Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 17
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Это письмо представляется чрезвычайнопоказательным по двум причинам. Во-первых, оно иллюстрирует отношениепапства конца XII века к институту канонизации и проблеме святости вцелом. На тот момент культ святых оставался для него маргинальнойобластью, котораярегулироваласьвсоответствиисобычаямибезвмешательства центральной церковной власти. Папа делегировал всеполномочия, связанные с «фильтрацией» культов, митрополиям и диоцезам ине испытывал потребности в законодательном закреплении своих прав наконтроль над канонизацией. Однако для того, чтобы напоминать о своейглавенствующей роли, понтифики изредка вмешивались в религиознуюжизнь разных областей католического мира.
Во-вторых, в этом письмевпервые проявляется позиция Святого Престола по отношению к критериям,которым должен соответствовать человек для того, чтобы быть признаннымсвятым. Начинает выстраиваться иерархия необходимых и достаточных для222Kuttner S. La réserve papale du droit de canonisation // Revue Historique de Droit Français etEtranger.
1938. №17. P. 172-228; Schlafke J. De competentia in causis sanctorum decernendi aprimis post Christum natum saeculis usque ad annum 1234. Roma, 1961. P. 150-153223Kemp E.W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints: The Alexander Prize Essay //Transactions of the Royal Historical Society. Fourth Series.
Vol. 27. 1945. P. 28.224«Cum etiam si signa et miracula per eum plurima fierent, non liceret vobis pro sancto absqueauctoritate Romanae ecclesiae eum publice venerari». Похожий запрет на перенесениемощей без разрешения папы мы встречаем в письме Бенедикта VIII чешскому князюБржетиславу I, который перевез в Прагу из Гнезно мощи святого Адальберта: «quod nulliliceat sine nostra permissione de loco ad locum sacrum transferre corpus». Die Chronik derBöhmen des Cosmas von Prag (Cosmae Pragensis Chronica Boemorum) // MGH. SS. rer. Germ.N.
S. Bd. 2. S. 9).72признания святости признаков. Папа ставит вопрос о том, может ли тот факт,что человек был убит, а не умер естественной смертью, стать единственнойпричинойдляегоканонизации, иотвечаетнанего, естественно,отрицательно.Однако, помимо этих двух текстов, на ход канонизационногорасследования и самой канонизации повлияло несколько других папскихрешений.Начиная с Евгения III (1145-1153), римские папы считают себя вправепринимать решение о канонизации, не созывая епископов, «одной тольковластью Римской Церкви, стоящей над всеми соборами» 225 , предпочитаямноголюдному собранию небольшой круг кардиналов. Таким образомЕвгений III в 1152 году причислил к лику святых Генриха II.
Климент IIIснабдил буллу о канонизации Стефана Тьерского, основателя орденагранмонтенсов, развернутым вступлением (которое он затем дословновоспроизвел в булле о канонизации ирландского святого Малахии),обосновывающим примат римской Церкви в том, что касается наставленияверующих в их поступках, исправления их ошибок и решения спорныхвопросов.
Кроме того, он как бы вскользь упоминает нерушимость принятыхпапой решений 226 . В этом тексте присутствует – пусть пока толькоэксплицитно – и идея о наличии у папы прерогативы решать, кто свят, а кто –нет.225Auctoritate tamen Sanctae Romanae Ecclesiae quae omnium conciliorum firmamentum est.PL. 180. Col. 1118.226Ideo sacrosanctam Romanam Ecclesiam Redemptor noster caput omnium esse voluit etmagistram, ut ad eius dispositionem et nutum, divina gratia praeeunte, quae ubicunque afidelibus gerenda sunt ordinentur, et errata in melius corrigantur, et ad eius consilium inambiguis recurratur; quod ipsa statuerit nemini, quantumcunque de suis meritis glorietur, liceatimmutare.
Ne, si forte promiscua daretur universis licentia, quaecunque sibi secundumvoluntatem propriam occurrerent, perpetrandi confusa libertas, cum secundum personarumdiversitatem vota dissentiant, in aliorum aliquando scandalum, sine iusti discretione libraminis,commendanda supprimeret, et minus digna laudibus immeritis celebraret. AASS Febr. II.
P.204. – О рецепции этого текста см.: Krafft O. Papsturkunde und Heiligsprechung. Diepäpstlichen Kanonisationen vom Mittelalter bis zur Reformation. Köln, Weimar, Wien, 2005. S.164-165.73Целестин IIIтакжепровелнесколькосимволическизначимыхканонизаций, подготовивших почву для законодательного закрепленияисключительности папского права создавать новые культы святых. Так,внимания заслуживает канонизация Бернварда Хильдесхаймского (ум. 1023),проведенная в 1192 году – несмотря на то, что его мощи были торжественноперенесены вскоре после смерти, что как бы санкционировало зарождениекульта, Целестин счел необходимым еще раз провести расследование и ещераз объявить Бернварда святым, уже официально и в масштабе всегокатолического мира227.
Целестину не в первый раз довелось иметь дело спереносом мощей – еще будучи папским легатом Джачинто Бобоне, во времямиссии в Испанию, он провел расследование, чтобы удостовериться ваутентичности мощей трех мучеников (Клавдия Леонского, Виктора иЛуперкия), которые папа Александр III повелел перезахоронить по просьбекороля Фердинанда II228.Деятельность Джачинто Бобоне, будущего папы Целестина III, вкачестве легата заслуживает особенного внимания.
В сентябре 1172 года вГалисии он изучал житие святого Росендо, епископа Мондоньедо; жизньпоследнего показалась ему столь добродетельной, что властью, данной емупапой, он организовал перенос мощей Росендо (которого впоследствии, 7октября 1195 года, уже заняв престол святого Петра, канонизировал), то есть,в сущности, санкционировал его почитание 229 .
