Диссертация (Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)". PDF-файл из архива "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Данные вопросы неоднократно затрагивались в науке либо как частьболее обширной проблемы, либо как частный момент исторического процесса,однако в целом до сих пор не были предметом комплексного историкоправового исследования. Вопросы права и суда чеченцев и ингушей всоответствующих трудах и первоисточниках представлены эпизодически попричинам, которые условно можно разделить на две основополагающиегруппы:1)организационные,обусловленныеобщимсостояниемиособенностями источниковой базы; 2) методологические.В целом проведенный системный анализ большого спектра источниковспособствует детальному исследованию не только отдельных правовыхаспектов в рамках данной темы, но и является богатым и по-научномуэффективным источниковым материалом для дальнейших исследований.12Арбитражный Суд Чеченской Республики. Url.:http://www.chechnya.arbitr.ru/Сайт Главы и Правительства Чеченской Республики.
Url.:http://chechnya.gov.ru/.51Исследование суда, права и правосудия у чеченцев и ингушей зиждется направовом плюрализме, без подчеркивания господства позитивизма и этатизма вправе.§2. Природа преемственности исторических правовых ценностейу чеченского и ингушского этносовЧеченцы, ингуши, бацбийцы и кистинцы (чеченцы Ахметского районаГрузии), по существу, один народ, язык у них тоже один, с незначительнымидиалектическими отклонениями; культивируемая долгие годы теория о разныхнародах и языках – лингвистический анахронизм, стимулируемый внутреннимсепаратизмом, внутренними противоречиями и внешними обстоятельствами1.В данном исследовании вопросы права, суда и отправления правосудиярассматриваются в отношении чеченцев и ингушей как одного единоговайнахского народа.
Чеченцы и ингуши термин «вайнахи» («вай» – «наш»,«нах» – «народ») используют, когда они хотят сказать, что они составляют один«наш народ»2.В конце XVIII – начале XIX вв. Чечня занимала территорию, которая насевере граничила с русскими поселениями по Тереку и с Малой Кабардой; назападе – с ингушскими обществами по р. Фортанга. На востоке Качкалинскийхребет отделял Чечню от земель кумыков, а р. Акташ и Андийский хребетотделяли ее от дагестанского общества Салатау.
Граница между Чечней иНагорным Дагестаном проходила по Главному Кавказскому хребту3.Как в свое время отмечал известный исследователь А. Берже, «кореннымичеченцами должно почитать только потомков нахчуо, которые и до сих порсебя называют по имени своего праотца и составляют сословие узденей, т. е.1Хасбулатов Р.И. Чужие (историко-политический очерк о чеченцах и их государственности).М., 2003.
С. 270.2Там же.3Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века: Монография. Нальчик, 2003. С.13.52дворян. К этому сословию принадлежат лишь коренные жители тех аулов,которым различные отрасли фамилий Нахчуо дали свои имена, как-то: Харачи(харачоевцы), Цонтари (цонтороевцы), Гордоли, Белготи, Беяни, Гуни,Экишбачи (экишбатойцы), Елохой-мохни, Ширдимохни, Дишнимехки, Зандок,Чертой, Сесени, Черми, Алери, Ангини, Аникалли, Блитти, Эрсени и др.Некоренной житель одного из названных аулов не вправе считать себя Нахчуо,т.
е. чеченцем... Итак, почетнейшие Нахчуоские фамилии (тохумы) далиназвания аулам, ими основанными. Эти названия и доныне сохранились сприбавлением слов: аул или юрт, что означает селение или юрт...»1История возникновения и развития обычного права чеченцев и ингушей –это уникальное явление в мировой правовой культуре, которое нуждается вуглубленном изучении и широком освещении не только в России, но и за еепределами.
Правовая культура чеченского и ингушского народов состоит изцелого спектра национально-духовных ценностей, состоящих из устойчивыхнорм и принципов поведения. Правовая культура вайнахов состоит из духовнонравственных характеристик, которые взаимодействуют с материальноправовыми институтами, именуемыми в вайнахском обществе кхелами, т. е.судами.Наличиеучеченцевразвитойправовойкультурыотмечаетсяисследователем А. Манкиевым, по мнению которого у данного этноса впрошлом была своя политическая культура, своя система управления страной 2.Между чеченским и ингушским неправовым обычаем и юридическойнормой, санкционированной общественной властью, имеются переходныестадии.
