Диссертация (Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)". PDF-файл из архива "Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (ХVIII–ХХ вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В адатском правосудии чеченцев и ингушей судебные решениявыражаются обстоятельствами, этим можно объяснить, что судьи отходили отнеговслучаесуществованияобъективныхпричин,ноприэтомглавенствующий принцип адата – принцип справедливости – оставалсянеизменным.Стоит в целом согласиться с мнением признанного специалиста в областиобычного права З.Х. Мисрокова, что, «как правило, юристы определяют адаткак укоренившуюся и ставшую обязательной традицию и настаивают на егогибкости и большой приспособляемости к эволюции нравов. Адат отнюдь неявляется неизменным, однако в идеальном варианте те, кто использует либоисследует его, настаивают на функции повторения прошлого, не исключая, темне менее, возможности в случае необходимости адаптировать его всоответствии с потребностями времени»2.На наш взгляд, необходимо отметить еще и своеобразную тождественностьморальных и правовых принципов для чеченцев и ингушей.
Эта связьнаблюдается при совершении любого преступления, когда оценку ему даетсамо традиционное общество. У чеченцев и ингушей сложилось особоепредставление в отношении таких противоправных действий, как, к примеру,1Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемытеории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999. С. 3.2Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российскихправовых системах (XIX–XX вв.): Дисс… д.ю.н.
М.: Академия управления МВД России,2003. С. 52.56клевета (эладита), порочащая честь и достоинство человека (адаман эхьбехкалла). Именно поэтому внутри чеченского и ингушского общества сильноразвита морально-правовая организация, основанная на предупреждениисовершения подобного рода деяний.Выдающийся юрист II в. Юлиан касательно обычного права в свое времядалточноеопределениеегокакпервичнойюридическойформы:«Укоренившийся обычай вполне справедливо защищаем, как закон, и это естьправо, которое устанавливает обыкновение»1.
Как видно из приведенногопримера, даже римские юристы признавали обычай как первичную основуправа.Обычное право (англ. customary law) – система норм, правила поведения,основывающиеся на обычае и регулирующие общественные отношения вданном государстве, в определенной местности либо для данной этническойили социальной группы. Обычное право формировалось на основе обычаев,существовавших в догосударственном обществе2.Д.И. Мейер под обычным правом понимает «ряд постоянных иоднообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менеепродолжительного времени»3.Обычное право появляется раньше государства, способствует, а и иногда ипротиводействует его образованию.
Применительно к чеченцам и ингушамможно с уверенностью сказать, что исторический процесс формирования ихэтнических обществ базируется на традиционных началах. Традиционноеначало является базой человеческого развития. Поэтому не случайно в ученыхкругах отмечается, что человечество окончательно погубит цивилизацию, если1См.: Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы(на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1998.
№9. С. 98.2См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 283.3Русское гражданское право. Чтения Д.И. Мейера. 8-е изд. СПб., 1902. С. 14.57не научится оптимально сочетать социальную рационализацию с естественнымтрадиционализмом1.По обычному праву северокавказских народов, в том числе чеченцев иингушей, за убийство полагалась кровная месть, прежде всего потому, чтоубийство является оскорблением рода. По мнению А.М. Ладыженского,«кровная месть основывалась не на принципе товарного эквивалента, а настремлении смыть обиду и на том, что в современном уголовном правеназывается общим предупреждением»2.В чеченском и ингушском обычном праве кровной мести отводиласьсвоеобразная роль противодействия совершению преступлений, своего родасдерживающий характер от совершения убийства.Антрополог И.
Малиновский высказывал свое видение вопроса кровноймести: «Месть – проявление животного инстинкта, свойственного и людям, иживотным. По мере раздраженного чувства дикарь инстинктивно бросается наобидчика и, мстя за обиду, бьет или умерщвляет его. По мере повторенийотдельных случаев мести постепенно складывается убеждение, что мститьможно и должно.
Факт мести превращается в право и обязанность мести»3.Нам же представляется, что данное мнение не совсем корректно, посколькуне отражает основное предназначение кровной мести. Кровная месть являетсяне только порождением родового строя, но и его носителем, универсальнымсредством защиты рода и в целом сообщества родов от внешнего воздействия.Осуществляя месть, человек сдерживал проявление необузданного животногоначала по отношению к себе.По авторитетному мнению известного кавказоведа Ф.И. Леонтовича,«кровомщение есть единственная узда, которая в некоторой степени1Мальцев Г.В.
Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемытеории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999. С. 11.2Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа. М., 1947. С. 14.3Цит. по Зюкову А.М. Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правоваяполитика. Владимир, 2009. С.42.58обуздывает… страсти удальца…». «…Дух древнего права – есть дух мщения,удовлетворения за каждую случившуюся несправедливость. Не только заумышленную… но и за неумышленную… несправедливость… Кара следует вдревнейшем праве за всеми нарушениями права»1.У чеченцев и ингушей ответственность за преступление лежала на всехчленах тайпа убийцы, даже не имевших к преступлению никакого отношения,до того момента пока акт возмездия не был приведен в исполнение.