Свидетельств о том, чтоДжачинто просил на это разрешения у Александра III, в письмах последнегоне сохранилось. Этот прецедент лег в основу зафиксированной БенедиктомXIV нормы, в соответствии с которой папские легаты в праве проводить227Historia canonizationis et translationis S. Bernwardi episcopi // AASS Oct. IX. P. 1024—1034.228AA SS Oct.
XIII. P. 290-292. О нем: Krafft O. Papsturkunde und Heiligsprechung. S. 204208; Wetzstein T. Heilige vor Gericht. S. 205-221.229Herbers K. Le dossier de saint Rosendus de Celanova. Structure, évolution, réécriture etinfluence papale // Miracles, vies, et réécritures dans l'occident médiéval. Actes de l'Atelier «Laréécriture des Miracles» et SHG X-XII: dossiers des saints de Metz et Laon et de saint Saturninde Toulose / Sous la dirrection de Monique Goullet et Martin Heinzelmann. (Beihefte derFrancia, Bd. 65). Paris, 2006.
S.109-113.74беатификацию, но не канонизацию230. Однако, как показывает пример АнноКёльнского, в XII веке не существовало устойчивых представлений ополномочиях легатов: когда в 1183 году два папских легата попыталисьорганизовать торжественный перенос мощей Анно Кёльнского, местныеклирики усомнились в оправданности этого мероприятия, поэтому легатампришлось запросить одобряющее эту translatio письмо из Рима231.Кроме того, в 1197 году буллой Sicut fialae aureae 232 Целестинканонизировал Геральда Аквитанского, бенедиктинца и основателя аббатстваСов-Мажёр, культ которого тоже существовал с самой его смерти в1095 году.
Этими действиями Климент III и Целестин III подчеркивализначимость одобрения культов Курией и ставили под сомнение легитимностьместных культов, даже созданных усилиями представителями локальнойцерковной элиты.Объектами первых папских канонизаций были преимущественноклирики, с X века до 1197 года святыми было объявлено всего пять мирян,каждый из которых имел знатное происхождение: Стефан Венгерский(канонизированГригорием VII(канонизированЕвгением IIIвв10831146году),императоргоду),ЭдуардГенрих IIИсповедник(канонизирован Александром III в 1161 году), Карл Великий (канонизированантипапой Пасхалием III в 1165 году; впрочем, как и все остальные решенияПасхалия, эта канонизация была аннулирована решением III Латеранского230Benedictus XIV. De servorum dei beatificatione et beatorum canonizatione.
T. 1. Venetiis,1764. P. 84 (Lib. I, cap. XX, 19).Об этом документе и его формировании см.: Saccenti R. La lunga genesi dell’opera sullecanonizzazioni // Le fatiche di Benedetto XIV. Saggi Sulla trattatistica di Papa Lambertini, acura di M. T. Fattori. Roma, 2011.
P. 57-101; Saccenti R. Il De Servorum Dei beatificatione etBeatorum canonizatione di Prospero Lambertini, papa Benedetto XIV : materiali per una ricerca// Le fatiche di Benedetto XIV. Saggi Sulla trattatistica di Papa Lambertini / A cura di M. T.Fattori. Roma, 2011. P. 139-170.231Translatio S. Annonis archiepiscopi // MGH. SS. Bd. XI. S. 515. Анализ этого эпизода см.в: Kemp E. W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints. P.
24-25.232AASS Apr. I. P. 407.75собора) и герцог Шлезвига Кнуд Лавард (канонизирован Александром III в1169 году)233.ПреемникЦелестина IIIИннокентий III (1198-1216)совершилнастоящую революцию в папской канонизационной политике: 12 января1199 года буллой Quia pietas, обращенной к universo clero et popoloCremonensi234, он объявил святым Гомобона Кремонского (ОмобоноТученги), женатого ростовщика, ставшего первым незнатным мирянином,выходцем из popolo, которого причислили к лику святых. В этой буллевпервые были названы критерии святости, необходимые для того, чтобычеловек стал объектом литургического культа: virtus morum и virtus signorum.Для канонизации были необходимы оба названных качества, по отдельностиже ни одно из них Иннокентий III не считал достаточным (ad id nec opera233Проблеме соотношения власти и святости посвящено немало исследований, самоемонументальное из которых, пожалуй, принадлежит перу Роберта Фольца.
Егомонография «Святые короли средневекового Запада» посвящена культам 28 правителей,почитавшихся между 516 (Сигизмунд, король бургундов) и 1297 (Людовик Святой)годами. Фольц описывает постепенный переход от образа короля-мученика,пострадавшего за свой народ, к образу мудрого и добродетельного правителя,почитаемого за праведность.
Примечательно, что он исследует не только одобренныепапством культы, но и, например, казус Кнута Эриксона, упомянутый выше. См.: Folz R.Les saints rois du Moyen Age en Occident, VI-XIIIe siècles. Bruxelles, 1984. Также о святыхправителях см.: Graus F. La sanctification du souverain dans l'Europe centrale de X et XIsiècles // Hagiographie, culture et sociétés. P., 1981. P. 559-572; Vauchez A. La saintété enOccident. P. 204-215; Парамонова М.Ю. Генеалогия святого: мотивы религиознойлегитимации правящей династии в ранней святовацлавской агиографии // Одиссей.Человек в истории.
1996. М., 1996. С. 178-204; Она же. Миф о сакральном роде вборисоглебских житиях: святость как избранность и биологическая данность // Одиссей.Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 30-48; Она же. Святые правители ЛатинскойЕвропы и Древней Руси. М., 2003; Она же. Семейный конфликт и братоубийство ввацлавской агиографии: две агиографические модели святости и мученичества правителя// Одиссей.