Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
How to be a Counter-Reformation saint // Burke P. The Historical Anthropology ofEarly Modern Italy. Cambridge, 1987. P. 48-63.210Lobrichon G. Bible // DROM. P. 111; Martin H., Merdrignac B. Culture et société dansl'Occident médiéval. P., 1999. P. 197.211Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity // The Journal of RomanStudies. 1971. № 61. P. 89. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры //Гуревич А.
Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб., 2007. С. 70, 104.68Работу в этом направлении начал Иоанн XV (985-996), 3 февраля993 года канонизировавший Ульриха Аугсбургского. Примечательно, что вуказанной булле еще нет термина canonizare, говорится только о devotiofidelissima, что, пожалуй, можно передать как «обоснованное почитание», вкотором папа выступил как бы гарантом этой «обоснованности». Глагол«канонизировать» (canonizare, использованное в значении «включить в канонсвятых») впервые встречается в 1024 году в письме Бенедикта VIII (10121024) Бонифацию III Каносскому (985-1052), маркграфу Мантуи, Тосканы иФеррары, в котором папа ратифицирует культ армянского cвятого СимеонаПадолиронского (ум.
26 июля 1016 г.) 212 . Большинство исследователейсходится во мнении, что булла Cum conventus esset, объявившая Ульрихасвятым, является первой папской буллой о канонизации213, впрочем, споры отом, аутентичен ли этот документ, велись еще в конце XIX века и поройвозобновляются.
Несмотря на то, что существует множество сомнений в212Согласно житию, написанному вскоре после его смерти, Симеон (в православнойтрадиции его называют «Симеон Армянин») родился в 950 г. в Армении. Он отправился впаломничество в Иерусалим, откуда перешел в Рим (в 983 г.), где был заподозрен в ереси.Папа Бенедикт VII лично принял участие в решении вопроса о приемлемости воззренийСимеона и счел их непротиворечащими современным церковным догматам.
Из Римачерез Пизу и Лукку Симеон добрался до Северной Италии, через Верчелли, Турин идолину Сузы он достиг Франции, потом направился в Испанию, где молился у гробницыапостола Иакова в Сантьяго де Компостела. По пути к нему присоединялись другиепаломники, потому что разнеслась весть о творимых Симеоном чудесах. В старости онвернулся в Италию и поселился в клюнийском монастыре св. Бенедикта в Падолиронеблиз Падуи, где и скончался. AASS Jul.
VI. P. 319–337; Kalendarium Benedictinum: DieHeiligen und Seligen des Benediktinerorderns und seiner Zwiege / Hsg. Zimmermann A. M..Vol. 2. S. 500–501.213Этой позиции придерживался еще Дюканж (Сanonizare // Du Cange. Vol. 2. Col. 100b).Сегодня эту точку зрения разделяют многие ученые, такие как Роберт Бартлетт (Bartlett R.Why can the Dead. P.
57), Андре Воше (Vauchez A. La saintété en Occident. P. 25), ЭрикКемп (Kemp E.W. Canonization and authority in the Western church. Oxford-London, 1948. P.57-58), Томас Хед (Head Th. The Genesis of the Ordeal of relics by fire in ottonian Germany:an alternative form of canonization // Procès de canonisation au moyen âge. Aspects juridiqueset religieux.
Roma, 2004. P. 20). Как сам собой разумеющийся факт ее упоминает А.Я.Гуревич в говоря, что впервые канонизационное расследование было проведено в конце Xвека (Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры // Он же. Избранныетруды. Культура средневековой Европы. СПб., 2007. С. 88). Она приводится вбольшинстве справочных изданий, как зарубежных (Uhlirz K.
Ulrich, Bischof von Augsburg// Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 39. Leipzig, Duncker & Humblot, 1895. S. 220), так иотечественных (Парамонова М.А. Канонизация // Словарь средневековой культуры / П.ред. Гуревича А. 2-е изд., М., 2004. С. 209).69подлинности папских булл, изданных до 1050 года, буллу о канонизациисв. Ульриха большинство исследователей считает аутентичной 214. ГаральдЦиммерман, опубликовавший эту буллу в конце 1980-х годов, подытожилспоры предшествующих лет и выразил ставшее общепринятым средиисториков убеждение в подлинности этого документа, однако БернардШиммельпфенниг вскоре высказал несогласие с этой позицией, назвавсделанный в XV веке список буллы Иоанна XV «достоверной копиеймнимого оригинала» («getreue Kopie des vermeintlichen Originals»), снятой споддельного документа, созданного в XI веке 215 . Гюнтер Вольф такжевыражал сомнения в подлинности буллы, основывая свою критику наотличии использованных в ней формулировок от сложившейся впоследствииформы булл о канонизации; Эрнст-Дитер Хель же, вслед за Циммерманом,настаивает на подлинности данной буллы 216.Благодаря усилиям преемников Иоанна XV к концу первой четвертиXIII века сложилась устойчивая процедура канонизации217.