На наш взгляд, возникновение правовых норм в обычном правечеченцев и ингушей напрямую происходит в процессе трансформациивнутритайповых норм в юридические.1Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. С. 48.См.: Манкиев А.А. Традиционная соционормативная культура чеченцев в контекстесовременных политических и духовно-нравственных ценностей // Сб. научных трудов. Вып.1.
Нальчик: Эль-Фа, 2007. С. 242.253В этой связи нам представляется интересным мнение известногоисследователя обычного права народов Северного Кавказа А.М. Ладыженского,понимавшего под обычным правом «совокупность правил внешнего поведения,которые:1)рассматриваютсячленамисоциальногообъединениякакобязательные – либо на основании непосредственно влиявших условийобщественнойжизни,либонаоснованиикакого-либообщественногоавторитета, 2) исполняются членами данного общества, а если их нарушают, топротив этого борются, систематически применяя против нарушителейрепрессивные меры, 3) защищают интересы данной общественной группы,являвшейся или зачатком класса, или уже вполне сложившейся в класс.
Впоследнем случае эти нормы являются классовыми, оказываются правом вточном смысле этого слова. С таким определением надо подходить к тому, чторассматривается как "обычное право"»1.В современной юридической литературе под правовой культуройпонимаетсяобусловленноесоциальным,духовным,политическимиэкономическим строем качественное состояние правовой жизни общества,выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности(юридических актов, правосознания) и в целом правового развития субъекта(человека,различныхгрупп,всегонаселения),атакжестепенигарантированности государством и гражданским обществом свобод и правчеловека2.Для чеченцев и ингушей правовая культура – это жизненный образповедения, со своими дозволениями и запретами.Уникальность права и основанного на нем правосудия у чеченцев иингушей заключалась в том, что нормы обычного права, будучи потестарными,1Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа / Подготовка текста и комментарииИ.Л.
Бабича. Под общей ред. А.С. Зайналабидова и В.В. Черноуса / Южнороссийскоеобозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК приРГУ и ИСПИ РАН. Вып. 18. Ростов н/Д, 2003. С. 10.2Теория государства и права. М.: Норма, 2000. С. 341.54становились при этом установлениями, основывающимися на внутреннемубеждении членов традиционного общества, передающимися из поколения впоколение. Именно нормы обычного права позволили сохранить общуюсамобытнуюкультурувайнахов.Будучиэффективныминструментомсознательного саморегулирования, они решали главные задачи – поддерживалиобщественный порядок, организованность и этническую целостность вайнахов.Правочеченцевиингушей,выраженноевадатах,имеетсвоиобособленные свойства, объективные закономерности существования идальнейшего развития, позволившие ему не только не исчезнуть под влияниемдругих правовых систем, но и достаточно эффективно сосуществовать с ними.Исследование традиций развития обычного права на Северном Кавказе ивсесторонний анализ его будут способствовать раскрытию таких аспектовправа, как феномен разума и своеобразия менталитета.
К глубокомусожалению, те современные теории, которые ныне превалируют в юридическойнауке, существенно затрудняют его оценку как юридического феномена, считаяего пережитком прошлого.Адат (араб. «ада», мн. «адат» – обычай, привычка) – обычное право умусульманских народов, в противоположность шариату, т. е. религиозномузакону... Адат представляет собой совокупность обычаев и народнойюридической практики в самых разнообразных сферах имущественных,семейных и других отношений1. Обычай – исторически сложившееся вопределенном обществе или местности правило поведения. В Европе обычайбыл основным источником права до XVI в. 2 Адаты чеченцев и ингушей естьэлемент образа жизни этнического сообщества.Обычное право и лежащий в его основе кавказский адат, как в свое времяточно отметил Г.В. Мальцев, «не просто свод, собрание юридических правил инорм, но процесс, в котором последние имеют смысл только в контексте12Большой юридический словарь / Под ред.
В.Е. Сухарева. 2-е изд. М., 2000. С. 15.Там же. С. 388.55процедур осуществления правосудия. Большая часть адата происходит отобычая, как формы передачи социальных норм от одного поколения кдругому»1.Сила и значимость адатского права чеченцев и ингушей основаны нанепререкаемом почитании тех, кто стоял у истоков формирования данныхюридических правил – «къаной» (почтенных старцев с богатым жизненнымопытом), которые имели собственное мировоззрение на общественныйпорядок.