Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образованияНАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»Факультет гуманитарных наукШкола исторических наукНа правах рукописиЯцык Светлана АлександровнаПредставления о святости в официальной католической мысли второйполовины XIII векаСпециальность07.00.03 — всеобщая история (средние века)Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наукНаучный руководитель:доктор исторических наук, профессорМихаил Анатольевич БойцовМосква2016ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................4§1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................7§2.
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................................................................12§2.1. Протоколы канонизационных процессов................................................................................12§2.2. «Лекции на пять книг декреталий» Генриха Сузанского (Остийца).......................21§2.3. Вероучительные суммы Иоанна Уэльского...........................................................................28§3. ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИИ...........................................................................................................................36§3.1.
От историй о святых к истории святости.........................................................................36§3.2. Введение в каноническое право....................................................................................................59§3.3. Наследие Иоанна Уэльского..........................................................................................................64ГЛАВА 1. СВЯТОСТЬ ДО КАНОНИЗАЦИИ: ЗНАКИ СВЯТОСТИ...............................67§1.1. ПРОЦЕДУРА ПАПСКОЙ КАНОНИЗАЦИИ: НОРМЫ ПРАВА...........................................................67§1.3. СПОРЫ О ВОЗМОЖНОСТИ ОШИБКИ ПРИ КАНОНИЗАЦИИ..........................................................80§1.3. СПОСОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБКИ ПРИ КАНОНИЗАЦИИ...................................................................86§1.3.1.
«Дидактические» способы..........................................................................................................86§1.3.2. «Юридические» способы..............................................................................................................87§1.4. ХОД КАНОНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА...........................................................................................90ВЫВОДЫ.............................................................................................................................................................113ГЛАВА 2. СВЯТОСТЬ ПОСЛЕ КАНОНИЗАЦИИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗАСВЯТОГО.........................................................................................................................................................117§2.1. ЛИТУРГИЯ КАНОНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИИ ОБРАЗА СВЯТОГО..............117§2.2.
СТАНИСЛАВ КРАКОВСКИЙ: ОБРАЗ СВЯТОГО КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА...........125§2.3. ПОСМЕРТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЛЮДОВИКА СВЯТОГО...................................132§2.4. ФОМА АКВИНСКИЙ: ФИЛОСОФ ИЛИ СВЯТОЙ............................................................................137ВЫВОДЫ.............................................................................................................................................................141ГЛАВА 3.
МУДРОСТЬ СВЯТЫХ И СВЯТОСТЬ ФИЛОСОФОВ..................................144§3.1. БИОГРАФИЯ ИОАННА УЭЛЬСКОГО................................................................................................145§3.2. «ЯЗЫЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» В СОЧИНЕНИЯХ ИОАННА УЭЛЬСКОГО....................................147§3.3. ДОСТУП К ЗНАНИЮ КАК ЗНАК СВЯТОСТИ...................................................................................161ВЫВОДЫ.............................................................................................................................................................166ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................168СОКРАЩЕНИЯ................................................................................................................................173СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................1751.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..............................................................................................................................17521.1. Рукописные материалы...................................................................................................................1751.2. Опубликованные источники..........................................................................................................1752. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................................................................177ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................200ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СПИСОК КАНОНИЗИРОВАННЫХ МЕЖДУ 1250 И 1297 ГГ. СВЯТЫХ.............200ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕВОД ТРАКТАТА ИОАННА УЭЛЬСКОГО «КРАТКАЯ БЕСЕДА О МУДРОСТИИЛИ ФИЛОСОФИИ СВЯТЫХ»........................................................................................................................................2013ВведениеКульт святых стал значимой частью христианской культуры в эпохупоздней античности1. В первые века христианства абсолютное большинствосвятых составляли мученики, поэтому было нетрудно определить, свят линовый умерший: мученическая кончина за веру была убедительнымаргументом, который легко было проверить, и который не требовалдополнительныхподтверждений.Крометого,культмучениковпозаимствовал немало черт у античного культа героев, таких жеидеализированных умерших2.
