Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В отличие от других трактатов, она непревозносит мудрость и добродетельность античных философов, а, напротив,100Swanson J. Op. cit. P. 193.Ibid. P. 6.102К 23 рукописям, перечисленным Суонсон (Swanson J. Op. cit. P. 233–254), благодаря Р.Ньюхаузеру и Б. Рёсту прибавились еще 5: Prato, Bibl. Roncioniana MS Q.V.3 (18), fol.10ra-12vb (s. xiv1); Tortosa, Catedral MS 37, fol. 127v–131; Tortosa, Catedral MS 231, fol.90v–99v; Vic (Barcelona), Museu Episcopal MS 56, fol. 83–88; Palermo, Biblioteca Centraledella Regione Siciliana (olim Biblioteca Nazionale), IV.G.1, fol.
137–138v.103Johannes Guallensis. Communiloquium sive summa collationum ad omne genus hominum.Köln, Arnold Ther Hoernen, 17 juli 1472 (этот том был переиздан в начале 1480-х годов вЛёвене Иоанном Вестфальским (Secretum secretorum: Kurzfassung. Daran: JohannesGuallensis: Breviloquium de virtutibus antiquorum; Breviloquium de sapientia sanctorum.Loewen, Johannes de Westfalia, ca. 1484)); Johannes Guallensis. Summa de regimine vitehumane seu Margarita doctorum. Venezia, Georgius Arrivabenus,1496 (этот том переиздан в1518 году в Страсбурге (Summa Johannis Wallensis de regimine vitæ humanæ, seu Viridariumdoctorum. Strassburg, 1518)).104Johannes Guallensis.
Florilegium de vita et dictis illustrium philosophorum et Breviloquiumde sapientia sanctorum / Ed. L. Wadding. Romae, 1655.10132доказывает превосходство мудрости святых над доступным язычникамзнанием. Дж. Суонсон, автор единственной на данный момент посвященнойИоанну монографии, полагает, что он написал «Краткую беседу», потому чтохотел снять с себя исходившие от церковных властей обвинения в излишнейсимпатии к язычникам105.
Эта точка зрения не является общепринятой: так,например, Дж. Маренбон отметил, что во всех своих произведениях Иоанндемонстрирует солидарность с тезисом Августина Блаженного о безусловномпревосходстве христиан над неверующими106. Нам ничего не известно обобвинениях,направленныхличнопротивИоанна;болеетого,представляется, что ортодоксальность его взглядов не вызывала сомнений уцерковных иерархов, в пользу чего говорит его участие в комиссии, в составкомиссии, призванной оценить труды Петра Иоанна Оливи107. Однако трудносомневаться, что во францисканской среде велись споры о правомерностиапелляций к языческим примерам для проповеди сугубо христианскихценностей108. Возможно, с помощью «Краткой беседы» Иоанн попыталсявключиться в эту дискуссию. Вероятно также, что, работая над этимтрактатом, Иоанн хотел разрешить внутреннее противоречие междусобственной солидарностью с тезисом Блаженного Августина о том, чтоязычники не могут быть добродетельными, и глубоким личным интересом кгреческим и римским мудрецам.Текст «Краткой беседы» почти полностью состоит из цитат – авторскаямысль Иоанна Уэльского проявилась в выборе темы, которую он этимицитатами проиллюстрировал, в их подборе и компоновке; от своего лицаИоанн говорит, в сущности, только в восьмой, заключительной главе, где онрезюмирует все вышесказанное: «совершенно очевидно превосходствоверных и божественных философов над мирскими».105Swanson J.
Op. cit. P. 194–195.Marenbon J. Pagans and Philosophers: The Problem of Paganism from Augustine to Leibniz.Princeton, 2015. P. 106–107.107Littera septem sigillorum contra doctrinam Petri Ioannis Olivi edita / Ed. G. Fussenegger //Archivum franciscanum historicum. 1954.
T. 47. P. 45–53.108Подробнее об этом см.: Diem A., Verweij M. Virtus est via ad gloriam? P. 232.10633Обилие цитат и кропотливая точность, с которой он приводит ссылкина процитированные тексты, присущи всем сочинениям Иоанна Уэльского. Вбольшинстве случаев он называет не только имя автора и заглавиепроизведения, но и номер книги, а иногда даже номер цитируемой главы109.Цитаты эти очень точны: в ходе работы над транскрипцией и переводом«Краткой беседы» все они были сопоставлены с первоисточниками. В этомтрактате удалось обнаружить только три фрагмента, которые представляютсобой не цитаты, а пересказ, и во всех случаях текстом, который Иоаннисказил, оказались проповеди Бернарда Клервоского на «Песнь Песней».
Вданном переводе цитаты из Библии приведены в синодальном переводе (еслине оговорено другое), а цитаты из Отцов Церкви - по их наиболееавторитетным академическим переводам на русский язык.Точность, с которой Иоанн цитирует большой корпус текстов (всего в«Краткой беседе» он цитирует 29 текстов, принадлежащих перу 16 авторов,считая самого Иоанна; наиболее часто цитируемый из них – конечно,Библия,), заставляет предположить, что он либо имел доступ ко всем этимтекстам в ходе работы над трактатом, что маловероятно, особенно учитываяотносительную редкость таких авторов, как, например, Сенека, либопользовался некой системой выписок, карточек и конспектов, которую началформировать еще до переезда в Париж. В пользу этой гипотезы говорятошибки, которые Иоанн иногда совершает при цитировании: дословновоспроизводя выдержку из какого-то текста (например, в «Полезной беседе ожизни известных философов, об их нравственных речениях и достойныхподражания деяниях» он цитирует рассказ Блаженного Августина о чтениикниг платоников (Исповедь.
IX. 13)), он может дать ссылку на другойматериал из этого же текста, касающийся аналогичной темы (Исповедь. XX.109Например: «prout ait Gregorius [in] Moralia, 18, cap. XLII exponens illud Iob, 28: "Abyssusdicit, Non est in me", scilicet sapientia» (Breviloquium de sapientia sanctorum. Assisi, SacroConvento, ms. 397. f.217vA); «Prout ait Augustinus, VIII De civitate Dei, Cap.4: “Cum predictisapientes sint tales in rei veritate, ipsi sunt philosophi excellentiores incomparabiliter omnibusphilosophis mundanis”» (Ibid., f.
220rB).3426). Нередко Иоанн заканчивает цитату словами «et ibi bene de hoc»110 или«&c», демонстрируя тем самым, что он знаком не только с процитированнымотрезком, и призывая будущих читателей также не ограничиваться егопересказом, а обратиться к первоисточникам.Наосновевозможнымрассмотренногореконструироватькругаисточниковпредставлениятворцовпредставляется«официальнойкатолической мысли» второй половины XIII века о святости, выявитьгетерогенность этих представлений и вписать их в богословский ифилософский контекст названного периода.110«De qua Gregorius bene [in] Moralia, 10 exponens illud Iob 12: “deridetur iusti simplicitas”»(Breviloquium de sapientia. f.
216vB); « “Thesauri enim sapientie absconditi” ibi finit et cetera.Et ibi bene de hoc» (Ibid., f. 219vA).35§3. Обзор историографииПредлагаемый читателю историографический обзор служит в первуюочередь введением в проблематику изучения святости. Ниже, вслед за самымобщим обзором работ, посвященных истории святости и лично ИоаннуУэльскому, будут названы основные тенденции и течения в современнойисториографии святости.§3.1.
От историй о святых к истории святостиИнтерес к истории религии (именно религии, а не Церкви) проснулся уисследователей в послевоенный период на волне перехода от «национальногосударственной» истории к «социально-культурной». При этом еслитеология и взгляды Отцов и Учителей Церкви изучались и ранее, то вовторой половине XX в.
ученых стала интересовать народная религиозность иее проявления в среде ранее считавшихся маргинальными и не изучавшихсяперсонажей – паломников, визионеров, еретиков. Святые, чьи культыявляются непременным атрибутом народной религиозности, не могли в этомконтексте не привлечь к себе внимания.Круг источников, которые привлекали для изучения истории святости,в ходе XX в. постепенно и поэтапно расширялся.
Сначала с недовериемисторики (в основном – практикующие католики или даже духовные лица,как, например, отец Ипполит Делеэ) начали использовать агиографическиесочинения. Публиковавшие их болландисты уже в первой четверти XX в.,под влиянием позитивизма критически подходили к житийному жанру иразделяли «факт» и «вымысел» в агиографических сочинениях. Этот подход,которыйможноназватьисторико-критическим,применялвсвоихисследованиях выдающийся болландист Ипполит Делеэ, считающийсяоснователем критической агиографии 111 .
Он предложил разделять жития111Марк Блок, как известно, автор классического исследования о королевской святости,высоко оценивал работы Делеэ. Блок отметил, что в его трудах можно заметить зачаткирелигиозной социологии, а вопросы, которые ставит Делеэ, могут лечь в основу книги,которая, «без сомнения, откроет совершенно новый взгляд на жизнь человеческого духа».36мучеников на «эпические» и «исторические»112. «Эпическое» житиепринципиально не ставит перед собой задачу изложения истории так, как этосделал бы хронист, поэтому и подход историка к такому источнику долженотличаться от его подхода к анналам и хроникам.
Так, например, авторжития, который не знает точное время жизни и мученичества описываемогоим персонажа, если речь идет об агиографическом памятнике первоготысячелетия, может поместить события в одну из великих эпох гонений,императора Деция или Диоклетиана. Хотя сам о. Делеэ не рассматривал«эпические» жизнеописания в качестве источника, из которого можнопочерпнутьдостовернуюоснователемисторическуюисторическойтрадицииинформацию,изученияегосчитаютагиографическихпамятников 113 . Поскольку житийная литература оказалась за рамкаминастоящегоисследования,представляетсянецелесообразнымконцентрировать внимание на историографической традиции изученияагиографии114.«Привыкнув» к житийной литературе, историки принялись исследоватьпамятники «второго эшелона» среднелатинской литературы: exempla,мартирологи, сборники рассказов о чудесах и видениях.
Назовем именанескольких пионеров на этом поприще: Сальваторе Батталья и ФридрихТюбах стояли у истоков изучения жанра exempla; Дональд В. Риддл в первойполовине XX в. начал изучать мартирологи; Лауренц Фолькен и ПетерДинцельбахер в числе первых обратились к исследованию визионерскойлитературы.Bloch M. Quelques contributions à l'histoire religieuse du Moyen Age // Revue de synthèse.1929. №47.
P. 89.112Delehaye H. Les Passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1921.113Aigrain R. Hippolyte Delehaye, bollandiste. Les Passions des martyrs et les genres littéraires.Bruxelles, Bureaux de la Société des Bollandistes, 1921 // Revue d'histoire de l'Église de France.1922. T. 8. №41.