Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Одним из первых ученых, уделивших много внимания этойпроблеме, стал Авиад Кляйнберг, посвятивший проблеме «распознания»святых статью «Доказательство святости: отбор и выявление святых всредние века»181.§3.2. Введение в каноническое правоОтдельный пласт литературы, с которой мы ознакомились в ходеработы, составляют исследования по каноническому и декретальному праву.Необходимо различать церковное (jus ecclesiasticum) и каноническое182 (jus179Но некоторые шаги в этом направлении предпринимаются. Габор Кланицай, например,сравнивая повествования об исцелении и наказании, обнаружил у этих жанров множествообщих черт. Кланицай Г. Структура повествований о наказании и исцелении.Сопоставление чудес и maleficia // Одиссей.
Человек в истории. 1998. М., 1999. С.118-133.180Обычно, если этому вопросу и уделяют внимание, ограничиваются утверждением, чтосвятого стали почитать, потому что он «соответствовал францисканскому идеалусвятости», «соответствовал представлениям о святости».181Kleinberg A. M. Proving Sanctity: Selection and Authentication of Saints in the Later MiddleAges // Viator. 1989. Vol.
20. P. 183-205.182Его название происходит от греческого слова «κανων», которое ранее обозначалоинструмент для проведения прямых линий, а позднее стало применяться в значенииобразца, правила. В церковном лексиконе слово «канон» также имеет несколько значений:так называют и перечень священных книг, и список клириков, и особый литургическийжанр. Предметом канонического права являются каноны в смысле дисциплинарныхпостановлений, правил апостольских, соборных, и святоотеческих (в отличие от δόγµατα,59canonicum)право.Каноническоеправоявляется«церковнымпопроисхождению, однако не исключительно церковным по содержанию»183, тоесть правовые нормы, которые относятся к каноническому праву, касаютсяне только церковных, но и светских правовых отношений, входящих вюрисдикцию Церкви.
К нему относится любой законодательный акт,исходящий от церковного иерарха, вне зависимости от того, касается онцерковных или гражданских дел. А предметом церковного права являютсяправовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от ихпроисхождения: будь то каноны, изданные папой или другими церковнымилицами, или законы, изданные светской властью184.Подобная классификация, однако, присуща исключительно западнымканонистам, потому что в православной традиции право, церковное попроисхождению, всегда оставалось церковным и по содержанию своих норм.При этом православная Церковь не чинила препятствий вмешательствусветского, мирского законодательства в церковное право (при условииследования основным положениям последнего).
Об этом свидетельствует тотфакт, что практические сборники источников церковного права называлисьномоканонами (Νοµοκανών) и содержали в себе как церковные правила, так иимператорские указы, регламентирующие устройство Церкви185.Имеет место и хронологическое различие между содержанием этихтерминов: понятие «каноническое право» в специальной литературе, какправило, употребляют применительно к XII-XVI векам, тогда как термином«церковное право» описывается более раннее законодательство186.догматических соборных определений, и νόµος, светских законов). Павлов А. С.
Курсцерковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 7.183Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозномуобразованию в Русской Православной церкви, 1994. С. 13.184Суворов Н.С. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. С. 5.185Павлов А.С. Ук. соч. С. 8-9.186Казбекова Е.В. Отзыв на автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора исторических наук Митрофанова Андрея Юрьевича «Кодификацияканоническогоправавпериодраннегосредневековья(IV-XIвв.)».http://www.bogoslov.ru/text/2269093.html60Поскольку каноническое право – область, требующая специальнойподготовки, исследователей, которые к ней прикасались, можно условноразделить на две группы: на специалистов-практиков и на историков.
Самаякрупная школа изучения канонистики в конце XIX – начале XX вв.существовала в Германии и Австрии 187 . Большое внимание в немецкойисториографии традиционно уделяется проблемам рецепции каноническогоправаиеговзаимодействияслокальнымцерковнымправом.Принадлежащий к немецкой школе Вальтер Хольцман, наряду со ШтефаномГеоргом Кутнером, считается основоположником изучения декретальногоправа188.Кутнер сделал очень большой вклад в изучение канонического права.Его судьба заслуживает внимания: он родился в протестантской еврейскойсемье в Германии; будучи студентом, изучал уголовное право, но, приняв ввозрасте 25 лет католицизм, заинтересовался каноническим.
