный - цвет пульсирующей крови и огня, он предназначен длявыражения пульсирующих и раздирающих эмоций» [Керлот 1994: 463].
Из всехцветов красный - самый теплый. В гамме переживаний, которые он отражает,можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало,вдохновение (+), а, с другой стороны, агрессию, ненависть и опасность (-).Считается,чтовыборкрасногоцветасвязантакжестенденциейксамореализации. Наиболее часто красный цвет вызывает такие ассоциации, какпламенный, огонь, огненный, пекло, жар, кровь, раздражение. Символическиезначения красного также объясняются его связью с кровью в сознании человека.В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую«жизнеутверждающую пару». В паре с белым нивелируются отрицательныезначения красного и, наоборот, в сочетании красного и черного усиливаются32негативные стороны красного цвета, ему придается зловещий характер и онотождествляется со злыми силами.
Согласно одному из положений алхимии,ртуть образуется в результате смешения всех трёх цветов - белого, чёрного икрасного (Парацельс) [Brusatin 2006: 74].Одним из самых древних свидетельств магической силы, приписываемойцветам, является то, что в доисторическое время многие народы обычнорасписывали стены обитаемых ими пещер. Уже с того времени красный и чёрныйявлялись двумя главными красками, символизирующими жизнь и смерть.Заслуживает внимания и мнение М. Брусатина, согласно которому красныйцвет ... предшествует белому (лат. albus, candidus) ... и противопоставляетсячёрному (лат. ater) [Brusatin 2006: 47]. Тем не менее, как показывает анализматериала, амбивалентными можно считать практически все основные цветаспектра.
Говоря о значимости того, что цвет часто является амбивалентнымсимволом,основанномнадвойственностизначения«положительное/отрицательное, божественное / инфернальное», К. Пагани полагает, что одной изпричин этого является факт изменения первоначальной инвариантной сущностицветового значения в процессе увеличения его изменений и, как следствие,развивающейся вариативности, обусловленной различными историческими икультурными контекстами его употребления [Pagani 2010: 194].Тем не менее, наиболее сложное и противоречивое понятие, связанное сцветом, составляет белый. Являясь не столько цветом, сколько указывая на егоотсутствие, белый в то же время представляет соединение всех цветов, заисключением чёрного, с которым он составляет основную оппозицию [Brusatin2006: 114-118], восходящую к первичному этапу развития ЦО во всех языкахмира (см.