Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Jahrhundert / Hg. M. Bertram. Tübingen, 2005 (Bibliothek des Deutschen HistorischenInstituts in Rom. Bd. 108), S. 299–319; Id. Iura novit curia. Zur Verfahrensnormierung derKanonisationsprozesse des späten Mittelalters // Procès de canonisation au moyen âge. Aspectsjuridiques et religieux. Roma, 2004. P. 259-287; Id. Virtus morum et virtus signorum? ZurBedeutung der Mirakel in den Kanonisationsprozessen des 15. Jahrhunderts // Mirakel imMittelalter.
Konzeptionen. Erscheinungsformen. Deutungen / Hg. M. Heinzelmann, K. Herbers,D. R. Bauer. Stuttgart, 2002 (Beiträge zur Hagiographie. Bd. 3). S. 351–376. Krötzl С.Prokuratoren, Notare und Dolmetscher : Zur Gestaltung und Ablauf der Zeugeneinvernahmenbei spätmittelalterlichen Kanonisationsprozessen // Hagiographica. 1998. Bd. 5. S. 119-140; Id.Kanonisationsprozess, Sozialgeschichte und Kanonisches Recht im Spätmittelalter // NordicPerspectives on Medieval Canon Law / Ed. M. Korpiola. Saarijärvi, 1999. P. 19–39; Id.
Famasanctitatis: Die Akten der spätmittelalterlichen Kanonisationsprozesse als Quelle zuKommunikation und Informationsvermittlung in der mittelalterlichen Gesellschaft // Procès decanonisation au moyen âge. Aspects juridiques et religieux. Roma, 2004. P. 223-244.51им протоколов, и делает выводы, основываясь на сферах компетенциизанимавшихся реорганизацией материалов опросов кардиналов.Книга содержит пятнадцать глав (помимо весьма объемных вступленияи заключения), каждая из которых описывает некий этап в становлениипроцедуры канонизации: с юридической, литургической и церемониальнойточек зрения.
О некоем порядке (ordo), о сформированной стройной схеме,по мнению Крафта, можно говорить только с третьей четверти XIII в.,причем одной из первых схем он называет предложенный Остийцем порядокканонизации, который мы проанализируем в первой главе162.
Кроме того,Крафт, опираясь на материалы запросов, предшествовавших открытиюканонизационных процессов, исследует то, кто был заинтересован вканонизации, какую политику в этом отношении проводила Церковь и какполитика канонизации соотносилась с политикой в более широком смыслеслова.В сферу научных интересов другого немецкого исследователя, ТомасаВецштайна, входят одновременно история святости и религиозности вСредние века и история права (как канонического, так и светского), поэтомудля нас его работы чрезвычайно интересны. В 2004 г.
на основе защищеннойв Гейдельберге диссертации Вецштайн опубликовал монументальный трудподназванием«Святойпередсудом:канонизациявпозднееСредневековье»163. Если Крафт рассматривал канонизационные процессы сточки зрения документации, которую они порождали, то Вецштайн изучаетих скорее через призму юридической процедуры. Он настаивает на том, чтоканоническое право находится в глубоком органическом родстве с римским162Krafft O. Papsturkunde und Heiligsprechung.
Die päpstlichen Kanonisationen vom Mittelalterbis zur Reformation. Köln-Weimar-Wien, 2005. S. 392-397, 554-556. Поражает воображениестостраничная библиография, представляющая собой фактически отдельную работу, накоторую теперь следует ориентироваться всякому, кто берется за изучение феноменасредневековой святости. (Krafft O.
Papsturkunde und Heiligsprechung. S. 1121-1214).163Wetzstein T. Heilige vor Gericht. Das Kanonisationsverfahren im europäischenSpätmittelalter. Köln-Weimar-Wien, 2004 (Forschungen zur kirchlichen Rechtsgeschichte undzum Kirchenrecht. Bd. 28).52процессуальным правом, и ищет проявления этого родства и заимствованияиз римской правовой традиции в том, как проводились процессыканонизации.Вецштайн не задается вопросом о том, в каких обстоятельствахпроводились канонизационные процессы, и чьим интересам отвечалопризнание святым того или иного человека.
