Диссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм), страница 4

PDF-файл Диссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм), страница 4 Философия (46237): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм) - PDF, страница 4 (46237) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм". PDF-файл из архива "Сопротивление в образовании в контексте смены философских парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Хайдеггер9. Но и свои взгляды новоевропейскийсубъект не возводит в совершенный статус. О таком типе мышленияМ. Хайдеггер говорит: «Мы наблюдаем лишь разного рода настрои мышления.Сомнения и отчаяние, с одной стороны, и слепая одержимость непровереннымипринципами, с другой, противостоят друг другу. Опасения и страх, перемешаны снадеждой и уверенностью»10. Новое время заявляет картезианское cogito исвободу субъекта как необходимые принципы обнаружения истины, без которыхни самопознание, ни определение достоверности любой смыслообразующейсистемы невозможно.Анализируя причины и формы сопротивления в новоевропейском обществе,отметим, что в динамике смены дискурсивных формаций Нового временименяется понимание свободы.

Так, Ф. Бэкон трактует свободу как власть надприродой, Р. Декарт – как власть над своими страстями, Б. Спиноза – как8Кошмило О. К. История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ): дис. … канд.филос. наук. СПб., 2000. С. 162-164.9Хайдеггер М.

Время картины мира / Время и бытие. СПб., 2007. С. 68.10Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 122.18осознаннуюнеобходимость.Ноопределяющимявляетсято,отмечаетЕ. М. Сергейчик, что, последовательно расширяя сферы своего проявления,свобода субъекта из следствия трансформируется в основополагающий фактор11.И сегодня, как утверждает В. Ю. Перов, «любые моральные (и не толькоморальные) нормы и ценности могут быть подвергнуты критике и пересмотру, –но только не свобода, которая может быть названа “богом” современности.Культом свободы пронизано все современное общество: начиная от индивида изаканчивая различными формами социальных общностей.

<…> Моральнаяидеология современного общества предполагает, что никакое благо не можетбыть навязано человеку помимо его воли»12. Свобода как онтологическаяхарактеристика человека в Новое время раскрывает себя не только каксамобытность бытия человека, но «как единственное, в чем можно обнаружитьсмысл самого этого бытия», – подчеркивает А.

С. Колесников13. Таким образом, вНовой истории субъективность соотносится с растущей необходимостьюрасширения и повышения степеней свободы. Утверждение для новоевропейскогосубъектаценностисвободывыступаетоснованиемсопротивлениядисциплинирующим, нормирующим практикам власти.Потребность свободы учреждает новое качество субъектного пространства,которое можно рассматривать как условие сопротивления.

Так, формируясь вприоритетах Нового времени и проявляясь все ярче в качестве автономногоцентра – со своей природой, своими перспективами и своей истиной, – личностьосознает и вынуждена принимать одиночество в мире как метафизическоесвойство своего бытия. В таком экзистенциальном пространстве потенциальновозможного непонимания другими идей, способов действия и проблем, заявляяличностную автономию, человек определяет смысловую основу своего бытия –он сам со своим мировидением. Не внешние организующие жизнь общества ииндивида методики и практики, а субъективное миропонимание, субъективный11Сергейчик Е.

М. Философии истории. СПб., 2002. С. 511 - 512.Перов В. Ю. Этика дискурса и коммуникативные практики [Электронный ресурс]URL: http://anthropology.ru/ru/person/perov-vyu/text/etika-diskursa-i-kommunikativnye-praktiki13Колесников А. С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии / Колесников А. С.,Ставцев С. Н.Формы субъективности в философской культуре ХХ века. СПб., 2000. С. 21 - 22.1219опыт, самостоятельно определенные направления развития и перспективыстановятся предметом заботы личности. Но создавая внутреннее индивидуальноепространство, человек остается в социальном пространстве, выстроенномгосподствующимдисциплиныдискурсом,нередкогдеоказываютсяобщественныевформыпротивоположныхорганизацииинаправленияхсличностной интенцией субъекта и свобода, которая наряду с разумом направляет,определяет и творит бытие человека, толкает личность к сопротивлениюограничивающим ее структурам власти.

Соприкасаясь с объективирующимипрактиками социума, человеку приходится делать серьезный и неочевидныйвыбор «быть-или-не-быть»: идти на риск, опираясь лишь на собственную истину,собственные устремления, пренебрежение которыми означает потерять самосущество своего бытия. Свобода выступает фактором сохранения идентичностиличности и приобретает экзистенциальный и фундаментальный характер.Экзистенциальнаяпроявленийзначимостьсопротивлений,свободыкоторыеобусловливаетстановятсячастьюмногообразиесоциальногопространства.

