Диссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм), страница 5

PDF-файл Диссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм), страница 5 Философия (46237): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм) - PDF, страница 5 (46237) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм". PDF-файл из архива "Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Затонский прослеживает особенности сопротивления в культуре иобщественной жизни середины ХХ в.: «Генрик де Ман, философ, историк,экономист, происходивший из голландской купеческой семьи, родившийся в1885-м и умерший в 1953 г., прожил жизнь, полную метаморфоз. Начинал каканархист и левый марксист, затем примкнул к социал-демократам, былминистром бельгийского короля, а в войну активно сотрудничал с немецкимиоккупантами. Вкусив чуть ли не ото всех политических верований эпохи, де Манизбрал высокогорное швейцарское отшельничество и настолько углубился висторию, что нередко датировал письма сороковыми годами XV, а неXX столетия»20. Характерным примером сопротивления дисциплинарным формамвласти становится жизненный путь барона Бертрана де Жувенеля: «В молодостикоммунист, потом французский левый фашист, пожелавший, однако, защищатьродинуотнемцев.Вскоре,впрочем,онсталвиднойфигуройколлаборационистской прессы в Париже.

И снова крутой поворот, даже скачокэквилибриста: Жувенель связан с Сопротивлением, на него охотится гестапо. Апосле войны он превращается в теоретика консервативного неолиберализма и такназываемой “чистой политики”»21.Эти несколько примеров обнаруживают разнообразные (вплоть додиаметрально противоположных) способы найти точку опоры, чтобы сказать«Нет» подавляющим субъекта дисциплинарным общественным практикам.Наиболее частым итогом такого сопротивления, которое выражалось в попыткепреобразования или реорганизации социального пространства, становилосьразочарование.

«Перепробовав все наличные способы построения рая, их один задругим отбросили», – подводит итог Д. В. Затонский22, характеризуя формы20Затонский Д. В. Постмодернизм: гипотезы возникновения [Электронный ресурс]URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1996/2/zatonsc.html21Там же.22Там же.23активного выражения протеста дисциплинирующей власти и подтверждает мысльМ. Хайдеггера о том, что «всякое контрвижение необходимо, как и вообще всякое“анти-“, застревает в сущности того, против чего выступает»23.В современный период, когда культурная парадигма индустриальногообществасменяетсяинформационной,изменяютсяистратегиивласти.Дисциплинарные общества, как писал М.

Фуко, – это то, от чего мы намереныуйти, мы вступаем в «общества контроля и мгновенной коммуникации».Г. Маркузе отмечает «исключительное достижение», к которому приводитразвитие индустриализма: «Очевидно, что современное общество, обладаетспособностью сдерживать качественные социальные перемены, вследствиекоторыхмоглинаправлениябыутвердитьсяпродуктивногосуществования»24.Насущественнопроцессаданномэтапеиновыеновыевластьинституты,формыразвивает,новыечеловеческогодискретизирует,тотализирует свои контролирующие функции, «рассеивается» как на макро-, так ина микро-уровене – становится одновременно «вездесущей» и глобальный, онастремится контролировать и нормировать все социальные процессы.

Но еслифилософы Франкфуртской школы говорят о сверх-детерминированности человекав обществе, о его подавлении в самом негативном смысле и, таким образом,подразумевают перспективу освобождения, М. Фуко «не впадает в подобнуюиллюзию», пишет А. В. Дьяков25.«Требование равных прав», «отстаивание правоты», М.Фуко считал«наилучшим способом оказаться в великой западне институций», отмечаетФ. Гро26. В. Д. Губин анализирует стремления реанимировать революционныйсмысл сопротивления в условиях дискретности власти, и делает вывод: «Роковойошибкой всех современных революционеров является намерение покончить сгосподствующей системой, как если бы она была реальной персонифицированнойсилой, аппаратом, составленным из людей.

Силой, с которой можно бороться и23Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №. 7. С. 147.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. XIV.25Дьяков А. В. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии» / Мишель Фуко и его время.СПб., 2010. С. 288.26Гро Ф.

О курсе 1982 года / Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб., 2007. С. 594 - 595.2424иногда побеждать. Но невозможно и бессмысленно бороться с анонимнымисилами, когда никто не знает тех, кто находится у власти, потому, что у властиникто реально не находится. Более того, власть нельзя рассматривать каквнешнюю, принуждающую силу.

И формы принуждения, и формы освобождениянаходятся внутри человека»27. М. Фуко исследует «современные дискурсивныепространства» для ответа на вопрос, «как и в каких формах возможно такое“свободное”поведениеморальногосубъекта,котороепозволяетему“индивидуализироваться”, стать “самим собой”, преодолевая заданные коды и“стратегии поведения”», – пишет Н. С. Автономова28.

