Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
P. 481.114Обзор современных исследований, посвященных житийной литературе, см., например:Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительноисторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 43-75.37К этим материалам начали применять количественные методыисследования, которые до сих пор не привлекались при исследованиисвятости. Одной из первых работ, построенных на использовании такогометода, стало сочинение Питирима Сорокина «Бескорыстная любовь:исследование об американских «добрых соседях» и христианских святых»115,написанное им в США, куда он эмигрировал после Октябрьской Революции.Сорокина интересовала не святость как таковая, а всякое проявлениепозитивных девиаций, потому что, по его мнению, «современный человекполучает слишком много информации о ненависти и слишком мало – олюбви».
Он определяет святость как «форму проявления бескорыстнойлюбви» и называет несколько качеств, которые, по его подсчетам, присущибольшинству святых.И, наконец, третьим и заключительным шагом стало введение в оборотюридических документов, возникавших в ходе канонизационных процессов.Проявлять к ним внимание историки начали с середины XX века, когдапоявилоськритическоеизданиепроцессаканонизацииГильбертаСемпрингхемского116 и начал работу Пьер Делюз.Нас святость интересует как конструируемый феномен. Делюз изучалодну из сторон этого явления в 1960-х гг. Он опубликовал четыре работы,являющиеся, в сущности, одним и тем же исследованием, которое онмногократно дорабатывал и дополнял117.
Главным посылом этогоисследования является чрезвычайно простая и кажущаяся едва ли неочевидной идея: ни один человек, ни в какую эпоху, не мог самостоятельностать святым. Делюз рассуждает о том, как соотносились качества,115Sorokin P. Altruistic love: a study of American “good neighbors” and Christian saints.Boston, 1950.116Foreville R.
Un procès de canonisation à l’aube du XIIIe siècle (1201-1202) : le Livre desaint Gilbert de Sempringham. Paris, 1943.117Delooz P. Conditions sociologiques de la sainteté canonisée. Liège, 1960; Idem. Perception etpression sociales comme fonctions de la structure sociale.
Un millénaire de sainteté catholiqueen Occident. Dissertation présentée en vue de l’obtention du grade de docteur en sciencessociales. Liège, 1964 ; Idem. Sociologie et canonisations. Liège, 1969.38приписываемые святым, с качествами их реальных прототипов, и заявляет,что святость заключается в коллективном убеждении в сверхъестественныхспособностях святого. Он выделяет два типа святых: «реальный» и«сконструированный». Святые первого типа – это реальные люди,канонизированные после кончины; святые второго типа – персонажи, ожизни которых нет достоверных сведений, и все, что о них известно,«включаясамоихсуществование,–лишьплодколлективныхпредставлений»118.Делюз говорит о том, что, помимо относительно бесконтрольногоформированиявсознанииверующихнекоегообразасвятого119,предпринимались вполне сознательные попытки его скорректировать – этимзанималась Церковь посредством «отсева» на пути к канонизации. Однако наметодах этого отсева Делюз не сосредотачивается 120; вернее, он задаетсявопросом о том, каких святых предпочитали канонизировать, и перечисляеткажущиеся ему определяющими признаки, присущие тем, кто был удостоенвключения в сонм святых в промежутке между 1000 и 1600 гг.
(и не обращаявнимания на качества тех, кому в канонизации было отказано). Внутри этогопериода Делюз не делает никакого различия между святыми, хотя до концаXII века торжественное перенесение мощей с благословения епископа имелоедва ли не большее значение для почитающих святого, чем его официальнаяканонизация. Поэтому выбор нижней хронологической границы кажется намнеоправданным и объяснимым стремлением к круглому числу.118«Tout, y compris leur existence, est le fruit des représentations mentales collectives». DeloozP. Sociologie et canonisations. Liège, 1969. P. 7-8.119Подразумевается, что нельзя говорить о сознательном участии верующих в созданииэтого образа. Конечно, на представлениях о святых сказывалась и библейская традиция, иагиографическая, и некие языческие культовые пережитки.
Но те, в чьем воображенииформировались представления о святых, едва ли рефлексировали над этим.120Хотя первая часть исследования и посвящена описанию процедуры канонизации,Делюз при анализе средств «фильтрации» святых к ней почти не возвращается и незадается, например, вопросом о том, не могло ли то, как были составлены опросники,влиять на показания свидетелей.39Следующую страницу в изучении святости открыл Питер Браунпрограммной статьей «Становление и роль святого человека в ПозднююАнтичность»121, опубликованной в 1971 году.
