Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 18

PDF-файл Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 18 История (42064): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века) - PDF, страница 18 (42064) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 18 страницы из PDF

Человек в истории. 2001. М., 2001. С. 104-139; Она же. Центральная Европанакануне 1000 года: святой в политической игре центральноевропейских правителей //Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998. С. 47-70.234Тогда как, например, Бонифаций VIII в булле о канонизации Людовика IX обращалсяне только к французскому епископату и клиру, но и ко всему христианскому миру:Venerabilis fratribus universis archiepiscopis et episcopis, exemptis et non exemptis, per regnumFranciae constitutis, salutem et apostolicam benedictionem (Cherubini. Vol. IV.

P. 446).76sufficiunt sola nec signa, sed cum illis precedentibus ista succedunt, verum nobisprebent indicium sanctitas) 235.Чтобы войти в сонм святых, канонизируемый персонаж должен былвести добродетельнейшую жизнь и посмертно творить чудеса. Еще доИннокентия III папство придерживалось идеи о том, что способность творитьчудесаявляетсянеобходимымусловиемдляканонизации.Так,Урбан II (1088-1099) отказал в канонизации Урлу из Кемперле, мотивируяэто тем, что не сохранилось свидетельств очевидцев, способных подтвердить,что Урлу творил чудеса236. Иннокентий III, отметивший значимость однихтолько посмертных чудес, проявил известный скептицизм по отношению кстоль значимым для мирян и так ярко обычно описываемым в агиографиичудесам прижизненным.

Для него очевидной была причинно-следственнаясвязь между праведной жизнью и чудотворными способностями мощей, спомощью которых Господь награждает или отмечает своих избранников.Чудеса – это живое, зримое свидетельство святости, результат «действия»той virtus, которой святой наделен от Бога237. Эта virtus способна переходитькак на мощи святого после его смерти, так и на другие связанные с нимреликвии: на предметы, которыми он пользовался, или даже на предметы,просто соприкоснувшиеся с ним самим или с его могилой (так, довольнораспространенным типом реликвии были кусочки ткани, побывавшие намогилах святых – brandea)238.235Quia pietas // Die Register Innocenz’ III / Bearbeitet von Othmar Hageneder und AntonHaidacher.

Bd. I. 1. Pontifikatsjahr, 1198/99. Graz-Köln, 1964. (Publikationen der Abteilung fürhistorische Studien des Österreichischen Kulturinstituts in Rom). №528 (530). S. 762.236Non enim sanctorum quisque debet canonibus admisceri, nisi et testes adsint, qui eiusmiracula visa suis oculis attestentur, et plenarie sinodi communi firmetur assensu (AASS O.S.B.Saeculum VI, pars 2.

P. 109).237См. надпись на гробнице Мартина Турского : «Здесь покоится святой памяти епископМартин, чья душа в руце Божией, но сам он целиком здесь присутствует, явленный вовсяческих чудесах». Цит. по: Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинскомхристианстве. М., 2004. С. 14.238О распространении чудотворной силы см., например, Bozoky E. La politique des reliquesde Constantin à Saint Louis.

P., 2006. P. 23-24, 256-257; Herrmann–Mascard N. Les reliquesdes saints. Formation coutumière d'un droit. P., 1975. P. 45-49; Sigal P.-A. L'homme et lemiracle dans la France médiévale (XI-XII siècle). P., 1985. P. 40-60.77Формулу «virtus morum et virtus signorum» Иннокентий III воспроизвелв буллах о канонизации Гильберта Семпрингеймского 239 и КунигундыЛюксембургской240; затем ее использовал Григорий IX в булле о канонизацииФранциска Ассизского241, после чего она окончательно превратилась в нормуканонического права.Помимостремленияпридатьнекуюформальнуюстрогостьопределению святости, Иннокентий III пытался также установить правовуюобязательность папского участия в канонизации.

Так, в булле о канонизацииКунигунды Люксембургской от 1200 года он пишет, что «судить [о том, святли умерший праведник] может только тот, кто является наследником Петра инаместником Христа» 242 . В этой булле Иннокентий впервые говорит обисключительном праве папы на канонизацию как о части его plenitudopotestatis.Именно при Иннокентии в сборники декреталий впервые быловключено бреве «Audivimus» 243 .

Следующим документом, привнесшимсущественные изменения в доктрину канонизации, стали решения IVЛатеранского собора 1215 года. Вскоре после завершения собора они быливключены в «Четвертый свод», Compilatio quarta244, вместе с декреталиями239Протокол процесса канонизации Гильберта Семпрингеймского сохранился полностью.Это самый древний из дошедших до наших дней протоколов – о предшествующихканонизациях мы можем судить почти только по буллам.

Материалы этого процессаопубликованы: см.: Foreville R. Un procès de canonisation à l’aube du XIIIe siècle (12011202) : le Livre de saint Gilbert de Sempringham. P., 1943. Из более ранних документовчастично сохранился только протокол процесса канонизации Гальгано из Кьюздино,который также опубликован: см.: Der Einsiedler Galgan von Chiusdino und die Anfänge vonS. Galgano // QFIAB. Bd. 17.

