Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В этом активном взаимодействии с внешним миром он подчеркиваетзначение веры в Бога для эмоционально-чувственной стороны личности человека:«Идея Бога является, напротив, отрицанием нарциссизма, ибо только Бог, но нечеловек всезнающ и всемогущ» [Шадриков, 2002, С. 71].Религиозная вера может включать в себя следующие компоненты: вера вБога, как Его понимают в рамках данной конфессии; отождествление себя сверующими определенной конфессии (в нашем случае – с православными); вера всверхъестественныйопыт(особыйопытстеническихиастеническихпереживаний, получаемый в личной духовной практике или в процессе участия врелигиозных таинствах); степень важности религиозных ценностей; вера вбессмертие души, в рай и ад; доверие религиозным авторитетам (отцам Церкви,церковным иерархам, служителям Церкви); вера в истинность соответствующихпредставлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.Индикаторамирелигиознойверыявляютсяконфессиональнаяидентификация - отождествление себя с верующими определенной конфессии;уверенность в существовании Бога, как Его понимают в рамках даннойконфессии; доверие к религиозным деятелям (отцам Церкви, церковным24иерархам, служителям культа); вера в истинность религиозных представлений,взглядов, догматов, текстов и т.
д. [Павенков, 2015].Религиозная личность. Обращаясь к носителю религиозной веры, мытеперь можем определить понятие «религиозная личность». Это субъектотношенийкмиру,переживающийсвоюпринадлежностьАбсолютуирассматривающий Его как источник и опору, причину своей активности.Мировоззрение религиозной личности отличается неоднородностью иопределяется набором характеристик, описывающих религиозное поведение,сознание и отношение.Указанные подструктуры личности религиозного человека обладаютсвоими уникальными характеристиками, подробно описанными в работахЕ.И.
Аринина [Аринин, 2005], В.И. Гараджа [Гараджа, 1996], А.А. Ерышева[Ерышев, 2003], Р.А. Финк [Финк, 2009] и многих других. Обозначим ключевыеположения.1. Религиозное сознание описывается посредством таких показателей, каксодержание религиозной веры (религиозные догматы и представления, в которыеиндивид верит); её интенсивность (степень убежденности личности в том, что теили иные религиозные мифы и предписания являются истинными); уровеньинформированности индивида о вероучении (возможные сочетания незнанияопределенных догматов с фанатичной верой или неверия со знанием всехположений религии).2.
Религиозное поведение индивида выражается посредством фиксациикультовых и внекультовых действий. Основой этого пункта является оценкасоблюдения ритуалов и обрядов религии, принятой индивидом. Под ритуаламипонимаются стереотипные повторяющиеся действия, которые формализуютотношение человека к реальности или имитируют ее. Внекультовым можноназвать поведение, подразумевающее религиозную активность, которая прямо необусловлена ритуалом и обрядностью (концептуализация религиозных идей, ихсистематизация и толкование, работа с молодежью в духовных учебныхзаведениях, миссионерство и т.д.).253.
Религиозные отношения устанавливаются в результате повторяющейсярелигиозной деятельности, их различия определяются посредством оценкиотношений двух субъектов и субъекта со сверхъестественным. В религиозныхотношениях существуют четыре вида посредников: предметы живой и неживойприроды; группа лиц или отдельный индивид; образы Бога, святых и т. д.; язык(правила речевого общения; словесные формулы: благословления, проклятия,заклинания и т. д.).Становление веры и религиозности. Большой популярностью в западнойпсихологии пользуются теории поэтапного религиозного развития. Ряд ученых,взяв за основу концепцию Ж.
Пиаже о познавательном развитии, предлагаютподходить к классификации типов верующих людей с точки зрения того, в какомвозрасте находится индивид.Так, одним из первых вопрос способности ребенка понимать религиозныеидеи начал изучать Р. Гольдман. Ученый выдвинул гипотезу, согласно которойрелигиозное мышление сходно с нерелигиозным и в своем развитии походит теже ступени. Дети 5-7 лет, по его наблюдениям, проявляют некоторый интерес крелигии, но ещё не обладают сформированной способностью к религиозномумышлению. Выходя из дошкольного возраста, от предоперационального образамышления дети переходятк конкретному операциональному, что дает имвозможность более реалистично воспринимать опыт: религиозные идеи обретаютфизическое и материалистическое выражение [Goldman, 1964]. Этот образмышления сохраняется в позднем детском и предподростковом периоде.Школьники пытаются привыкнуть к более реалистическому восприятию религии.Р.
Гольдман пишет: «Становится очевидным, что дети начинают осознаватьпроблему в том, что Бог присутствует одновременно и повсюду, и в каком-тоодном месте в данное конкретное время. Для преодоления этой проблемы Богаследует воспринимать как духа, который не связан какими-либо физическимиограничениями. Но детская естественно-конкретная форма мышления затрудняетвосприятие этой концепции ребенком» [Goldman, 1965, P.103].26Религиозноеразвитиемногихлюдейсоответствуеткритериям,характеризующим по данной классификации религиозное развитие 10-летнегоребенка. На этом этапе происходит формирование ментальности двух миров:мира богословского, где Бог реален и активно проявляет себя, и мираформирующегося научного мышления, где Бог отсутствует.В 13 лет развитие религиозного мышления, как и восприятие школьныхпредметов, переживает перемены.
Обретая способность абстрактного восприятияпредметов, идей, предложений, подросток начинает лучше понимать религиозныйязык.Таким образом, теория Р. Гольдмана основными факторами развитиярелигиозногомышленияназываетментальныйвозрастиментальныеспособности, на практике определяемые с помощью тестов на коэффициентумственного развития. Такие выводы исследователя были критически оцененыдругими авторами (например, М. Районом [Ryan, 1965], А. Фрименом [Freeman,1970], К. Хайдом [Hyde, 1990] и др.).В начале 70-х изучение этой области продолжил Дэвид Элкинд. Врезультате им были выделены понятия институциональной и личностной религии.Личностной религией называют чувства и выстроенные на их основе отношения иконцепции, наблюдаемые у детей, которые можно испытывать по отношению клюдям и живой и неживой природе.
Личностная религия с трудом поддаетсяизучению. Согласно выводам Д. Элкинда разные стадии развития у детейотмечаются появлением характерных мотивов, нацеленных на удовлетворениестремления к познанию и других нужд. Среди них выделяются стремления ксохранности, к репрезентации и отношениям, к постижению. В некоторой степениэти побуждения удовлетворяются элементами институциональной религии(концепция Бога, богослужение и Писание).Д. Элкинд задействовал в своем исследовании 790 испытуемых 5-11 лет, врезультате им были выявлены три стадии развития ребенка [Elkind, 1964].1-я стадия в возрастном диапазоне от 5 до 7 лет – дети в этот периодотличаются «глобальным, недифференцированным» качеством мышления и такой27же концепцией религиозной идентичности. «В целом на первой стадии дети либоне имеют вовсе, либо имеют весьма смутное представление о том, как можнораспознать протестанта, католика или иудаиста» [Elkind, 1978, P.14].2-я стадия в возрастном диапазоне от 7 до 9 лет – способностьконцептуализировать религиозную идентичность уверенно прогрессирует.
«Вовторой стадии ребенок уже абстрагировал определенные конкретные признаки,прежде всего действия, характерные для различных деноминационных групп.Наиболее примечательная характеристика второй стадии - абстракция конкретныхопознавательных признаков деноминационной принадлежности» [Elkind,1978,P.18].3-я стадия в возрастном диапазоне от 10 до 12 лет отмечается переходом нановый уровень восприятия собственных религиозных деноминаций. Она такжеможет быть названа «стадией размышления». Опираясь на свои глубинныеубеждения и верования, ребенок стремится найти в них проявления религиознойидентичности. Именно в этом возрасте дети впервые применяют термин«религия», который ранее не использовали.Д. Элкинд, кроме того, изучал концепцию молитвы. На его взгляд, каждаястадия развития ребенка сопровождается конструированием новой концепциимолитвы.
Она отражает взаимодействие опыта и умственного развития ребенка ине может характеризоваться как полностью спонтанная, так и целиком заученная.Д. Элкинд не углублялся в исследование темы личного отношения с Богом,а сосредоточился на изучении религии как социального института, которая,помогая индивиду в процессе адаптации (в результате взаимодействия со средой),поддается более полному научному исследованию.В работах Джеймса Фаулера описана модель эволюции сознания веры, приэтом последняя не отождествляется с понятием «религия» [Fowler, 1981].Дж. Фаулер также предполагает, что развитие веры включает в себя несколькостадий, при этом четыре начальные дублируют этапы познавательного развития,выделенные Ж. Пиаже.280-я стадия, или предстадия, недоступна для изучения эмпирически.
Этопериод наиболее примитивной веры, основы которой закладываются вотношениях с окружающими до овладения языком.1-я стадия в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет отличается возникновениеминтуитивно-проективнойверы,котораяхарактеризуетсяпроявлениемнравственных эмоций, развернутыми фантазиями и продуктивно-образнымипроцессами.2-я стадия в возрастном диапазоне от 7 до 10 лет – это период мифическибуквальной веры, когда та обретает вид рассказа, драмы или мифа. У ребенкапостепенно развивается конкретно-операциональное мышление, по мере чего онначинает разграничивать фантазии и верования и реальную действительность.3-я стадия (подростковый период) – стадия обобщенно-традиционной веры,период формирования которой отмечен расширением опыта восприятия мираребенком за пределы семьи.