Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ключевым постулатом для понимания сущности веры можетсчитаться цитата из послания к Евреям апостола Павла: «Вера же естьосуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).Русское слово «вера» является составной частью слова «доверие» - то, что«до-веры». Оно указывает на нравственность того, кому верят. Греческое словоπίστη может переводиться как «вверять себя кому-то, рискуя собой, доверять,быть убежденным». Латинское слово «вера» – fidei – означает удостоверениедоверием.
Еврейское слово «вера» – – אמו נהимеет общий корень со словом«истина». Санскритское слово «вера» можно перевести как «полагать свое сердцена Бога». Таким образом, вера напрямую связана с моментом особого рода19имманентно-присущего переживания готовности вверить2 себя и предполагаетследующие основные свойства: полагать себя, доверять, верить кому-то или чемуто. Одним из возможных ее воплощений становится религия, тогда мы можемговорить о вере в сверхъестественное – Абсолют.
Она позволяет личностиобрести ценностные ориентиры и опоры, систему убеждений (attitudes) иверований (believes), создающих «систему навигации» в жизни. Вера позволяетпризнавать религиозную систему, несмотря на отсутствие доказательств[Грановская, 2004]. Можно вспомнить латинское выражение, приписываемоераннехристианскому писателю и апологету Тертуллиану: «Credo quia absurdum»(«Верую, ибо абсурдно»).
Если вера оформляется в виде принятия какой-либорелигиозной системы, то она приобретает возможность аккумулирования своегоопыта отношений с Абсолютом в форме «означающих» религиозной традиции.Она позволяет выйти за пределы индивидуальных возможностей, становитсяпитательной средой в жизни религиозного человека. Глубоко верующий человекделает абсолютный выбор в пользу доверия сверхъестественному, воплощаемомув «культурных орудиях» религиозной системы.
При этом уровень теизма(религиозности) и атеизма (нерелигиозности) может быть разным. В.Д. Шадриковподчеркивает: «Огромное влияние на формирование эмоционально-чувственнойсферы личности играет в е р а . Жизнь в церковной традиции, вера в Господа Богасвязана с постоянной работой над самим собой в соответствии с заповедямиИисуса Христа» [Шадриков, 2009, С. 160].В Кратком психологическом словаре дается следующее определение: «Вера[лат.
veritas — истина, verus — истинный] — 1) особое состояние психики,заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом идушой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинногооткровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать инаправлять последующие деяния человека; 2) «признание чего-либо истинным стакой решительностью, которая превышает силу внешних фактических иформально-логических доказательств.
Это не значит, что истины веры не2Слово «вверить» означает абсолютное доверие себя Абсолюту.20подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит отособого самостоятельного психологического акта, не определяемого всецелоэмпирическими и логическими основаниями» (Вл. Соловьев)». [Краткийпсихологический словарь, 1998, С. 49-50].Известный богослов П. Тиллих подчеркивает: верой является «предельныйинтерес», «главным символом этого предельного интереса – Бог <…> этот символвсегда присутствует в любом акте веры, даже если этот акт веры включаетотрицание Бога.
Там, где есть предельный интерес, отказ от Бога возможен во имяБога», следовательно, «атеизм может означать лишь попытку устранения всякогопредельного интереса» [Тиллих, 2015, С.190]. В исследовании феномена веры дляавтора становится принципиально важным подчеркнуть когнитивную сторонуверы с одной стороны и чувство и волю - с другой, но при этом не свести верутолько к ним. Вера «есть единство всех элементов в центрированном “я”» [тамже, С.
165-166].Вере, как полагают философы (П.А. Флоренский [Флоренский, 2003] и др.),а также некоторые психологи (например, У. Джеймс [Джеймс, 2011]), присущеврожденное стремление человека к самотрансценденции. Если для религиозногочеловека основанием становится абсолютное доверие Богу, то для атеиста – вера вЕгоотсутствие.Уотрицающихсверхъестественноетакжеестьособоепереживание веры, однако оно оформляется в скептическом или негативномотношении к устремлениям верующих, подчеркивании самодостаточностиестественного мира вещей. Таким образом, атеизм – это вера, выражающаяся вдоверии естественному миру, в непризнании религиозных ценностей, норм иэтики, в отрицании существования Бога.Мы усматриваем в феномене веры пять смыслов.1.
Теологический, или богословский. Вера как духовная сущность.2. Психологический. Вера как переживаемый феномен.3. Философский.Веравоплощаемое в религиозной мысли.какимманентно-присущеепереживание,214. Социологический. Вера как реализация социальных ожиданийличности в конкретных религиозных (выраженных в культе) или нерелигиозных(выраженных, например, в политических партиях) практиках.5. Культурологический.