Как и другиесферы применения канонического права, она регламентировалась рядомнормативных документов, ключевым из которых, безусловно, являются«Декреталии» Григория IX (1227-1241), а именно XLV раздел третьей книги,посвященный реликвиям и почитанию святых218. Как известно, «Декреталии»представляют собой свод папских указов, а также постановлений папскихсоборов, которые ввели в юридическую практику некий новый принцип,214Goodich M. Miracles and Wonders: The Development of the Concept of Miracle, 11501350. (Church, Faith and Culture in the Medieval West). Aldershot, 2007.
P. 71.215Zimmermann H. Papsturkunden 896-1046. Bd. 1. Wien, 1988. S. 611; Schimmelpfennig B.Afra und Ulrich. Oder: Wie wird man heilig? // Zeitschrift des Historischen Vereins fürSchwaben. 1993. 86. S. 23—44.216Wolf G. Die Kanonisationsbulle von 993 für den Hl. Oudalrich von Augsburg undVergleichbares // Archiv für Diplomatik, Schriftgeschichte, Siegel- und Wappenkunde.
1944.№40. S. 85-104; Hehl E.-D. Lucia/Lucina - Die Echtheit von JL 3848. Zu den Anfängen derHeiligenverehrung Ulrichs von Augsburg // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters.Bd. 51. 1995. S. 195-211.217Подробнее о ее становлении см.: Яцык С.А. Формирование исключительного правапонтификов на канонизацию (993–1234) // Средние века. 2016. №77 (1-2). [В печати]218Decretales Gregorii IX. Pont. Max. Suis commentariis illustratae. Paris, 1561.
Col. 15221523.70сформировавший прецедент и превратившийся в норму права, которуювпоследствии стали переносить из документа в документ.Вназваннойглаве«Декреталий»содержатсядвадокумента,регламентирующих почитание святых: пятьдесят первое постановлениеМайнцского собора 813 г. о переносе реликвий 219 и бреве «Audivimus», скоторым в начале 1170-х гг. Александр III (1159-1181) обратился кшведскому королю Кнуту I Эрикссону220.
В историографии нет устоявшегосямнения относительно даты написания этого письма. В тексте указан толькодень и место написания; его датируют 1171, 1172 и 1181 годами, потому чтотолько в эти годы 6 июля Александр III находился в Тусколо221. Долгое времясчиталось, что это письмо является первым официальным заявлениемримского папы о своем исключительном праве на канонизацию, которое онне случайно впервые попытался применить именно на территории Швеции,государства, принявшего христианство относительно недавно.
Оспаривая этуточку зрения, Каттнер и Шлафке основывали свою аргументацию на том, чтовплоть до 1234 года в официальных источниках не говорится ничего о том,что один лишь римский понтифик наделен правом причислять к лику святых,и о том, что папские буллы о канонизации имеют больший вес, чем219Giraud J.J., Richard Ch. L. Bibliothèque sacrée ou Dictionnaire universel historique,dogmatique, canonique, géographique et chronologique des sciences ecclésiastiques. Vol. III.Paris, 1760. P.
887.220Впрочем, личности двух персонажей, упомянутых в письме, до сих пор остаютсяпредметом дискуссий между историками. В письме не указано полное имя короля, ккоторому обращается папа Александр III, он назван просто «королем К». И, хотя большаячасть исследователей сходится во мнении, что речь идет о Кнуте I Эрикссоне, некоторыеполагают, что адресатом письма был Коль Сверкерссон (См. Tunberg S. Erik den helige,Sveriges helgonkonung // Fornvännen. Meddelattden från K. Vitterhets Historie och AntikvitetsAkademien.
36. Stockholm, 1941. S. 257-278). Что касается человека, убитого в пьяномсостоянии, то вероятно, что это был предшественник Кнута король Эрик, которого в 1160году убил сам Кнут Эрикссон, чтобы захватить власть (См. Vauchez A. La saintété enOccident. P. 29.); однако существует ряд предположений, в соответствии с которымиобъектом культа, осужденного Александром III, был король Сверкер, убитый в 1156 году,или его сын Карл Сверкерссон, убитый девять лет спустя (См. Harrison D. Quod magnonobis fuit horrori...
P. 41).221Kemp E. W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints. P. 26.71епископские указания222. А Э. В. Кемп отметил, что, даже если несуществовало закона, признающего нелегитимной любую канонизацию,кроме папской, на самом деле притязания папы уже обретали черты нормы,которой придерживалась значительная часть епископата223.В письме говорится о том, что до Александра III дошел слух, что вШвеции распространился культ некого человека, убитого в пьяномбезобразии; понтифик предостерег Кнута и его подданных от почитанияпьяницы до разбора дела папской комиссией: нельзя превозносить даже тех,кто славится своими чудесами224.