Диссертация (Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)". PDF-файл из архива "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
КОМПЛЕКСНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТИМ. Х.И. ИБРАГИМОВАРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУКНа правах рукописиСайдумов Джамбулат ХамидовичСУД, ПРАВО И ПРАВОСУДИЕУ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ(ХVIII–ХХ вв.)Диссертация на соискание ученой степенидоктора юридических наукСпециальность – 12.00.01 – теория и история права и государства;история учений о праве и государствеГрозный – 20141СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..4Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИЙПРАВА И ПРАВОСУДИЯ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ….....26§1.
Проблемы методологии исследования категорий «адатскоеправо», «кавказское право» в правоведении ………………......26§2. Природа преемственности исторических правовых ценностейу чеченского и ингушского этносов …………………………….52§3. Особенности социального строя и правового порядка учеченцев и ингушей ……………………………………………...80§4. Этнические правовые принципы и судебные процедуры поадатам …………………………………………………………….105Глава II.
ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОЦИУМ, ПРАВО И СУДЕБНЫЕИНСТИТУТЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ……………….....126§1. Природа шариата и мусульманского права на СеверномКавказе …………………………………………………………… 126§2. Основные правовые отношения по шариату у чеченцев иингушей …………………………………………………………..144§3. Особенности рецепции мусульманского права у чеченского иингушского этносов …………………………………………......159§4. Шариатские судебные органы и процесс …………………........ 178Глава III. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРАВА И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ УЧЕЧЕНЦЕВИИНГУШЕЙПОСЛЕВКЛЮЧЕНИЯВСОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ………………………… 202§1.
Особенностипроцессавзаимодействияроссийскогозаконодательства, адатов и шариата ………………………......202§ 2. Организация имперского государственного управления и судау чеченцев и ингушей …………………………………………… 2152§3. Систематизация и инкорпорация систем права и судебныхорганов чеченцев и ингушей в законодательство и имперскуююстицию России …………………………………………………. 253Глава IV. ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ И СУДЕБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОУ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД …….. 269§1.
Судебно-правовое строительство в Чечне и Ингушетии(1921–1936 гг.) …………………………………………………… 269§2. Развитие права и судебная реформа в Чечено-ИнгушскойАССР ……………………………………………………………..312Глава V. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ ВКОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ ХХI ВВ. ………………………………344§1. Слом позитивной правовой системы и федеральной юстициив Чеченской Республике………………………………………..344§2. Трансплантация экзогенных религиозно-правовых форм иинститутов в управление и судопроизводство ………………… 374§3. Введение шариата в общественную и государственнуюсистемы …………………………………………………………... 387§4. Восстановление федерального конституционного правовогопорядка и юстиции в Чеченской Республике ………………….. 420ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...462СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..482ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..526СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ………………………………………………….
5543ВВЕДЕНИЕАктуальностьисследованияисторико-правовыхособенностейформирования и развития социального строя, суда, права и правосудия учеченцев и ингушей в древности имеет важное теоретико-практическоезначение. Оно обусловлено, по сути, преемственностью адатов и шариата всоциокультурном пространстве этносов в качестве регулятора неформальныхотношений в обществе.Изучение опыта развития исторических векторов институтов права и судас учетом ментальности, традиций, религий народов Российской Федерации вусловиях мультикультурного российского социума является необходимойосновой формирования развитых институтов гражданского общества.Комплексное историко-правовое исследование процесса зарождения иразвития права, суда и правосудия в Чечне и Ингушетии, развитие иобновление воззрений по этой проблеме на основе уже имеющихся данных, атакже введение в научный оборот материалов по адатскому праву имеет важноеполитико-правовое значение.Основу самобытности правовой культуры чеченцев и ингушей составляютформировавшиеся на протяжении исторически длительного времени правовыетрадиции, для которых идеалы справедливости являются определяющими.Отечественное наследие правовой культуры вбирает в себя правовую культуручеченцев и ингушей, других народов России, отражает опыт правовогоразвития многонациональной Российской Федерации.
Решение проблемдейственности судебной власти в стране в целом, в Чечне и Ингушетии вчастности,предполагаетнеобходимостьсовременнойинтерпретацииисторических судеб адата и шариата в этих регионах. Учитывая, что данныефеномены остаются частью системы правовых ценностей, они во многомпродолжают определять правосознание в мусульманских этнических социумах.Вопросы становления и развития судебной власти в России остаются4предметом пристального внимания современных исследователей 1. Однакоисторико-правовых исследований в этой сфере все еще мало.В условиях повышенной концентрации внимания к адату и шариату,попыткам определить их место и значение в многонациональной имногоконфессиональнойРоссииназреланеобходимостьисследованияисторико-правовой среды, где данные категории на протяжении столетийфункционировали в ярко выраженном виде как самостоятельно, так и насмешанной основе.