Кровнаяместь в вайнахском обществе представляла характер оборонительной реакции,направленной на достижение социальной справедливости.Своеобразныминеимеющиманалоговпредставляетсяобычай,существовавший у вайнахов, который позволял кровнику избежать наказания –это усыновление матерью убитого убийцы, посредством прикосновения губамик материнской груди. Как отмечает Р.И. Хасбулатов, «обычай был священным,и убийца получал абсолютное прощение, становился приемным сыном матери,со всеми правами и обязанностями заботиться о матери и ближнихродственниках усыновленной семьи»2.Ни у одного горского племени идея мести не покоилась на идее личнойответственности и наказания именно виновника. Этим объясняется и правило,что женщине нельзя было мстить, а за ее поступки отвечали ее родственникимужчины.
Если же убийца не был известен, то за преступление отвечал тот,кого по формальным основаниям можно было считать убийцей. Чтобы месть небыла слепой, обычай установил – кто, где и когда должен считатьсяответственным3.Лежащий в основе нормативно-правовой культуры чеченцев и ингушейадат заслуживает особого внимания еще и потому что является примером1Цит. по Межидову Д.Д., Алироеву И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.С. 12, 37.2См.: Хасбулатов Р.И.
Чужие (Историко-политический очерк о чеченцах и ихгосударственности). Кремль и российско-чеченская война. М.: ИД «Грааль», 2003. С. 57.3Ладыженский А.М. Указ. соч. С. 55.59генезиса норм уголовно-процессуального права, в основе которого находитсясистема своеобразных композиций.До введения шариата виды наказания по обычному праву чеченцев иингушей в основном состояли из смертной казни и изгнания из родового аула.С утверждением ислама к ним добавились телесные наказания, различного родаштрафы. На примере регулирования вопросов кровной мести (чIир, чIирдIaекхар)1ввайнахскойнормативно-правовойкультурерассмотримсвоеобразие норм обычного права чеченцев и ингушей.Порядок кровной мести по обычному праву чеченцев и ингушей былстрого регламентирован.
Нарушение правил этого порядка находящимися всостоянии кровной мести сторонами порицалось общественным мнением имогло дополнительно осложнить существовавшую ситуацию. Но проявлениечувства повинности и осознания вины в отношении потерпевшей стороны ивсего тайпа, искреннего раскаяния в совершенном преступлении моглоспособствовать урегулированию конфликтной ситуации. В этом и заключаласьодна из особенностей нормативно-правовой культуры, когда правильноеповедение виновной стороны могло не только смягчить вину, но и снятьответственность.В обычном праве чеченцев и ингушей виновная сторона в целях избежаниянаказания могла безвозвратно покинуть родные места и переселиться кближайшим соседним народам – дагестанцам, кабардинцам, грузинам.У чеченцев и ингушей же переселение убийцы и его ближайшихродственников, хотя и не приводило к автоматическому прекращению кровноймести, однако в значительной мере облегчало примирение кровников составшимися родственниками убийцы.
Это обстоятельство в значительнойстепени способствовало тому, что многие, кто покинул Чечню из-за кровноймести, навсегда осели среди дагестанских народов, кабардинцев, грузин, осетини в дальнейшем этнически перемешивались с ними. Это обстоятельство1В переводе с чеч. яз. – месть, возмездие.60объясняет тот факт, что, к примеру, в Дагестане и Кабардино-Балкарии немалодагестанских и кабардинских фамилий с этническими чеченскими корнями,равно как и в самой Чечне есть фамилии с дагестанскими, грузинскими икабардинскими корнями.Кровная месть по чеченским адатам категорически запрещалась один раз вгод, после наступления июля и до его окончания. Чеченцами этот периодиспользовался для сенокошения, заготовки дров, очевидно, это делалось длятого чтобы семьи, втянутые в конфликтную ситуацию, хотя бы временно, ногарантированно получили бы возможность не опасаться применения кровноймести.Месть (чIир) была строго формализирована до мельчайших деталей: врагимогли встречаться, ходить по определенным улицам, не имея права сводитьсчеты, где попало и как им вздумается, угрожать друг другу и т.
п. Почеченским и ингушским адатам она не была актом личного возмездия,представляласложныймотивационныйхарактер,приэтомобществостремилось примирить врагов. Если этого не происходило, то тот, комуугрожала месть, просто переселялся, обычно к соседнему народу, и местьиногда гасла1.Нормативно-правоваякультурачеченцевиингушейрегулировалаприменение акта возмездия, а в некоторых случаях запрещала его.