Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Papsturkunde und Heiligsprechung. Die päpstlichen Kanonisationen vom Mittelalterbis zur Reformation. Köln-Weimar-Wien, 2005. S. 555. Представляется возможным егоиспользование при исследовании состояния канонического права не только второйполовины XIII в., но и нескольких предшествующих его написанию десятилетий,поскольку это произведение не вводило новые нормы, а закрепляло и обосновывалосуществующие.85Johannes Andreae. In quinque libros decretalium novella commentaria. Venetiis, 1581.(Репринт: Torino, 1963).86Термин, предложенный и описанный Б. Смолли — см.
Smalley B. English friars andantiquity in the early fourteenth century. Oxford, 1960. P. 51–52. См. также: Roest B. A historyof Franciscan education (c. 1210–1517). Leiden, 2000. P. 272–289.28философов, таких как Пифагор, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека,Вергилий, Помпей Трог и другие. Он объясняет свой интерес к историям проязычников тем, что на тот момент, когда он начал составлять учебники дляпроповедников, существовало уже немало дидактических произведений,насыщенных назидательными примерами из Библии и агиографическихтекстов. Античные exempla встречались гораздо реже, несмотря на то, чтобыли необходимы, ведь проповедник, по Иоанну, должен располагатьназидательными примерами, уместными в самых разных ситуациях: вцеркви, в личном разговоре или in mensa 8788 .
Конечно, Иоанн далеко непервым обратил внимание на античное наследие. К концу XIII цитаты икомментарии на сочинения языческих философов уже не были редкостью втекстах, например, представителей Шартрской школы89. Петр Абеляр былхорошо знаком с философией платоников (немалую часть сведений окоторой он получил из сочинений Блаженного Августина), его ученик ИоаннСолсберийский почтительно относился к Пифагору и Сенеке и т. д90.Однако, судя по всему, сомнения в правомерности использованияантичных примеров не покидали Иоанна на протяжении всей его карьеры,поэтому в каждом трактате он уделяет внимание обоснованию того, чтодобрый христианин все же может научиться чему-то у язычников91.
Риторике87Communiloquium // Johannes Guallensis. Summa de regimine vite humane seu Margaritadoctorum. Venezia, 1496. fol. 1.88Впрочем, первым пособием по ведению «застольных бесед» считается «Liber deIntroductione Loquendi» Филиппа из Феррары. См. Creytens R. Le manuel de conversation dePhilippe de Ferrare O.P. // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. 16. 1946.
P. 131.89Воскобойников О.С. Право на миф. Введение в поэтику Шартрской школы // Цари,святые, мифотворцы. Средневековая Европа: Восток и Запад / Отв. ред. М. А. Бойцов; зам.отв. ред. О. С. Воскобойников. М., 2016. [В печати].90Gregory T. Abélard et Platon // Studi medievali. 1972. Vol.
13. P. 539–562; об античныхexempla в «Поликратике» см.: von Moos P. Geschichte als Topik. Das rhetorische Exemplumvon der Antike zur Neuzeit und die historiae im ‘Policraticus’ Johanns von Salisbury.Hildesheim, 1988. (Ordo. Studien zur Literatur und Gesellschaft des Mittelalters und der frühenNeuzeit; 2).91Стратегии, которые Иоанн использовал, чтобы оправдать использование «языческогоматериала» в своих сочинениях, анализируются в: Яцык С.А. Мудрость святых уязыческих философов: к эволюции этических взглядов Иоанна Уэльского // Цари, святые,29Иоанна Уэльского и его представлениям о святости и мудрости посвященатретья глава настоящего исследования.Иоанн известен как автор масштабного свода дидактических текстов, атакже ряда проповедей (всего ему приписывается около 20 произведений).Дж. Суонсон, автору единственной на сегодняшний день посвященнойИоанну диссертации, было известно 453 манускрипта, содержащих егоработы; этот список ежегодно пополняется 92 .
В их числе – рукописи,содержащие комментарий к орденскому уставу, Declaratio super regulam93,комментарий к Евангелию от Иоанна, который долгое время ошибочноприписывали Бонавентуре94, и другие сочинения. Наиболее изученная частьнаследия Иоанна – это корпус вероучительных сумм, предназначенных дляпроповедников (анализом этих источников занимались А. Литтл, У. Пантин,Дж. Суонсон, А. Дием, П. Кальнинг, Т.
Риклин95 и другие). Его составляют«Краткая беседа о добродетелях древних государей и философов»мифотворцы. Средневековая Европа: Восток и Запад / Отв. ред. М. А. Бойцов; зам. отв.ред. О. С. Воскобойников. М., 2016. С. 152-173. [В печати].92Swanson J. Op. cit. P. 211. А. Дием утверждает, что ему удалось обнаружить еще 30рукописей, которые не фигурируют в диссертации Суонсон. – См.: Diem A., Verweij M.Virtus est via ad gloriam? John of Wales and Michele da Massa in Disagreement // Franciscanstudies. Vol.