Подход Брауна к изучениюсвятости называют функциональным 122 . Он считал, что святые (но несвятость) к началу 1970-х гг. были уже достаточно хорошо изучены, а егоисследование было призвано помочь историкам взглянуть на них с новойточки зрения: он предлагал задаться вопросом о том, почему роль святых вобществе так стремительно возросла в V-VI веках и как их деятельностьповлияла на ценности общества123. От изучения житий конкретныхперсонажей Браун перешел к изучению святости как явления, постаралсявыявить тенденции, характерные для ее развития.
Так, он говорит о том, чтов позднюю Античность произошел стремительный взлет популярностисвятых (holy men), который он называет «религиозной революцией» 124 .Акцент на holy man, в отличие от традиционного для предшествующейисториографии saint, очевиден и свидетельствует об антропологическойориентации автора, призывающего изучать именно людей в их социальнойжизни, а не «феномен».
Такой подход во многом сродни веяниямфранцузской историографии тех лет, нарождавшейся микроистории истоявшему несколько особняком Жану Делюмо с его «живой историейхристианского народа» (histoire vécue du peuple chrétien). «Holy men», поБрауну, – это те люди, которые считались святыми еще при жизни,совершаличудеса,посредникамибылимеждупроводникамихристианскимиоткровенийобщинамииивыступалиГосподом.И121Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity // The Journal of RomanStudies.
1971. №61. P. 80-101.122Living with the dead in the Middle Ages // Ed. P. Geary. Ithaca, 1994. P. 13.123Brown P. The Rise and Function of the Holy Man. P. 80.124Ibid. P. 99. Брауна интересует вопрос о трансформации Средиземноморского мира,произошедшей между II и VI веками нашей эры, ознаменовавшей переход от античности ксредневековью. Не концентрируясь на экономических факторах, которые моглиспровоцировать эти преобразования, обходя вопрос о «внешнем воздействии», Браунсосредотачивается на переменах в сознании, на «прогрессивном» преобразованииверований и взаимоотношений людей со сверхъестественным. Святость для авторавыступает признаком нового мира.40использование этого термина подчеркивает дистанцирование исследователяот почтенной агиографической традиции, связанной с болландистами идругими католическими учеными.Браун выделил три социальных функции святых.
Во-первых, по егомнению, святые помогали мирянам как бы очеловечить Бога, которыйодновременно выступал и недостижимым Владыкой и отцом, любящим всехсвоих детей. Святые же, в отличие от Бога, были доступны и человечны125.Во-вторых,святыевоплощавшимибыли«профессионаламиквинтэссенциюсуществовавшихвмиретогдалюбителей»,ценностейидобродетелей; тогда как миряне проявляли религиозность редко иоплакивали свою жизнь во грехе только на пороге смерти, святые посвящалиэтому всю жизнь. В-третьих, пример святых, вознесенных на небеса изаботящихся оттуда о людях, давал верующим надежду на то, что спасение ив самом деле возможно.Занимаясь поздней Античностью, Браун сравнивает христианскиекульты с существовавшими ранее языческими культами.
Он говорит о том,что «горизонтальная» система взаимодействия со сверхъестественным(каждый гражданин общался с божеством126 «напрямую», например, во сне;граждане были абсолютно равны перед божеством, стремясь при этомподняться через контакт с ним) уступает место «вертикальной», котораяодновременно и противопоставляется «горизонтальной» и произрастает изнее: святые и епископы возвышаются над паствой: бывшие сограждане,concives, превращаются в « духовных сыновей », сиречь подданных,поскольку священника возвышает над остальными монополия на трансляциюбожественного 127 .
Вслед за исследованием Брауна во множестве начали125Brown P. The Rise and Function of the Holy Man. P. 97. Kleinberg A. M. Proving Sanctity:Selection and Authentication of Saints in the Later Middle Ages // Viator. 1989. Vol. 20. P. 183.126Под «божеством» мы, конечно, подразумеваем только сверхъестественные силы, а небожественного императора эпохи домината.127Schmitt J.-C. La fabrique des saints.
P. 287.41появляться так называемые «агиографические исследования» (термин М.Ю.Парамоновой128).Работой,котораяокончательноутвердиламестопротоколовканонизационных процессов в сонме исторических источников, стал трудАндре Воше. Его книга «Феномен святости на Западе в ПозднееСредневековье по материалам процессов канонизации и агиографическимдокументам» представляет собой монументальный труд, каждый разделкоторого мог бы стать самостоятельным исследованием. Самый объемный изних называется «Типология средневековой святости» и полностью посвященклассификации культов святых.