Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
«Ориентация поиска» - это религиозная направленность,лишенная догматизма и способствующая духовному и творческому ростучеловека. Она невозможна без внутренней готовности личности решать высшие,экзистенциальные вопросы своего бытия. Однако необходимо отметить, чтосуществование людей с таким типом ориентации не было эмпирически доказано.М.
Рокич в своем труде «Открытый и закрытый разум» выделил двекогнитивные структуры: закрытую, которая характеризуется догматизмом,прямолинейностью и ригидностью, и открытую - противоречивостью итолерантностью.34Два типа религиозных личностей описаны и Р. Аленом и Б. Спилкой: люди,проявляющиеконсенсуальнуюрелигиозность,отличаютсядословнымвосприятием догм, типологизированным и конкретным мышлением, онивербально декларируют неприятие противоположных мнений, приверженностьтрадициям, характеризуются склонностью к предрассудкам и проявлениюконформизма. Второй тип личности выделяется на основании проявленийобязанной,преданнойфилософскими,религиозности.абстрактнымиЕгопредставителиперспективами,воперируютповседневнойжизнидемонстрируют ясность и недвусмысленность поведения, отличаются гибкостьюи открытостью, допускают множественность религиозного опыта.У Р.
Коха можно встретить разделение на I-религиозность (определяетсякорреляциейсрелигиозностью,замкнутостьцентрированностьюнакотораячеловекуна(самоцентрированность,помогаетсобственнойотказотзадачеиприйтиличности)задачсокипостижениязрелой,здоровойБогу,исключаяЕ-религиозностьБожественного,чтоподразумевает наличие нездоровой религиозности).Р. Палутц также говорит о существованиидвух противопоставленныхтипов: «этические» и «возрожденные» христиане. Последние характеризуютсявозвышенностью социальных установок и ориентированием на внутренниеценности.
Со стремлением содействовать счастью окружающих, ощущениемсмысловойнаполненностижизниидогматическиобусловленнойнаправленностью мысли соотносится глубокое чувство обязательства.В работах Р. Райана предложено два типа религиозной интернализации(усвоения). Частичную интернализацию определяет механизм интроекции, в этомслучае преобладает давление со стороны себя и других. Идентификацией можноназвать усвоение предметов веры в качестве личных ценностей, для неехарактерно более произвольное принятие решений.Э. Фромм [Фромм, 2010] разделяет типы религии на авторитарные игуманистические.
По его мнению, Бог является для человека символом власти иего собственных сил. Э. Фромм постулирует, что религия должна быть импульсом35к самосовершенствованию и следовать следующим принципам: внутреннейориентации; аутентичности и самотрансценденции.РуководствуясьпсихоаналитическойтеориейЗ. Фрейда,С. Банерджиопределил четыре категории, применяемые для обозначения места религии вжизни человека:- религиозная потребность – это обсессивный акт;- религия – методологическая иллюзия, итог приложения эмпирическихкатегорийкнекоемуявлению,претендующемунатрансэмпирическуюреальность;- религиозная установка есть стремление быть зависимым от чего-то болеезначимого, инфантилизм;- религиозная мотивация - средство реализации желания пребывать вбезопасности, под защитой.Проводя анализ специфики видения религии З. Фрейдом, Е.
Уоллесвыделил две идейные доминанты: религиозность можно рассматривать какневроз и как средство исполнения желаний, представляемое как инфантильнаязависимость.Также беря за основу труды З. Фрейда, В. Месснер проводит параллелимежду развитием ребенка и динамикой его взаимоотношения с Богом. Вчастности, им выделено соответствие остановки на «зеркальной» нарциссическойстадии и фиксации, отражения «бога» в человеке (не воспринимая свое бытие «сБогом», человек видит самого себя «как бога»).
Анальная стадия развитияотмечена соотношением образа Бога с личностью, обладающей большимивластью и авторитетом, которая одаряет и карает, а взаимоотношения с нейстроятся на недоверии и неудовлетворенности. Таким образом, развитие проходитстадии нарциссизма, зависимости и веры.Взяв на вооружение выдвинутые З. Фрейдом понятия сублимации ирепрессии, В. Грей выделяет четыре типа религиозной личности, отличающиесяпредпочитаемым видом защитного механизма.361.