Он находит ответ в том,что, сопротивляясь «управлению через индивидуализацию», распределяющую исвязывающую с определенными идентичностями, все что нужно – это«деиндивидуализировать» себя посредством умножения и смещения различныхрекомбинаций29. По мысли М. Фуко, сопротивление власти, осознанной на микроуровне, не может ставить своей целью освобождение от гнета государства,поскольку индивид и общество противостоят друг другу, дополняя друг друга.Это связка антагонистов, они враги и союзники одновременно.

Потому встающийвопрос, политический, этический, социальный и философский, пишет М. Фуко, исостоит не в том, каким образом освободить индивида от государства, но каксубъекту освободиться от связанного с государством типа индивидуализации.«Намследуетвыдвигатьновыеформысубъективности,отвергаятипиндивидуальности, навязывавшийся нам в течение нескольких столетий»30.Новые способы субъективации М. Фуко полагает действительной и действеннойформой сопротивления в условиях власти, все более развивающей своиконтролирующие функции. Это значит – нужно отвергнуть то, чем мы являемся,представить и создать то, чем мы могли бы стать, говорит М.

Фуко.В период формирования постиндустриального пространства и развитияновых приоритетов власти, в аспекте сопротивления возникает и развивается27Губин В. Д. Проблема освобождения: альтернативные горизонты // Вестник РГГУ. 2008. № 7. С. 256.Автономова Н. С. Фуко М / Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

С. 362.29Фуко М. Предисловие к американскому изданию «Анти-Эдипа» / Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализми шизофрения. Екатеринбург, 2008. С. 9.30Фуко М. Субъект и власть / Интеллектуалы и власть. М., 2006. С. 174.2825феномен «нового номадизма». Номадологию в данной связи представляютЖ. Делез и Ф. Гваттари тем способом, который может оказывать сопротивлениевоздействиювластныхструктур.И. П. Ильинотмечает:пресыщенностьполитикой позволяет проявиться «витальному инстинкту», порождающему«социальную живучесть» – способность сопротивляться внутри масс, избегатьилирелятивизировать«номадология»восходитвоздействиякочаговвласти31.Этимологиягреческому слову «номод»–этословачеловек,пребывающий в поиске установленных для него границ или пределов – места, гдеон мог бы иметь безусловные основания.

Ж. Делез и Ф. Гваттари в «Трактате ономадологии» на опыте истории показывают, как кочевники – «машины войны» –сокрушают государства: германские племена вместе с гуннами – Римскуюимперию, монгольские племена – Китайскую империю, Русь, страны Азии,арабские племена – Иранское царство, Сирию, Византию, Египет, СевернуюАфрику. Ж. Делеза и Ф. Гваттари исследуют способность кочевников, менеекультурных, чем оседлое население, разрушать мощные мировые цивилизации.Государство, поясняют Ж.

Делез и Ф. Гваттари, – это определенная модель иопределенная мысль, претензия на внутренний образец мирового порядка. Натаком основании государство укореняет человека, предлагает «пускать корни»внутри его границ. «Машина войны» – это другое отношение к внешнему: это непросто другая модель, это способ действия, где сама мысль «кочевник», анапример, книга – воплощение мысли, лишь отросток ризомы32.Для «людей пути» быть в пространстве «неукорененности» – это не толькопотребность внешнего перемещения. Для «оседлых» в пределах утвержденных иукрепленных границ важна собственность, для «номад» – важен только опыт.Фактор значимости личностных возможностей демонстрирует трансформациюценностей. Материальные ценности индустриального общества теряют своюпервостепенную важность, в ценностное пространство включаются опыт,31Ильин И.

П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОР РАН INTRADA. 2001. [Электронный ресурс]URL: http://postmodernism.academic.ru32Там же.26виртуальный,знаниевыйаспект–составляющиегоризонталичностныхвозможностей. Явление номадизма характерно для любых дискурсивныхпространств: «Существуют блуждающие, странствующие науки, чья суть втом, чтобы следовать за потоком в поле векторов, где распределяютсясингулярности как множество “происшествий” <…> Существует и типблуждающего ученого, с которым не перестают бороться, интегрироваться илисоединяться государственные ученые, рискуя предложить ему незначительноеместо в узаконенной системе науки и техники», – пишут Ж. Делез и Ф.

Гваттари оценностных приоритетах номад33. Пребывая в пределах государства – символастабильности власти, номады отдают предпочтение закону «подвижности», ивсякая свободная мысль уже становится «племенем» – противоположностьюгосударства. В новых ценностных ориентирах групповая солидарность проявляетсебя доминированием «малых племен» – «духовности в сектах». Происходитутратаимиджаобщественногочеловекаиосваиваетсяспособностьктрансверсальности, маргинальность выходит на поверхность из недр социального.Ж.

Делез и Ф. Гваттари оценивают «номадическое мышление» какпозитивное. В комментариях к их концепции Б. Массуми отмечает, что такоемышление не заключает себя в темнице внутреннего, но свободно движется вовнешнем, не полагается на сходство, напротив, им движет различие. Оно заменяеткатегорию сходства, которая порождает границы, на «проводимость», незнающую границ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее