Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Уровень развития религиозного мышления, определяемый на основеанализа:• степени религиозной веры (изучаются религиозные догматы, которыеиндивиды признают истинными);44• уровнярелигиознойинформированности(оцениваетсяосведомленность об основных положениях религии и степень их понимания);• религиозногоопыталичности(еёпутьпознанияБогаисамопознания).3. Религиозная мотивированность социальной активности.4. Влияние религии на деятельность человека в различных социальныхобластях, на стиль жизни личности.5. Наличие религиозных целей, формирующих направленность индивида,социальные задачи личности.6. Религиозный стаж.7. Влияние личностных особенностей человека на восприятие религиозныхидей (наиболее часто используемые защитные механизмы, конформизм,ригидность мышления и др.).Предпринятый анализ дает нам возможность предложить типологиюпричастности людей к вере (как приживаемому феномену) и реализации ее вактивности, что позволяет создать типологию религиозных личностей (Рисунок 1).Выделяются две оси координат – вертикальная и горизонтальная.
По горизонтали– поведение (активное – пассивное). По вертикали - вера (теизм – атеизм).45Теизм (вера)ПААКСТСИИВВННЫЫЕЕАтеизм (неверие)Рисунок 1. Типы религиозности личностиВ культуре зафиксировано многообразие сочетаний представленностиполюсов «теизм-неверие», «активность-пассивность». В порядке иллюстрациирассмотрим героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СтарецЗосима, Алеша Карамазов – примеры глубокой веры и активной религиозности.Юродствующий Павел Смердяков – случай пассивной религиозной веры.
ИванКарамазов, при всей его неоднозначности и колебаниях, активно атеистичен(богоборчество).ФедорПавловичКарамазовпассивноатеистичен(«вольнодумство», сладострастие).Персонажи произведения очень хорошо иллюстрируют тот или иной типрелигиозности (Таблица 2).46Таблица 2. Типы религиозных личностейДмитрий Карамазов, ПавелСмердяков – верующий, пассивныйрелигиозный. Последний персонажвыступает как юродивый, егорелигиозность не носит активногохарактера.Федор Павлович Карамазов –пассивный атеист. Для негохарактерны «вольнодумство» исладострастие. Его образ жизниявляет собой примериндифферентного отношения крелигии.Старец Зосима, Алеша Карамазов –активные религиозные персонажиромана Ф.М.
Достоевского. Этопример неистовой веры и активнойрелигиозной позиции.Иван Карамазов – активный атеист.Данный персонаж неоднозначен ввопросах веры. Для него в большеймере характерно проявлениебогоборчества и атеизма.Основными понятиями нашей модели являются: теизм (вера) - атеизм(неверие), активность – пассивность. Необходимо рассмотреть их более подробно.1. Вертикальная ось: теизм (вера) – атеизм (неверие).2. Горизонтальная ось: активность – пассивность.Данные параметры характеризуют разную степень включенности вразличные практики, представляющие собой систему внешне наблюдаемых актоврелигиозного поведения. Оцениванию здесь подлежит степень участия в жизниЦеркви.
При измерении данного компонента акцент может делаться не столько начастоте религиозной практики, сколько на понимании верующим смысла тогоритуала или таинства, в котором он участвует.Индикаторами религиозной активности верующих являются количествовремени, уделяемого для посещения храма; количество времени, затраченного начтение религиозной литературы; количество времени, проведенного в молитве;участие в религиозных праздниках; наличие предметов культа дома; количестводенег (в процентах от уровня доходов), жертвуемых Церкви, нищим и инвалидами др.При этом человек может быть религиозно пассивным, сохраняя в себе теизм(веру в Бога). Она может не быть определена какой-либо религиозной системой иносить диффузный характер. Наиболее характерны для пассивной религиозности47фразы: «У меня Бог в душе», «Я верю в высшие силы, а не в религию» и т.д.Такой тип религиозности можно назвать диффузным, или квазирелигиозным.«Квази-»подчеркиваетлишьсходствосопределеннымисторонамирелигиозности.В зависимости от выраженности различных компонентов и индикатороврелигиозности (теизм), а также религиозной активности или пассивности можнополучить несколько вариантов типов религиозных личностей.
При этом важноотметить, что мы, в силу специфики темы нашего исследования, будемрассматривать только религиозную активность и религиозную пассивность, безучета возможности формирования групп по признакам не религиознойактивности и не религиозной пассивности личностей. В нашем исследовании насв большей мере интересуют представители теистической направленности(верующие в Бога).
Для удобства мы выделяем три группы:1. Квазирелигиозные-характеризуютсяверойирелигиознойпассивностью (верхний левый сектор). Это понятие получило развитие в работахнемецкого богослова П. Тиллиха, в его понимании «квази» – показательпреднамеренного сходства, основанного на тождественных с религиозностьюэлементах [Тиллих, 2015].Для данного типа людей характерно проявление номинального, иливнешнего типа религиозности.
Они не участвуют в обрядах и таинствах Церкви ине осуществляют религиозные практики, основными из которых являютсяучастие в таинствах церкви, соблюдение постов и молитвы. Важно подчеркнуть,что они соотносят себя с православной конфессией, но при этом могут такжеувлекаться парапсихологией и различными нетрадиционными практиками.Данная группа характеризуется противоречивостью ценностного мира, что можетсвидетельствовать о преобладании фрагментарно-эклектичного отношения крелигии. Мы имеем дело с несформировавшейся или диффузной системойрелигиозных представлений. Такие субъекты могут сочетать в себе увлечениемистическимипрактиками,йогой,медитацией,молитвой,эзотерикой,48псевдонаучными знаниями и т.
д. Для них характерно недифференцируемоепроявление религиозности.2. Умеренно религиозные – характеризуются верой и низким уровнемрелигиозной активности (середина между левым и правым секторами). Даннаягруппа отличается осознанным принятием религиозных ценностей, верой в Бога.Здесь наблюдается стремление обосновать свою религиозность нерелигиознымиспособами, например, наукой, искусством, эстетикой и т.д.
Для представителейэтой группы важной составляющей является рациональный компонент религии.Они ориентированы на баланс «неистовой» веры и здравого смысла. Этопрагматическая религиозность.3. Истинно религиозные, или религиозно-центрированные личности,характеризуются высоким уровнем веры и низким уровнем религиознойактивности (верхний правый сектор).
Выделяя этот тип, мы опирались на работуЭ. Хоффера «Истинноверующий», в которой он говорит о том, что такой человек«берет на себя смелость браться за неведомое и невозможное», потому что«доктрина дает ему полную уверенность в будущем» [Хоффер, 2004, С. 100].Эта группа отличается наибольшей степенью принятия религиозныхценностей, а именно - выбором способа поведения с опорой на предписанныеосновы и постулаты веры.ВыводыВ исследуемой проблеме главным является субъектность отношений,реализуемых человеком. Человек светский (не верующий, не религиозный)рассматривает себя (свое собственное «я») в качестве источника отношений кмиру (мирам). Человек религиозный (верующий) осознает присутствие в себесубъекта более высокого ранга – Абсолюта, являющегося источником и опоройдля реализации всех жизненных отношений (предлагается «трехуровневая модельрелигиозной личности»).49Различия между типами религиозности молодых верующих людей(«квазирелигиозные»,«умереннорелигиозные»,«истиннорелигиозные»),основанные на анализе обширной литературы, в дальнейшем выступят для наспредметом эмпирического подтверждения и анализа.1.
Личность – субъект жизненных отношений к «миру пяти миров» –природы (витальность), предметов человеческой культуры (деятельность), другимлюдям (общение), самому себе (рефлексия), Абсолюту (духовность/ вера).2. Вера – необходимое, но недостаточное условие религиозности человека.Религиозность, созерцательно-деятельное отношение человека к Абсолютуобразуют паттерны поведения и сознания, отвечающие канонам институтов веры.Всвоемразвитиирелигиозностьобнаруживаетфилогенетические,онтогенетические и социогенетические истоки.3. Религиозная личность – субъект отношений к миру, переживающий своюпринадлежность Абсолюту и рассматривающий Его как источник и опору своейактивности.4.
Существуют три типа религиозных личностей3: квазирелигиозные,умеренно религиозные и истинно религиозные.3Эмпирическое обоснование подобной классификации содержится в эмпирической части исследования.50ГЛАВА 2 РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙРЕЛИГИОЗНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ2.1 Проблема разрешения трудных жизненных ситуаций в психологическихисследованияхВ данной части исследования предлагаются общая дефиниция разрешениятрудных жизненных ситуаций, историогенез и некоторые примеры современнойпроблематизации идеи, два способа рассмотрения проблемы, выделение итипологизации способов разрешения трудных жизненных ситуаций (включаяранее не рассмотренные).Определение разрешения трудных жизненных ситуаций.
Термин«разрешение трудных жизненных ситуаций» используется в разных значениях[Тобалов, 2004].В узком понимании речь идет о «копингах» («копинговых стратегиях»,«совладании», «совладающем поведении»), характеризующих когнитивные,эмоциональные и поведенческие стратегии, имеющие осознаваемый характер ипозволяющие человеку справляться с трудными жизненными ситуациями.Фигурируя в этом значении, «копинги» противопоставляются «защитам»(«защитным стратегиям»), имеющим неосознаваемый характер, но такжепозволяющим справиться с трудностями жизни.В широком понимании, исходном для нас, «разрешение трудныхжизненных ситуаций» (синонимы: «реагировать», «справляться с трудностями»)охватывает все способы обращения с трудными жизненными ситуациями. Мывыбрали формулировку «обращение», определяя интересующий нас термин, таккак она активно используется в философских и психологических текстах,позволяет выразить то общее, что совершается в пространстве «между»индивидом и средой, а также в интраиндивидуальном пространстве, когда субъектоказывается в ситуации потенциального или фактического затруднения.