Эстетический тип – в структуре личности сочетаются жажда преодоленияпротивоположных аспектов существования и особая чувствительность к этимпротиворечиям.2. Этический (жестко целомудренный) тип характеризуется осознаниемпомощи Творца в сохранении баланса между животным и человеческим началом;ощущением Его могущества.3. Покорно-сдающийся тип - с репрессией внутренних конфликтовдоминирует отречение от своей воли.4. Братолюбивый тип – представители этого типа наиболее успешноосуществляют сублимацию в виде идентификации с другими духовными путямичеловечества (представители - М.Л. Кинг, Ганди) [Цит. по Шмелев, 2011а].По результатам обзора зарубежной литературы мы можем выделитьследующие критерии, использованные в качестве оснований для классификациитипов верующих людей: жизненные цели индивида (Г.
Олпорт); социальная рольрелигиозных верований (Д. Бэтсон и Л. Вентикс); когнитивная структура (М.Рокич); тип религиозного мышления (Р. Ален, Б. Спилка); центрированность назадаче или на себе (Р. Кох); ценностные социальные установки (Р. Палутц);степеньвыраженностистремленияудовлетворитьсамосовершенствоваться(Э. Фромм);преобладающий(В. Грей);возрастразвитиементальныйипотребностьзащитныйментальныхмеханизмспособностей(Р.
Гольдман); уровень сформированности тех или иных мотивов удовлетворениянужд и потребности в познании (Д. Элкинд); уровень развития мышления(Дж. Фаулер) [Там же].В отечественной науке обсуждение проблемы классификации верующихлюдей долгое время велось прежде всего в социологическом аспекте.
Этообъясняется тем, что в советский период религиозность не приветствовалась, аверующие люди подвергались осуждению и даже гонениям. Вследствие этоготруды советских ученых-религиоведов отличаются отсутствием подкрепленияобщихтеоретическихположенийисследованиями [Шмелев, 2012].поэтомувопросуэмпирическими37Социологи в своих работах наиболее часто используют типологиюмировоззренческих групп людей, основанную на их восприятии религии иатеизма.К примеру, у Н.А.
Мельниковой выделено шесть типов личности: глубоковерующие (религиозность находит реализацию в поведении); верующие (вераприсутствует, но слабо выражается в поведении); колеблющиеся (таким людямприсущи колебания между верой и неверием, отмечаются элементы религиозногоповедения); индифферентные к религии люди (отсутствие веры наравне сотсутствием выраженных атеистических убеждений, религиозное поведениепрактически не фиксируется); пассивные атеисты (индивиды характеризуютсянеосознаннымиатеистическимиубеждениями,отсутствиемрелигиозногоповедения, но и атеистические проявления слабо реализуются в поведении);активные атеисты (глубокие атеистические убеждения, реализуемые в поведении)[Мельникова, 2005].Автором предложена и классификация типов личности религиозных людей:мистик (человек, стремящийся уйти от воздействия окружающего мира); пророк(личность, которая имеет интенсивный, но нерегулярный религиозный опыт);священнослужитель (выступает в роли посредника между Абсолютом ичеловеком); реформатор (индивид, нацеленный на преобразование той или инойрелигиознойтрадиции);монах(членрелигиозногообщества,ведущийтрадиционно-религиозный образ жизни, удалившись от социума); монахотшельник (человек, ищущий очищения души посредством уединения в какомлибо пустынном и безлюдном месте); святой (личность, воплощающая в себепредставление о совершенном поведении с точки зрения религиозного общества);теолог (человек, ставящий себе задачу облечь совокупность верований,характерныхдляопределеннойрелигии,вконцептуальнуюформу);основоположник религии (фигура, по своему масштабу намного превосходящаяостальныетипы,религиозныйопытзакладывается в основу новой веры).которойнастолькоуникален,что38Д.М.
Угриновичем в 1971 г. было опубликовано исследование, в которомон, взяв за основу идеи К.Г. Юнга о двух типах личности (интровертированном иэкстровертированном),предложилсвоютипологиюрелигиозныхлюдей[Угринович, 1986].Представители первого типа (мистик-созерцатель) используют веру каксредство побега от реальной действительности в мир фантазий и иллюзий. Кданной категории можно отнести мистиков, религиозных созерцателей, монахов,представителей религиозного аскетизма.Второй тип личности (социальный деятель) объединяет людей, сделавшихрелигию своеобразным способом самоутверждения, средством для личностногороста и реализации своего потенциала в системе религиозных отношений.Социальными деятелями являются проповедники, руководители религиозныхобщин, иерархи и т.д. Часто у представителей этого типа религиозность носитвнешний характер и становится способом достижения благосостояния, карьерныхперспектив, власти, подкрепления социального авторитета.Однако Д.М.