Предпринятая попытка исследования различных вопросов,связанных с правом и правосудием, на примере чеченцев и ингушей, можетспособствовать комплексному восполнению имеющихся пробелов в данномнаучном направлении.Степень разработанности темы. Исследование суда, права и правосудияв Чечне и Ингушетии невозможно без осмысления предшествующих этаповправового развития. Уже в XIX в.
многие известные российские ученые –юристы, этнографы, представители других гуманитарных наук – изучалипроблемы правового мировоззрения чеченцев и ингушей.Н.М. Агишев, В.Д. Бушен, М.М. Ковалевский, А.В. Комаров, Ф.И.Леонтович, Н.М. Рейнке и др. систематизировали и проанализировали сведенияоб адатах и шариате2.Важное и ценное значение в данной области сохраняют труды М.М.Ковалевского, который осуществлял сравнительное изучение правовых систем1См.: Зозуля И.В.
Судебная власть в России: экскурс в историю и перспективы развития //Актуальные вопросы Российского законодательства: материалы научно-практическойконференции (Ставрополь, 4–5 сентября 2000 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С. 20–25;Исамагомедов А.М. Развитие судебной власти в Дагестане. Махачкала, 2007.2См.: Рейнке Н.М., Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народныхсудов Кавказского края. СПб., 1912; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1887;«Tableau des origines de l'evolution de la famille et de la propriete» (Стокгольм, 1890; русскийперевод, СПб., 1895); Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений окавказских горцах (ССКГ) Вып.
1. Тифлис, 1868; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев.Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882; Рейнке Н.М.О самодеятельности суда в состязательном процессе // Журнал Министерства юстиции,ноябрь 1895.5народов не только России, но и Европы. Посредством историко-сравнительногометода им выявлялись схожие и различные черты в правовых системах1.Реконструкцию и глубинный анализ норм обычного права народов Кавказа, втом числе чеченцев и ингушей, осуществляли также: А.П.
Берже, И.Бларамберг, Н.Ф. Грабовский, И.А. Гюльденштедт, Б. Далгат, А.В. Комаров, У.Лаудаев, А.В. Лилов, Л.Я. Люлье, Ф.В. Миллер, В.Б. Пфафф, К. Самойлов,Ю.И. Семенов, Н.Н. Харузин и др.2Ценную исследовательскую работу по изучению правовой культурычеченцев и других народов Северного Кавказа в ХIХ в. осуществила Комиссияпо изучению обычного права народов России, которая была создана приЭтнографическом Отделении Русского Географического Общества 3.Исследования, проведенные этой и аналогичными комиссиями, позволиливнести в российскую юридическую науку много новых, ранее неизвестных1См.: Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон.
М., 1890; Он же. Закон иобычай на Кавказе. Т. 1–2. М., 1890.2Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А.П. Берже: в 12 т.: в27 кн. Репринтное издание 1866–1904 гг. СПб.: Альфарет, 2009; Бларамберг И. Историческое,топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик: Эль-Фа,1999; Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участкаИнгушского округа. Вып.
3. Тифлис, 1870; Гюльденштедт И.А. Географическое истатистическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809; Далгат Б. Первобытная религиячеченцев // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Вып. 3. С. 46; Комаров А.В. Адаты исудопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // ССКГ. Вып. 1.1868; Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872.Вып. 6; Лилов А.В. Очерки быта кавказских горцев. СМОМПК. Вып. 22. 1892; Люлье Л.Я.Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес // Записки Кавказского отделаимператорского Русского Географического общества.
Кн. V. Тифлис, 1862. С. 125; МиллерВ.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГСИ, 1992. C. 713; Пфафф В.Б. Этнологическиеисследования об осетинах / Сборник сведений о Кавказе. Т. 2. Тифлис, 1872; Самойлов К.Записки о Чечне // Пантеон. Т. 23. № 10. СПб., 1835; Семенов Ю.И. Место обычного правасреди форм общественной воли в доклассовом обществе / XI Междунар. конгресс «Обычноеправо и правовой плюрализм в изменяющихся обществах» (Москва, 18–22 августа 1997 г.).Тезисы. М., 1997; Харузин Н.Н. Этнография / 4 выпуска. СПб., 1901–1905.3Программа для собирания народных юридических обычаев.