Вера как источник формирования культуры икультура как источник формирования религии.Внашемисследованиимыпроводимразличиемеждуверойирелигиозностью. Они едины, но не тождественны. Вера - это категория,описывающая переживания индивида в его отношении к Абсолюту, содержаниесобственного экзистенциального опыта человека. Она обращена к душе человека.Как отмечает В.К. Шабельников, «первое, и, пожалуй, основное, что произошло впсихологии при ее становлении, - отказ от изучения души» [Шабельников, 2003,С.3]. Она «была удалена из психологии», что по аналогии можно считать и«удалением» из поля зрения исследователей также феноменов веры ирелигиозности.Религиозность – паттерны поведения и сознания, отвечающие канонаминститутов веры, социокультурной заданности построения жизни.В отечественной психологии религии под религиозностью понимают:- влияние религии на поведение и сознание индивидов, а такжедемографических и социальных групп [Угринович, 1967];- вариант отношения человека к миру, проявляющийся как чувственная«уверенность» в присутствии в мире высших сил, которая основывается наэмоциональныхрелигиозногопереживанияхмистическоголичности,опытаполучаемых(молитвы,еюпосредствомисповеди,переживания«обращения» и т.д.) [Джеймс, 1993];- состояние общностей, групп или отдельных людей, которые верят всверхъестественное и поклоняются ему, являются приверженцами определеннойрелигии, принимают ее вероучение и соблюдают ритуалы [Тощенко, 2008];- свойство, присущее группе или индивиду, которое выражается врелигиозных особенностях его сознания, отношений и поведения [Яблоков, 1972];- естественный компонент внутренней жизни индивида [Hall, 1900];22- убежденность в том, что окружающая действительность представляетсобой часть чего-то сверхъестественного, значительного, где осознаютсяиреализуются высшие цели человеческого существования [Вундт, 2001];- «целостное отношение человека к миру, пронизанное эмоциональным иоценочным восприятием явлений как природного, так и социального уровней,восприятием через универсальную призму сверхъестественного» [Финк, 2009, С.17];- обусловленное психикой человека, культурой и социумом явление, безкоторого невозможно существование общества, возникшее как итог ухода отвлечений, институализированных через тотем и табу, источником которого сталоубийства отца [Фрейд, 2001];- возникающий внутри свободный от догм источник смыслов и целей жизничеловека [Maslow, 1970], [Frankl, 1975], [Фромм, 1993] и т.д.Религиозная вера.
Можно говорить о сосуществовании атеистической итеологической позиции по отношению к религиозной вере и к источникамрелигиозности в целом.Атеистическая точка зрения не отрицает веру как таковую, а подчеркиваетее зависимость от каких-либо внешних факторов существования человека вприроде и обществе. Например, «вера в бога обусловлена прежде всегообъективнымиотношениямизависимостилюдейотприродыиотгосподствующих над ними общественных сил» [Диалектический и историческийматериализм,1988,процитированнойС.446;формулыГордиенко,восходитк1988,С.303].Л. Фейербаху.Первая«Основучастьрелигиисоставляет чувство зависимости человека… Природа есть первый, изначальныйобъект религии» [Фейербах, 1955, С. 421]. «По мнению Фейербаха, первымопределением религиозного сознания должно быть чувство зависимостипервобытного человека от явлений природы» [Кудрявцев-Платонов, 2008, С.
9].Вторая часть данного идеологического положения восходит к К. Марксу. В целомформула по сути атеистическая, то есть отрицающая веру как имеющуюоснование в независимой ни от человека, ни от природы, ни от общества23абсолютной имманентно присутствующей реальности. Этот атеистическийподход к вере противоположен теологической позиции религиозного сознания.Активнаянерелигиозность(атеизм)можетвмещатьвсебябольшойантирелигиозный компонент, смещение акцента со сверхъестественного наестественное.
Если посмотреть на многие идеологические системы, например,изучить символику коммунистической партии, где в центре вместо ТриединогоБога – Ленин, Сталин и Энгельс, вместо почитания святых мощей в Церкви –почитание мавзолея Ленина и могил революционеров, вместо крестных ходов –парады, то можно увидеть, как зеркально меняются акценты с активногорелигиозного на активное нерелигиозное.В.Д. Шадриков жизнь индивида определяет как «существование его вовнешнем мире от рождения до смерти, благодаря активному взаимодействию свнешним миром, причины которого лежат в самом человеке» [Шадриков, 2011, С.196].