Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Ими была предложена теория,согласно которой способы разрешениятрудностей являются достаточноустойчивым механизмом личностного развития, определяющим человеческуюреакцию на тот или иной стрессовый фактор.Большинство исследований заострило внимание на когнитивном иэмоциональномаспектахразрешениятрудностей,насознательномилибессознательном реагировании на ситуацию, не рассматривая религиозность каквозможность обращения с трудностями.Цель исследования – установить соотношение между типом религиозностии характером разрешения трудных жизненных ситуаций верующими людьми.Объект исследования – способы разрешения трудных жизненныхситуаций.Предмет исследования – взаимосвязь типов религиозности и способовразрешения трудных жизненных ситуаций верующими молодыми людьми.Общая теоретическая гипотеза исследования: существует связь междутипом религиозности и типичными способами разрешения трудных жизненныхситуаций у верующих молодых людей.Первая частная гипотеза: существует три качественно своеобразныегруппы верующих молодых людей – квазирелигиозные, умеренно религиозные,истинно религиозные.Вторая частная гипотеза: существует три способа разрешения трудныхжизненных ситуаций: защита, копинг, овладевание.Третья частная гипотеза: типы религиозности молодых верующих людей(квазирелигиозный,умереннорелигиозный,истиннорелигиозный)обусловливают типичные для них способы разрешения трудных жизненныхситуаций (защита, копинг, овладевание).При этом формулируются следующие эмпирические гипотезы:а) в профиле разрешения трудных жизненных ситуаций квазирелигиозныхмолодых людей преобладает защитное поведение;8б) в профиле разрешения трудных жизненных ситуаций умереннорелигиозных молодых людей преобладает копинговое поведение;в) в профиле разрешения трудных жизненных ситуаций истиннорелигиозных молодых людей преобладает овладевающее поведение.Задачи исследования:1.
Определить понятие «религиозная личность».2. Проанализироватьрелигиозностиисуществующиепредложитьвлитературетеоретическуюмодельтипологиирелигиозности,подтверждаемую эмпирическими данными.3. Разработатьтипологиюреагированиянатрудныежизненныеситуации, включающую в себя ранее не исследуемые авторами формы;обосновать существование такого способа разрешения трудных жизненныхситуаций, как «овладевание» («превосхождение трудностей»).4.
Провести эмпирическую верификацию предложенной типологииразрешения трудных жизненных ситуаций.5. Охарактеризоватьтипичныестратегииразрешениятрудныхжизненных ситуаций для молодых верующих различного типа религиозности.Теоретико-методологическуюосновуисследованиясоставили:ситуативный подход к совладающему поведению (Р.
Лазарус, С. Фолкман);культурно-историческаятеория(Л.С. Выготский);концепцияактивнойнеадаптивности (В.А. Петровский).Эмпирическая база исследования. В исследовании участвовало 335респондентов (96 мужчин и 239 женщин от 18 до 32 лет); проводилось на базеНационального исследовательского университета «Высшая школа экономики»(НИУ ВШЭ), г. Москва, НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновскийгуманитарный университет» (ПСТГУ), г. Москва, НОУ ВПО «Российскийправославный институт св. Иоанна Богослова», г. Москва.Методы исследования: опросники, метод независимых экспертов, методыстатистическогоанализа(кластерныйанализ,эксплораторный и конфирматорный факторный анализ).дисперсионныйанализ,9Использовались методики:«Методика• изучениярелигиознойактивности»МИРАД.О.
Смирнова;«Методика• определенияиндивидуальныхкопинг-стратегий»Э. Хайма;Копинг-тест WCQ (Опросник о способах копинга) Р. Лазаруса и• С. Фолкман(адаптированколлективомисследователейподруководствомЛ.И. Вассермана, СПбПНИ им. В.М. Бехтерева);• «Тест для определения структуры индивидуальной религиозности»Ю.В. Щербатых.Научная новизна и теоретическая значимость исследования:– В работе выделены две категории явлений: тип религиозности и паттерныразрешения трудных жизненных ситуаций.– На фоне представленных в литературе многообразных типологийповедения человека в трудных жизненных ситуациях разработана расширеннаямодель реагирования, включающая в себя четыре паттерна поведения: пассивноадаптивное (защита); активно-адаптивное (копинг); активно-неадаптивное(овладевание); пассивно-неадаптивное (деструкция).–Предлагается«превосхождениеситуациями»,трудностей»,«победапротивостояниепонятиенадсубъекта«овладевающее«контрольнадтрудностями»),трудностям,поведение»(синонимы:труднымижизненнымичтореальнымозначаетилидеятельноепотенциальным,избыточное с точки зрения требований ситуации.