Он стремится выявитьпроцессуальные модели, которые применялись в ходе канонизационныхрасследований.Однимизглавныхпосыловегоработыявляетсяутверждение, что процессы канонизации строились по тем же принципам,что и любые другие процессы, находящиеся в рамках церковнойюрисдикции. До Вецштайна протоколы канонизационных процессов,конечно, изучались, но из них стремились почерпнуть информацию обистории мышления и религиозности, а он стал пионером в структурноманализе этого типа документов.
Многие исследователи согласны с ним с нимв том, что методологически неправильно использовать юридическиедокументы наравне с другими источниками, игнорируя их особеннуюприроду164.Вецштайн не выходит за рамки источниковедения канонизации.Однако в конце монографии он поднимает вопросы о том, например,насколько строго комиссары, проводившие процессы, на самом делеследовали заявленным принципам, и какое значение имело отклонение отстандартной практики. Он не дает на них ответа, однако его труд можетпослужитьметодологическойбазойдлябудущихисследователейпротоколов.Начало третьего тысячелетия было отмечено ростом интереса кпротоколам канонизации не только среди немецких историков. Например, в164Pennington K. Review: Procès de canonisation au Moyen Age: Aspects juridiques et religieux// The Catholic Historical Review. 2009. Vol.
95. №4. P. 797, 799; Burkart L. Рец. на: ThomasWetzstein. Heilige vor Gericht. Das Kanonisationsverfahren im europäischen Spätmittelalter.Köln / Weimar / Wien, 2004 // Sehepunkte. 2006. №6. Nr. 10 [15.10.2006],URL: http://www.sehepunkte.de/2006/10/7459.html532001 году в Будапеште прошел коллоквиум, по материалам которого ГаборКланицай выпустил сборник «Канонизационный процесс в Средние века.Юридические и религиозные аспекты»165. Этот коллоквиум был проведен врамках «Валленбергских семинаров» – цикла дискуссий, посвященныхпамяти Рауля Валленберга, в ходе которых исследователи сравнивалиСкандинавию и Центральную Европу с позиций права, гуманитарных иестественных наук. Это объясняет достаточно неординарную выборкусюжетов и интерес большинства участников к святым из этих регионов.Целью этого коллоквиума было исследование тех правовых структур,которые были задействованы при формировании «сообщества» святых.
Егомногочисленные участники ставили перед собой такие проблемы, какпроцедурные особенности слушаний по делам о канонизации166, критерииотбора свидетелей 167 , способы влияния на образ святого посредствомсоставления вопросника и отбора подходящих показаний168; рассматривалиюридическое доказательство как способ подтверждения святости169,старались оценить степень достоверности свидетельств.По мнению Кеннета Пеннингтона, из всех участников только один,Томас Ветцштейн, показал понимание самой процедуры процесса, тогда какбольшинство других авторов стремилось извлечь из протоколов лишьинформациюосредневековойрелигиозности,игнорируяприроду165Procès de canonisation au moyen âge.
Aspects juridiques et religieux. (Collection de l'Écolefrançaise de Rome, № 340). Rome, 2004.166Richter M. Procedural Aspects of the Canonization of Lorcan Ua Tuathail // Procès decanonisation au moyen âge. P. 53–66; Wetzstein Th. Iura novit curia.
Zur Verfahrensnormierungder Kanonisationsprozesse des späten Mittelalters // Ibid. P. 259–287.167Golinelli P. Social Aspects in Some Italian Canonization Trials. The Choice of Witnesses //Ibid. P. 165–180.168Smoller L. A. Northern and Southern Sanctity in the Canonization of Vincent Ferrer: theEffects of Procedural Differences on the Image of the Saint // Ibid. P. 289–308.169Goodich M. Reason or Revelation? The Criteria for the Proof and Credibility on Miracles inCanonization Processes // Ibid. P. 181–197.
Эту тему Гудич впоследствии развил в работах«Lives and Miracles of the Saints. Studies in Medieval Latin Hagiography» (Farnham, 2004) и«Miracles and Wonders. The Development of the Concept of Miracle (1150–1350)» (Farnham,2007).54юридических документов, и без понимания того, как велось средневековоесудопроизводство170.Статья Томаса Хэда посвящена развитию и исчезновению практикииспытания мощей огнем, применяемой для выявления присутствия в нихсверхъестественной силы святого. Очерк Дика Харрисона посвящен письмупапы Александра III шведскому королю, в котором папа выражает своенегодование по поводу почитания святым некоего чудотворца, которогоубили, когда тот был пьян.