Однако он неуспел защитить диссертацию в Германии, поскольку к власти пришлинационал-социалисты, и ему пришлось эмигрировать в Италию, а посленачала гонений на евреев и там – в США. В 1955 г. в Вашингтоне Кутнерсоздал Институт средневекового канонического права189, который, помимоисследовательской деятельности, занимается собиранием и публикациейдокументов, относящихся к церковному и каноническому праву. Во многомблагодаря деятельности Куттнера, в США сформировалась своя школаизучения канонического права.
Среди ее особенностей следует отметить тотфакт, что, если англичане и немцы предпочитают детально изучать187Из ее представителей следует отметить таких серьезных исследователей, как Й. Юнкер,Э. Зекель, Ф. Гильманн, Х. Зингер, К. Хамп, Э.М. Майерс, Э. Якоб и Ф. Штемюллер.188Казбекова Е.В. Эволюция взглядов на развитие декретального права в историографииконца XIX – начала XXI вв. [Часть 2] // Кентавр / Centaurus. Studia classica et mediaevalia.2006. №3.
М., 2006. С. 176.189В 1964 году институт переехал в Йель, в 1970 – в Беркли, а в 1991 г. – в Мюнхен, где онрасполагается по сей день и с 1996 г. носит имя своего основателя.61конкретные источники, то американцы на первое место ставят историюправовых идей и концепций190.Лично Кутнер уделял особое внимание той части церковногозаконодательства, которая касается канонизации.
Он посвятил этой проблеместатью191, в которой доказывает, что до 1234 года исключительное правопапы на канонизацию не было зафиксировано в официальных источниках,однако папские буллы, возвещающие создание чьего-либо культа, имелибольший вес, чем епископские указания о том же.Но вернемся к тенденциям в канонистике. Поскольку эта наука тесносвязанасЦерковью,неудивительно,чтовнейсуществуютконфессиональные направления: выделяются католическая канонистика192,восходящаякТридентскомусобору(ипретерпевшаянекоторыеконцептуальные изменения после Второго Ватиканского собора (1962-1965)),и протестантская, восходящая к трудам Фридриха Карла фон Савиньи193 итак называемой Исторической школе права.О православном направлении в канонистике говорить не приходится.
ВРоссии западное декретальное право стало объектом внимания ученых вконцеXIXвека.Историки-канонисты,такиекакП.К. Соколов,П.С. Бердников, Н.С. Суворов и А.С. Павлов опирались на достижениязападных исследователей, изредка полемизируя с их концепциями, но вцелом оставаясь в русле европейской историографии.190Это присуще, например, Стенли Чодороу, Гарольду Берману, Джеймсу. А. Брандаджуи Кеннету Пеннингтону.191Kuttner S. La réserve papale du droit de canonisation // Revue Historique de Droit Français etEtranger.
1938. №17. P. 172-228.192В числе ее представителей – такие исследователи, как Фридрих Маасен, профессоркатолического Лувенского университета Алоис Ван Хове, кардинал Альфонс-МарияШтиклер, кардинал Петер Эрдё. Подача материала в их работах последовательноподчинена задаче доказательства концепции папского примата, в частностивозникновения учения о папском примате в период ранней Церкви и реальности папскогопримата уже в поздней античности и раннем средневековье.193В сочинении «Истории римского права в средние века» (Geschichte des römischenRechts im Mittelalter) Савиньи, конечно, не рассматривал развитие канонистики, однакоотметил черты преемственности канонического права по отношению к римскому.62Что касается современного отечественного научного сообщества (как иисториографии советского периода), интерес к истории канонического правав нем чрезвычайно слаб, хотя источники, являющиеся продуктом этогоправа, некоторые исследователи используют.
За последние двадцать лет нарусском языке вышло крайне мало работ, посвященных проблемамканонического права, причем это относится не только к самостоятельнымисследованиям русских ученых, но и к переводным работам. По мнениюЕ.В. Казбековой, лучшим изложением истории канонического права насегодняшний день остается соответствующий раздел книги Дж.
Бермана«Западная традиция права: эпоха формирования» (М., 1993)194, переведеннойна русский язык более двадцати лет назад, а в США появившейся в 1983 г.Работы самой Е.В. Казбековой, безусловно, заслуживают внимания. Еенаучные интересы касаются канонического права XII-XIV веков и вчастностиюридическогонаследияпапыИннокентия IV.Всвоихисследованиях она касается таких проблем, как влияние на папскуюзаконотворческую деятельность судебной практики, рецепция римскогоправа в каноническом праве, взаимоотношения исходящего из «центра»папского законодательства и местного церковного права.Из тех исследователей канонического права, с чьими работами нампривелось ознакомиться, надлежит выделить Кеннета Пеннингтона.