63. 2005. P. 215.93Он опубликован – см., например, Speculum minorum. Venezia, 1513. Pars III. Fol. 98v–106r; о комментарии см.: Brooke R. The Image of Saint Francis. Responses to Sainthood in theThirteenth Century. Cambridge, 2006. Р. 96–97; Воскобойников О.С. Судьба человека.Средневековые путешествия человека между Востоком и Западом // СредневековаяЕвропа: Восток и Запад / Отв. ред.
М. А. Бойцов; зам. отв. ред. О. С. Воскобойников. М.,2015. С. 212.94Baldwinus ab Amsterdam. The Commentary on St. John's Gospel edited in 1589 under thename of Bonaventure, an authentic work of John of Wales, O. Min // Collectanea Franciscana.№40. 1970. P. 71-96; Doucet V. Maîtres Franciscains de Paris. Supplément au «Répertoire desMaîtres en Théologie de Paris au XIIIe siècle» de M. le Chan. P.
Glorieux // Archivumfranciscanum historicum. №27. 1934. P. 550.95Little A.G. Studies in English Franciscan history. Manchester, 1917. P. 185. Diem A. Aclassicising friar at work. John of Wales' Breviloquium de virtutibus // Christian Humanism:Essays in Honour of Arjo Vanderjagt. P. 75-105. Kalning P. Virtues and Exempla in John ofWales and Jacubus de Cessolis. trad.
Eric Kuchle // Princely Virtues in the Middle Ages 12001500 / Cur. István Pieter Bejczy and Cary J. Nederman. Turnhout, 2007. (Disputatio 9). P. 139176. Ricklin T. De honore Aristotelis apud principes oder: Wie Aristoteles in die höfischeGesellschaft des 13. Jahrhunderts einzieht: Das Beispiel des Johannes von Wales //Kulturtransfer und Hofgesellschaft im Mittelalter.
Wissenskultur am sizilianischen undkastilischen Hof / Hrsg. von G. Grebner und J. Fried. (Wissenskultur und gesellschaftlicherWandel 15). Berlin, 2008. P. 367-389.30(Breviloquium de virtutibus antiquorum principum et philosophorum (12601270)), «Общая беседа» или «Сумма сравнений для людей всякогопроисхождения» (Communiloquium или Summa collationum ad omne genushominum (1266-1272)), «Полезная беседа о жизни известных философов, обихнравственныхреченияхидостойныхподражаниядеяниях»(Compendiloquium de vitis illustrum philosophorum et dictis moralibs eorundemac exemplis imitabilibus (после 1272)) и «Краткая беседа о мудрости илифилософии святых» (Breviloquium de sapientia sive philosophia sanctorum(после 1272) 96). Примечательно, что, помимо Иоанна, на сегодняшний деньнет сведений ни об одном другом францисканце из Англии, который писалбы в XIII веке учебники для проповедников97.Помимо названных сумм, Иоанн является автором таких трактатов, как«Беседа о законе» или «Трактат о десяти заповедях» (Legiloquium илиTractatus de Decem Preceptis (после 1272)) и Moniloquium (первая половина1270-х гг.)98.В данном исследовании использованы все четыре трактата из серии loquia, но особое внимание уделено «Краткой беседе о мудрости святых»99.«Краткаябеседа»представляетсобойподборкудоступныхлюбомуверующему рассказов о святых, преимущественно о египетских монахах,предназначенную для воспитания новициев ордена францисканцев и дляиспользования содержащихся в ней exempla в проповедях.
Нам удалосьознакомиться с тремя списками «Краткой беседы»; все они датируются XIVв.: один из них хранится в Ассизи (Assisi, Sacro Convento, ms. 397, fol. 216–96Даты написания трактатов приведены по: Swanson J. John of Wales: A study of the Worksand Ideas of a Thirteenth-Century Friar. Cambridge, 1989. P. 13–14.97d'Avray D. L. The preaching of the friars: Sermons diffused from Paris before 1300.
Oxford,1985. P. 150.98Swanson J. Op. cit. P. 13-14.99Перевод этого трактата приведен в приложении к настоящему исследованию (С. 201222).31221), другой — в Париже (Paris, Mazar. 727=1255, fol. 109–113), третий – вОксфорде (Oxford, Bodleian Laud Misc. 603, fol. 99-103).Большинствоисследователей,изучающихнаследиеИоанна,предпочитает обходить этот текст стороной, полагая, что ему «не присущеочарование трех других -loquia»100. Видимо, в Средние века этот трактат тожеуступал в популярности другим произведениями Иоанна: если «Краткая беседао добродетелях древних государей и философов» дошла до нас в составе 140рукописей101, то Breviloquium de sapientia сохранился всего в 28 списках102.
Этоттекст впервые был напечатан в 1472 году103, не переиздавался с середины XVIIв.104 и до сих пор изучен чрезвычайно слабо. Ни «Краткая беседа», ни скольконибудь значимые ее отрывки до сих пор не переводились ни на один изевропейских языков, а на русский язык не переведено ни одно сочинениеИоанна.«Краткая беседа о мудрости святых» привлекла наше внимание нетолько по причине своей относительно слабой изученности. На материалеэтого источника особенно ярко проступают сомнения Иоанна о том, могут лиантичные мудрецы удостоиться спасения и следует ли использовать exemplaиз их жизни для воспитания паствы.