1914-1924. P. 61-77.240AASS Mar. I. P. 280.241Cherubini. Vol. 1. P. 98-99.242AASS Mar. I. P. 280.243Pennington K. A Decretal Collections: 1190-1234 // The History of Canon Law in theClassical Period, 1140-1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX / Ed. byW. Hartmann, K.

Pennington. Washington, 2008. P. 293-317.244Известно пять сводов папских указов, Quinque compilationes antiquae,предшествовавших «Декреталиям» Григория IX. Compilatio prima была составленаБернардом Павийским в 1191 году. Это наиболее влиятельная из всех компиляций - всепоследующие подражали принципам организации материала, которые в ней впервые быливведены, вплоть до Liber sextus Бонифация VIII. Некий Иоанн Уэльский, тезка78Иннокентия III, записанными около 1215 года; за редким исключением этитексты впоследствии перешли в «Декреталии» Григория IX.

В 62 каноне IVЛатеранского собора дословно воспроизведено постановление Майнцскогособора 813 года «Cum ex eo», которое требует обязательной санкциипринцепса (princeps) на почитание «вновь обретенных» мощей (de novoinventas) 245 . Различие, немаловажное, заключается в том, что на моментпринятия постановления под «принцепсом» подразумевался светскийвластитель, император, а теперь – римский понтифик. Разумеется, этопостановление не касается канонизации напрямую, но, очевидно, что, еслипапа получил право одобрять и запрещать почитание реликвий ужепризнанных святых, то его контроль тем более распространится наформирование новых культов246.В первой четверти XIII века процедура папской канонизацииприобретает все более ясные черты, а к его концу оформляется окончательно.На 1230-е годы приходятся последние зафиксированные случаи епископскойканонизации без участия римского понтифика.

По большей части онипроисходили в отдаленных уголках христианского мира, до которых сзапозданием доходили неписанные церковные нормы: так, в 1229 году вНорвегииНидаросскийсоборпризналсвятымепископаЭйстейнаЕрлендссона 247 . Последней епископской канонизацией принято считатьфранцисканского проповедника и собирателя exempla, жившего во второй половине XIIIвека, около 1212 года написал Compilatio secunda, чтобы собрать материал, не вошедшийни в compilatio prima, ни в то, что мы называем compilatio tertia, которая была собранаПетром Беневентским и содержит исключительно декреталии Иннокентия III за первые 12лет его понтификата.

Compilatio quarta составил Иоанн Тевтонский в 1216 году, включивтуда большинство решений IV Латеранского собора и декреталии Иннокентия III, невошедшие в compilatio tertia. Compilatio quinta же составил Танкред Болонский в1226 году по заказу папы Гонория III. Все эти тексты легли в основу сборника РаймунаПеньяфортского, известного под названием «Декреталии» Григория IX. См.: L'âgeclassique 1140-1378. Sources et théories du droit. P., 1965.

P. 228-232.245Inventas autem de novo nemo publice venerari praesumat, nisi prius auctoritate Romanipontificis fuerit approbatae. (Цит. по: Les conciles oecuméniques. T. II-1: De Nicée à Latran IV/ ed. G. Albergio. P., 1994. P. 560).246Подробнее об этом см. Herrmann–Mascard N. Les reliques des saints. Formationcoutumière d'un droit. P., 1975. P. 100-101.247Bagge S. Mennesket i middelalderens Norge.

Oslo, 2005. S. 105-106.79случай, когда в 1236 году епископ Рудгер из Пассау объявил святым аббатаБертольда Гарстенского 248 . Однако этот случай исключителен, посколькуепископ Рудгер был пламенным сподвижником Фридриха II и настольковраждебно вел себя по отношению к Риму, что в 1250 году был смещенИннокентием IV с епископской кафедры249.В 1234 году бреве «Audivimus» было включено в «Декреталии»Григория IX, в связи с этим можно утверждать, что исключительное праворимских пап на канонизацию окончательно утвердил именно Григорий IX, ане Александр III, который, скорее всего, даже не думал о том, что создаетнекую норму права250.

С этого момента ни одна епископская канонизация немоглабытьоправдананезнаниемнеписаннойнормы,посколькуисключительное право папы на канонизацию было, наконец, зафиксированов церковном праве.§1.3. Споры о возможности ошибки при канонизацииПапа, бренный человек, наделенный, однако, «божественной властью»(divina potestas) и особой святостью251, закрепил за собой право судить, ктодостоин причисления к лику святых. Однако во время подготовки кторжественному объявлению об утверждении культа нового святого папа все248Ardelt R. Beitrag zur Geschichte des Stiftsarchivs Garsten // JOM. № 125. 1980. S. 109-118.Vauchez A.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее