Диссертация (Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера". PDF-файл из архива "Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИНа правах рукописиАПАЕВА Алёна ЮрьевнаОнтология произведения искусства. Интерпретацияпоэзии у Мартина ХайдеггераСпециальность: 09.00.03 – «История философии»ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, доцентМихайловский Александр ВладиславовичМосква2015СодержаниеВведение ..........................................................................................................................
3Глава 1. Онтология произведения искусства ............................................................. 23§ 1. Исток творения искусства и исток здесь-бытия.............................................. 23§ 2. О феномене пространства в искусстве ............................................................. 67Глава 2. Истолкование поэзии Фридриха Гёльдерлина у Мартина Хайдеггера .... 79§ 1.
Открытие поэзии Фридриха Гёльдерлина ....................................................... 79§ 2. Толкование стихотворения «Германия» .......................................................... 87§ 3. Толкование пяти тезисов о поэзии .................................................................
100§ 4. Толкование стихотворения «Возвращение на родину. К сородичам» ....... 106§ 5. Толкование стихотворения «Как в праздник…» .......................................... 119§ 6. Другие произведения Гёльдерлина и другие герменевтические подходы . 128Глава 3. Мартин Хайдеггер и Платон о поэтах и поэзии ........................................
137§ 1. Платон о поэтах и поэзии ................................................................................ 137§ 2. Мартин Хайдеггер о поэтах и поэзии ............................................................ 147Глава 4. Опыт истолкования поэзии Э.
Мёрике и Г. Тракля у М. Хайдеггера ..... 153§ 1. Дискуссия между М. Хайдеггером и Э. Штайгером по поводу толкованиястихотворения Э. Мёрике ....................................................................................... 153§ 2. Звон тиши различия как событие языка. Толкование М. Хайдеггеромстихотворения Г. Тракля ........................................................................................
166Заключение .................................................................................................................. 174Библиография .............................................................................................................. 1802ВведениеНаше исследование посвящено онтологии произведения искусства иинтерпретации поэзии у Мартина Хайдеггера. В названии темы уже поставленыряд вопросов, на которые необходимо найти ответы. Что значит онтологияискусства? Онтология – это философское учение о бытии, сущем.
Искусство – этотворческий подход к миру, творческая деятельность. Слово о сущем и опыттворчества в выражении «онтология произведения искусства» соединены, но так,что его смысл получается двояким. Данное выражение мы можем понимать, как всубъективном значении, так и в объективном. Мы можем понимать под ним, какнашу способность сказать слово (логос) о бытии искусства, так и способностьсамого искусства сказать слово о бытии и, прежде всего, о бытии того сущего,которое оно творит.В нашем исследовании мы не решаем дилемму – философия должна учитьискусство или философия сама должна учиться у искусства? Мы нерассматриваем лишь одну сторону проблемы.
В нашем исследовании мыпытаемся в возможной полноте охватить проблему и рассмотреть ее со всехсторон. Поэтому когда мы говорим о бытии искусства у Хайдеггера, то мы неможем оставить без внимания бытие того сущего, которое выносит суждениеотносительно сущности искусства, то есть мы не можем оставить без вниманияэкзистенциальную аналитику здесь-бытия (Dasein). Когда же мы говорим обискусстве как истоке истины бытия, то мы не можем оставить без внимания тореволюционноепониманиеистины,ккоторомуприходитХайдеггер,возвратившись в своем мышлении к той экзистенциальной ситуации, в которойнаходилисьдревниегреки,ибоименновДревнейГрецииначинаетразвертываться та история бытия, к которой сущностно принадлежит западныймир, а именно из истории бытия и выводится истина бытия.Хайдеггер обнаруживает след бытия в раннем греческом мышлении.
Этотслед бытия становится уже малозаметным в философском мышлении Платона,который затемнил ее облик посюсторонней идеей, и уже совсем исчезает в порурасцвета метафизического мышления. В качестве альтернативы господствуметафизики появляется фигура поэта скудного времени, Фридриха Гёльдерлина,воспевшего в своей поэзии странствие в чужое и возвращение в родное, вГерманию. Его, поэта-отшельника, Хайдеггер превознес до подлинного поэта3немцев, ведь, как полагает философ, он открыл в своей поэзии историческоебытие немецкого народа, связав нить времен, ибо, как и сущность бытияотдельного человека, так и сущность бытия народа, как уже было сказано, можноопределить из времени. Но если время отдельного человека неимоверно мало, товремя народа неимоверно велико, оно значительно превосходит время, котороедано человеку.
Но и само время сынов земли превосходит другое время – времяприроды, – которая в поэзии Гёльдерлина именуется святой.Наше исследование мы началис рассмотрения экзистенциальнойаналитики здесь-бытия и опыта искусства, благодаря которому его бытиепреображается – выходит из повседневности в ту область, в которой свечениебытия становится наиболее ярким.
Но в этом свечении бытия собирается и здесьбытие народа. Оно собирается благодаря зову поэзии, этого изначального языка иистока всех искусств, в котором еще слышится, как голосят вещи из существасвоей сущности. Возвращаясь к самим вещам, мы действуем феноменологически.Действуя феноменологически, мы открываем бытийный мир вещей.
Мыоткрываем, как бытие отдельного произведения искусства, так и бытиеотдельного человека.Поэт в своем бытии, в своем здесь и сейчас присутствии, занимаетсрединное положение между богами и людьми. Его творения, его поэзия, если онадействительно поэзия бытия, а не поэзия видимости, – это божественный знак длянарода. Поэт «речет» на языке богов.
Но если Боги в современную эпоху и нужныли они людям? В истории бытия время оскудело, ибо оно не наполнено большебожественным присутствием: старые боги уже покинули мир, а новые еще непришли. Но поэзия Гёльдерлина, открывшегося богам, учреждает новое время, вкоторое снова могут вернуться боги для возрождения исторического бытиянарода.В лекциях, посвященных Фридриху Гёльдерлину, Мартин Хайдеггер ищетновые пути для толкования и постижения поэтических произведений в целом.Постижение собственно поэтического в поэзии и его отличение от непоэтическогопроисходит как феноменологическая редукция сложившейся традиции толкованиястихотворений.
В создаваемой Хайдеггером новой методологии формируется иновый понятийный аппарат. Новый метод герменевтики поэзии Хайдеггер будетприменять и в последующие годы при толковании произведений других поэтов.4Актуальность темы исследованияВпроведенномисследованиипотеме«Онтологияискусства.Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера» охвачен широкий круг проблем,которые занимали Хайдеггера в поздний период творчества – от понимания иистолкования искусства в целом до интерпретации отдельных поэтическийпроизведений.Вдиссертациимынетолькопреодолеваемузкоспециализированный подход, который зачастую характерен для исследованийданного направления, но и выявляем и моделируем историческую логикуфилософа, которая заключается в том, что его первые размышления об искусствеповлекли за собой усиленные занятия поэзией Гёльдерлина, давшие, в своюочередь, множество плодотворных идей для дальнейшего развития тем искусства,а также общефилософских тем.Целостный взгляд на поздний период творчества философа помогвыдвинуть и доказать гипотезу, согласно которой у Хайдеггера не было«разлома» (Bruch) в мышлении или даже просто «поворота» (Kehre), которые быразделяли, к примеру, темы фундаментальной онтологии (экзистенциальнаяаналитика Dasein) и темы онтологии искусства и поэзии.
Тема «поворота» – однаиз актуальных тем среди исследователей творчества Хайдеггера, многие изкоторых четко разделяют его философию на «до» и «после». Выдвинутая намиверсия, представленная также образно через накладывающиеся друг на другакруги, является новой актуальной версией в историко-философских дискуссиях.Мы предлагаем говорить не о повороте или разломе, как о новомнаправлении в мысли, сколько о новом круге мышления.