Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 48
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 48 страницы из PDF
Щеглова.220отказал своим гостям в закладе. А христианина даже сторонние называютверным. Спорить ли мне о человечности? Аристотель друга своего Гермиялишил места гнусным образом, а христианин не наносит вреда даже врагусвоему. Тот же Аристотель гнусно льстил Александру, которым он долженбыл бы управлять, а Платон продал себя Дионисию ради желудка.[Тертуллиан] перечисляет и других. Сказанным он стремится показатьпревосходство верных и совершенство верующих во Христа передязыческими философами. «Быть может, кто-то возразит нам, чтонекоторые и из наших отпадают от правильного учения», то есть грешат исовершают злодеяния.
«Поэтому мы перестаем считать их христианами, авышеупомянутые философы, несмотря на такие свои дела, продолжают иносить то же имя, и почитаться за свою мудрость», то есть, он говорит,что согрешившие христиане очень долго пребывают в бесчестии, апродолжающие грешить философы почитаемы и живут во славе. И далее онмного еще хорошо об этом написал.Итак, из сказанного понятно, каким образом совершенства, которыедля философов оставались в тени (то есть ненависть к порокам, презрение кмиру, укрощение внутренних страстей и так далее – все те, которые яперечислил в предыдущем трактате), привели христиан к истине.
Они самибыли и остаются исполненными Святого Духа, который удаляется отлукавства (Прем. 1:5). После сравнения [очевидным стало] и превосходствобожественных философов над мирскими, о чем пишет Августин в 41 главевосемнадцатой книги трактата «О граде Божьем»): «почему Анаксагор,который говорил, что солнце есть горящий камень, и отрицал, что оно —бог, был обвинен, когда в том же самом городе пользовался славой и жил вполной безопасности Эпикур, не только не веривший тому, чтобы солнцеили какая-либо из звезд были богами, но даже утверждавший, что в миревообще не существует ни Юпитера, ни кого-либо из богов»608, «а Аристипп,608Перевод С.С.
Неретиной.221полагавший высшее благо в чувственном удовольствии, а Антисфен,утверждавший, что блаженным человек бывает доблестью духа». Далее онвысказывает суждения о многих других философах, о которых былорассказано. «Тот град, то государство, те израильтяне, которым быловверено слово Божие, с таким произволом не смешивали лжепророков систинными пророками». И затем: «Пророки были для них и философами, т.е. любителями мудрости, и мудрецами, богословами, и пророками, иучителями добродетели и благочестия. Кто мыслил и жил согласно с ними,мыслил и жил не по человеку, а по Богу, Который через них говорил», видел иведал. «Если у них запрещено святотатство, его запретил Бог.
Если былосказано: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12), то этозаповедал Бог» и так далее. Если Иисус Христос заповедал и прочее в том жероде, «то изречено это было не человеческими, а божественными устами».Так [Августин пишет] об этом.Так проявляется превосходство божественной философии над мирской,также — и совершенство божественной мудрости по отношению к мудростичеловеческой. Поэтому бесовская, земная и душевная мудрость должна бытьизгнана, а человеческой нужно управлять и направлять ее.
Божественная жемудрость не ищет и не стяжает ничего, [кроме того, чтобы] приуготовлятьдрузей Божиих и пророков (Прем. 7:27). И достаточно об этом.222.