На смену мученикам на рубеже IV и V вековпришли исповедники, религиозные подвижники 3 ; сначала, когда ониборолись с еретиками, схизматиками или императорами-арианами, ихсвятость тоже можно было установить без труда. Постепенно святымиисповедниками стали считать тех, кто накладывал на себя разнообразныеобеты в качестве добровольного мученичества из любви к Христу4. Поначалув житиях таких святых подчеркивалось именно «мученичество аскезы»5, акончина – даже безболезненная смерть от старости – по возможностиуподоблялась мученической, в красках описывались все симптомы дажесамых незначительных заболеваний. Если мученики в некоторой степениподражали Христу, святые V и последующих веков начали отчастиподражать модели мученической святости.Однако постепенно к христианам пришло понимание того, чтоисповедники – это новый, самостоятельный тип святых, который должен1Браун П.
Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.Pfister F. Der Reliquienkult im Altertum. 2 Bd. Giessen, 1909-1912.3Leclercq H. Confessor // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie / Ed. par F.Cabrol, H. Leclercq, H. I. Marrou.
Vol. 3, Pt. 2. P., 1910. P. 2508-2515.4Molinari P. Saints and miracles. The Miraculous in Causes of Beatification and Canonization //The way. 1978. Vol. 18. №4. P. 290.5Исследованию этого явления на примере св. Радегонды посвящена статья ЭтьенаДеларюэля - cм.: Delarouelle E.
Sainte Radegonde, son type de sainteté et la chrétienté de sontemps // Etudes mérovingiennes. Poitiers, 1953. P. 65-74.24описываться в иной системе координат с акцентами на других качествах6.Именно в этот момент впервые возникла проблема определения критериевсвятости, которой отчасти посвящена первая глава настоящего исследования.Вслед за исповедниками-миссионерами в эпоху раннего средневековья(особенно в переферийных районах Европы, христианизация которых тольконачиналась) появился еще один тип святых, святые правители 7 . Ихпочитание, во многом обусловленное дохристианскими представлениями обособой властной харизме, тоже воспринималось как нечто очевидное и нетребовало обоснования.Однако в конце XII – начале XIII века положение изменилось.
В этовремя в средневековом обществе происходят масштабные философские,теологическиеисоциально-политическиеперемены.Вихчислепредставляется особенно важным отметить рост значения и влиянияримского права, который начался еще в XII веке8, а также усиление папскойвласти. В этот период папы организовывали крестовые походы; в тесномвзаимодействии с папством зарождались и развивались нищенствующиеордены; была создана инквизиция; возникавшие университеты стремилисьполучить учредительные хартии из Рима; папский двор стал одним из6Но к какому периоду жизни святого, к какой стороне его личности должны былиотносится эти качества? Что нужно было подвергать оценке? Жизни мучеников попонятным причинам уделялось относительно мало внимания и в их житиях, и вмартирологах, и в канонизационных процессах: повествование сосредотачивалось натрагической кончине.
В случае с исповедниками образ жизни постепенно приобретаетзначение. Внимание на нем заостряется по двум причинам: во-первых, что абсолютноочевидно, если человека считают святым не за то, что он отдал свою жизнь за веру,значит, он удостоился почитания за что-то, что сделал при жизни. Во-вторых, акцент направедности и набожности святых вписывался в церковную политику «подчинения»культов. И, хотя идея о том, что святые должны выступать примерами для подражания,стала общепризнанной только в XIV в. благодаря активной деятельности нищенствующихорденов, Римская курия и до этого старалась воспитывать паству, предлагая ей достойныеобразцы религиозности.7Об этом см., например, Парамонова М.Ю.
Святые правители Латинской Европы иДревней Руси. М., 2003; Она же. Генеалогия святого: мотивы религиозной легитимацииправящей династии в ранней святовацлавской агиографии // Одиссей. Человек в истории.1996. М., 1996. С. 178-2048d’Avray D. L. Medieval Religious Rationalities: a Weberian Analysis. Cambridge, 2010.P. 131.5важнейших культурных и политических центров Европы. Деятельностьпонтификовспособствоваланетолькозначительномурасширениюпрерогатив папского престола в Церкви, но и увеличению его власти надместными епархиями и даже влияния на светских правителей. Именно в этотпериод развивается концепция папского примата и формируется теорияпапской монархии.