Свободный и мыслящий субъект непредсказуем, нестабилен, непризнает фиксированных границ, стремится за их пределы и становитсяпотенциально деструктивным фактором для властных структур. Власть и субъектоказываются взаимно провоцирующими друг друга оппонентами. «Власть инепокорность свободы неотделимы. <…> Здесь следует говорить не столько об“антагонизме”, – пишет М. Фуко, – сколько о некоем “агонизме” – об отношенияходновременно как спора и взаимного возбуждения, так и борьбы; не столько олобовой оппозиции, которая при их столкновении блокировала бы как власть таки свободу, сколько о непрерывном их взаимном провоцировании»14.

Так,историческая трансформация систем господства выражается, с одной стороны, впоследовательной демократизации и либерализации властных структур, но сдругой – не ставит своей целью осуществление свободы человека, подчеркиваетА. С. Колесников. Напротив, управленческие структуры не выпускают субъекта иего жизнь из пространства своих приоритетов, которые совсем не идентичны14Фуко М. Субъект и власть / Интеллектуалы и власть. М., 2006. С.

182 - 183.20приоритетам субъекта. «В ХХ веке философы утверждают, что общество ни вкоем случае не является гарантом, обеспечивающим торжество человеческойподлинности, ибо оно столь же ограничивает одни человеческие устремления,сколь и высвобождает другие, социальность, в лучшем случае, нейтральна поотношению к человеческим целям (хотя может быть и средством для них), но, какправило она античеловечна», – пишет А.

С. Колесников15.ПредставителиФранкфуртскойшколыГ. Маркузе,Т. Адорно,М. Хоркхаймер и др., расценивали направленность индустриального общества, насоздание социальных условий зависимости человека от потребления товаров иуслуг как угнетающую свободное формирование субъективных потребностей испособностей. О подавлении свободы субъекта в индустриальном обществеГ. Маркузе пишет: «Это подавление, которое существенно отличается отподавления, имевшего место на предшествующих, более низких ступеняхразвития общества, сегодня действует не с позиции природной или техническойнезрелости, но скорее с позиции силы. Никогда прежде общество не располагалотаким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно,никогда прежде не знало такого объема господства общества над индивидом»16.Опираясь на «негативную диалектику» представители Франкфуртской школыдемонстрируют критическую позицию в отношении общества ограничивающегосвободусубъекта,формирующегоудобногодляуправления«человекапотребляющего».

Своей философией они обосновывают необходимость активныхдействий для изменения статус кво. «Борьба Человека с Природой, – пишетГ. Маркузе, – все более превращается в борьбу его с обществом, чья власть надиндивидом становится все более “рациональной” и, следовательно, болеенеобходимой, чем когда-либо прежде»17.Представители экзистенциализма также считают, что критическая позицияи активные действия необходимы для сопротивления власти «подавляющей15Колесников А. С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии / Колесников А.

С.,Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре ХХ века. СПб., 2000. С. 20.16Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. XI.17Там же. С. 315.21субъективность». Для Ж.-П. Сартра общество угрожает уникальности бытиячеловека, поскольку предоставляет свободу в лучшем случае экономическую илиполитическую, а подлинная свобода начинается за гранью социальной жизни.Человек, считает Ж.-П.

Сартр, «обречен быть свободным». Быть свободным –значит не поступать и не думать так, как поступают и думают другие, и потомусвобода – это тяжкий груз, который несет человек, если он личность. Жизнь Ж.П. Сартра – яркий пример его философских убеждений, его стремление бытьсвободным проявляется во всем: от личной жизни до лидерства в революционныхдвижениях. «Свобода становится действием, и мы достигаем ее обычно черездействие, организуемое ею вместе с мотивами, движущими силами и целями,которые оно содержит», – пишет Ж.-П. Сартр18, всегда или участник, илиорганизатор многочисленных протестных движений. Во всем, что он делал,проявлялась свойственная ему критичность по отношению к дисциплинарнымпредписаниям, ограничивающим свободу субъекта.Итак, сопротивление свидетельствует об открытой личностью собственнойсвободе, которую она стремится сохранять и отстаивать в любых трудных илиопасных ситуациях. Волна протестных выступлений, прокатившаяся по Европе вконце 60-х гг.

ХХ в., демонстрирует характерные черты сопротивления власти,определенной М. Фуко как дисциплинарная власть. Выразил эти настроения всвоем романе «Золотоискатель» (1952) участник французского Сопротивления,писатель и путешественник Сатпрем (Б. Анженже): «Я пишу эти строки, пишу,чтобы бороться с эрозией, чтобы сказать “нет” враждебному, беспросветному,душераздирающему миру. Миру, который вынюхивает, присваивает, извлекает извсего пользу»19. Роман о путешественнике и его взаимоотношениях спредставителями власти в Гвиане – отчеты, объяснения, оправдания, обещания ив итоге – нарушение дисциплинарных предписаний и обретение свободы.

Вусловиях необходимости выбора между свободой и законом «золотоискатель»1819Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии М., 2000. С. 449.Сатпрем. Золотоискатель. СПб., 1998. С. 9.22своим выбором свободы, говорит «нет» власти дисциплины и контроля надсубъективным миром.Изучая творческие биографии различных общественных деятелей этогопериода, Д. В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее