Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В этот период вера должна являться средствомобобщения информации и ценностей. У подростка появляются новые важные длянего люди, и с ними устанавливаются новые личные отношения. Одновременно сэтим у ребенка возникает потребность в установлении личных взаимоотношенийс Богом, которые могли бы дать ему возможность почувствовать, что его знают илюбят всеобъемлюще и глубоко.
Дж. Фаулер отмечает, что это типичная дляподросткового возраста стадия и для многих она становится финальной в планеразвития веры, сохраняясь в последующие годы.4-я стадия (поздний подростковый возраст и молодые взрослые годы) стадия индивидуально-рефлективной веры. Чтобы достичь этой стадии, человекунеобходимо достаточно полно осознать свою идентичность и четко разделятьвзгляды других людей и свое восприятие мира. В этот период также возникаетнеобходимость в критической проверке и переоценке символов, мифов иверований.Поэтомуэтустадиютакжеможноназватьстадией«демифологизации».5-я стадия (средние годы и позднее) – это стадия конъюнктивной веры.
Дляэтого периода характерно повторное появление в вере элементов силы,29заимствованных из более раннего, детского возраста. Эта стадия также отмечена«интеграцией противоречий или полярностей в нашу жизнь» [Fowler, 1981, P. 40].В данном случае это означает появление религиозного символическогомышления.6-я стадия встречается очень редко, её можно наблюдать у индивидов,которые генерировали составляющие веры, подходящие к переживанию высшейсилы, в которую включено все сущее.
Достигшие этой стадии ощущают единствос Богом. Индивиды, находящиеся на шестой стадии развития, вызывают у другихчувство благоговения и почитания. Ярким примером являются святые.Стоит упомянуть, что ряд исследователей (в частности Д. Хейвуд)[Heywood, 1992] критически относятся к идее использования теории развитияребенка в возрасте от 0 до 16 лет как основу концепции, описывающей всю жизньчеловека.Профессором психологии и педагогики Фрибургского университета вШвейцарии Фрицом Озером была предпринята попытка измерения развитостирелигиозного суждения. Он попытался разработать модель, которая могла быописать, объяснить и предсказать религиозное развитие индивида. В рамках её Ф.Озер описал следующие этапы религиозного становления.Нулевая стадия отличается тем, что на ней дети ещё не могут различатьвнешниесилы.Перваястадияхарактеризуетсяполнойинфантильнойзависимостью в осознании своей религиозной ориентации (до 8-9 лет). На второйстадии (до 9-11 лет) восприятие Бога как чего-то внешнего сохраняется, однакоформируетсямнение,чтоонподдаетсявоздействиюобещаниямиилиправильными поступками.
Третья стадия, совпадающая с ранним подростковымвозрастом, но порой определяемая и у людей старшего возраста, отмеченапониманием Бога «как сущности, пребывающей вне человеческой сферы», т.е.личность декларирует свою полную автономность. При этом на четвертой стадии(в позднем подростковом возрасте и в период молодости) автономия ужеопосредованная, т.е.
у индивида присутствует осознание себя личностью,принимающей решения, но при этом не исключается возможность вступления во30взаимно обусловленные отношения с Творцом. На этом этапе личность признаетсвою ответственность и свободу, которая, однако, теперь связывается с Богом.Социальное обязательство воспринимается религиозной формой жизни.
На пятойстадии человек ориентирован на автономию и религиозный интерсубъективизм.Эта стадия дает шанс на всемирную солидарность. Автор упоминает осуществовании шестой стадии, концепция которой создана, но не подтвержденаэкспериментами. Это наивысшая структура логики религиозного сознания,ориентированная на солидарность и всемирную связь, при этом до шестой стадиимогут дойти в своем развитии немногие.Психологические проблемы молодости. Как отечественные, так изападные специалисты в области психологии личности и возрастной психологииуделяют достаточно большое внимание этому периоду в развитии и становленииличности человека.
Если обратиться к хронологическим рамкам данной стадии,то они до сих пор точно не определены. Для того чтобы не было путаницы,исследователи задают временной возрастной диапазон. В нашем исследовании мыбудем основываться на классификации, принятой Всемирной организациейздравоохранения (ВОЗ), и понимать под молодостью возраст с 18 до 44 лет.Согласно Л.С. Выготскому период от 18 до 25 лет есть звено в цепи зрелыхвозрастов (трудно представить, чтобы этот возрастной период был бызавершением детства, а не началом взрослости) [Выготский, 1984]. На этом этапежизнидолжносформироватьсямировоззрение,моральноесознаваниеисамосознание.
У молодого человека обнаруживается стремление к личнойэкспансии, самовыражению, реализации себя в профессии и карьере. Смыслжизни становится одной из категорий, которыми личность оперирует в этотпериод. Этот возраст связан с формированием активной жизненной позиции,самоопределением,осознаниемсобственнойзначимости,выстраиваниемустойчивых убеждений и мировоззрения, реализацией жизненной стратегии[Сапогова, 2005]. Осознанное отношение к религии также устанавливается в этомвозрасте. Становясь зрелой личностью, человек обретает возможность владетьсвоим окружением, он «обладает устойчивым единством личностных черт и31ценностных ориентаций», способен «правильно воспринимать мир и себя» [Кон,1999, С.177].Молодой человек ценит акты рефлексии, содержанием которых является онсам, его поступки, его отношения с другом/подругой, любовными партнерами,«ближними» и «дальними».
Он берет на себя ответственность за других людей,осваивает различные социальные роли (матери, отца, сотрудника офиса,руководителя и т.д.), по-новому открывает конечность и бесконечность жизни[Абрамова, 2003]. Он продолжает открывать для себя свою ускользающуюсущность, расширяя и «обживая» пространство своего внутреннего мира. Этонаиболее сенситивный период, когда человек, совершая поступки, можетосознавать моральную сторону своих действий, приходя тем самым к духовности,высшим проявлением которой является совесть [Шадриков, 2006].В этой связи особый интерес представляет изучение способов разрешениятрудных жизненных ситуаций верующими людьми, для которых отношение крелигии, к пространству Высшего (в понимании модели отношения и моделитопологии жизни Е.Б.
Старовойтенко [Старовойтенко, 2015]) представляетзначимый аспект их бытия в мире.1.2 Типология религиозностиСовременные научные труды по социологии, философии, религиоведению,психологииуделяютпроблемеклассификациитиповверующихлюдейпристальное внимание. Несмотря на то что верующие люди характеризуютсярядом общих черт, между ними существуют и некоторые различия, которыеопределяются не принадлежностью к той или иной конфессии, а содержаниемкультовых действий и религиозных верований.Под «религиозной личностью» мы, как уже отмечалось, имеем в видуверующего человека, опосредующего свое поведение в мире отношением кинститутам веры.
С этой точки зрения верующие индивидуумы не всегда32истинно религиозны. В то же время люди, следующие канонам религии, могутбыть маловерами.Отечественные и зарубежные исследователи в своих работах выделяютопределенные критерии, позволяющие классифицировать типы верующих людей.Основаниями для таких классификаций выступают степень культовой активности(частота следования нормам религиозного поведения, регулярность походов вцерковь и т.д.); интенсивность и глубина веры; степень выраженностиличностного смысла религии (по А.Н.
Леонтьеву) и т.д. Ниже представленынаиболее известные примеры.В ходе анализа литературы в зарубежных исследованиях нами выделенынесколько типологий верующих людей. К примеру, Г. Олпорт в своих трудах,выходивших в 1960-х гг., предложил теорию, согласно которой выделяется дватипарелигиозныхличностейнаоснованиисоциально-психологическиххарактеристик. Первый тип видит в религии инструмент для продвижения кжизненным целям, не относящимся к ней. Посещение церкви, активнаявовлеченностьвдеятельностьрелигиознойобщиныииныевидимоблагочестивые поступки для таких людей - способ доказать право на достойноеместо в кругу единоверцев и лояльность к общепринятому образу жизни. Г.Олпорт отмечает, что религия остается ценностью для ряда представителейданного типа, поскольку способствует обеспечению душевного комфорта, даетутешение, усиливает способность преодолевать негативные переживания.Первомутипурелигиозныхличностейавтортеориидаетопределение«органически не присущий», или «внешний».Представители второго типа видят в религии самостоятельную и конечнуюцель.
Светские, нерелигиозные потребности для представителей этого типаявляются второстепенными, они подчиняют свое поведение религиознымпредписаниям и нормам. Этот тип личности автор теории называет «имманентноприсущим», или «внутренним» [Allport, 1966].КонцепцияпсихологическойГ. ОлпортаиспровоцироваларелигиоведческойсерьезнуюлитературеСША.дискуссиюТак,вразвивая33предложенную им классификацию, D. Batson и L. Ventis в своей монографии«Религиозный опыт» [Batson, Ventis, 1982] критически подходят к оценкесоциальной роли религиозных верований как у верующих «внешнего» типа (чтосогласуется с точкой зрения Г. Олпорта), так и у людей с типом «внутренним»(противоречит взглядам вышеуказанного автора). Отмечается, что религия, даруярадость и освобождая от чувства вины, людей «имманентно присущего» типаобъективно сковывает жесткими рамками догматического мышления, канонамивероучения,влияетнаихспособностьпринципиальночто-томенять,препятствует гибкости мировоззренческих установок.
Для индивидов «внешнего»типа религия может стать источником неврозов, оказывая негативное влияние на«душевное здоровье» человека.По итогам исследований D. Batson и L. Ventis установили наличиепозитивнойкорреляциимежду«внешней»религиознойориентациейиподверженности индивида различным предрассудкам, в частности – на расовойпочве. Люди «внутреннего» религиозного типа демонстрировали видимуюнегативную корреляцию двух вышеуказанных показателей, которая, однако, небыла подтверждена на практике: реальное поведение таких испытуемых недемонстрировало терпимости и избавления от расовых предрассудков [Batson,Ventis, 1982].Крометого,D.BatsonиL.Ventisнастаивалинавыделениидополнительного, третьего типа религиозной ориентации, который был назван«ориентацией поиска».