Охарактеризованы две формыовладевания:а) «высвоение» опыта пережитого (поиск и повторное проигрываниесубъектом пройденных трудных жизненных ситуаций);б) прохождение эмоционального «флаттера» (состояния повышеннойнапряженности и нестабильности в связи с неизвестностью позитивного илинегативного исхода ситуации).10– Разработан метод эмпирической дифференциации трех групп религиозныхличностей–«квазирелигиозные»,«умереннорелигиозные»и«истиннорелигиозные».– Разработан методэмпирической дифференциации трех стратегийразрешения трудной жизненной ситуации – «защита», «копинг» и «овладевание».– Выявлена специфика профилей разрешения трудных жизненных ситуациймолодыми людьми разных типов религиозности.– Сформулированы предположения, объясняющие взаимосвязь типоврелигиозности и специфики профилей разрешения трудных жизненных ситуацийв группах квазирелигиозных, умеренно религиозных и истинно религиозныхличностей.Практическая значимость исследования.
Результаты теоретической иэмпирической работы, полученные в рамках исследования, могут бытьиспользованы в процессе подготовки студентов психологических факультетов,духовных семинарий, групп самопомощи и самопознания, тренингов личностногороста, стресс-менеджмента, в процессе психологического консультирования и, вчастности, христианского консультирования.МатериалыисследовательскогоисследованиясеминарабылипредставленыНИУВШЭвкурсенаучно-(В.А. ПетровскогоиЕ.Б. Старовойтенко) и могут быть включены в магистерские программы в областиперсонологии и психологического консультирования.Положения, выносимые на защиту:1.
Существуют четыре способа реагирования людей на трудные жизненныеситуации,определяемыевтерминах«пассивность/активность»и«адаптивность/неадаптивность»:деструкция – пассивно-неадаптивное поведение, претерпевание трудностей,реагирование «вопреки смыслу» (являясь одним из способов реагирования натрудную жизненную ситуацию, становится альтернативой способам разрешениятрудностей);11защитапредставляетсобойпассивно-адаптивноеповедение,приспособление к трудностям, сопровождаемое иллюзорной (псевдосмысловой)интерпретацией значимости собственных действий (или бездействия);копинг – активно-адаптивное поведение, преодоление трудностей, смыслкоторого предшествует действию, осознается субъектом и лежит за пределамисамого действия;овладевание–активно-неадаптивноеповедение,превосхождениетрудностей, смысл которого заключен в самом акте разрешения трудностей.2.
Способы разрешения молодыми верующими людьми ТЖС соотносятся стипом их религиозности.3. Существуют три качественно дифференцированные группы молодыхверующих,различающихсяпосвоемуотношениюкрелигиикаксоциокультурному институту: квазирелигиозные, умеренно религиозные, истиннорелигиозные.4. Специфика связи (соотношения) между способами разрешения ТЖС итипом религиозности молодых верующих людей состоит в том, что:квазирелигиозные и умеренно религиозные молодые верующие чаще, чемистинно религиозные, опираются на защиты, а также характеризуются сходнымуровнем использования копингов;истинно религиозные молодые верующие, по сравнению с представителямидругих групп, реализуют главным образом защиту и овладевание.5. В профиле разрешения трудных жизненных ситуаций у истиннорелигиозных молодых верующих доминирует овладевание.Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследованияобеспечивались: теоретико-методологической проработанностью положенийисследования; использованием апробированного и надежного инструментария;содержательным анализом факторов, которые были получены при использованиидиагностических процедур; репрезентативностью выборки; применением методовматематической статистической обработки.12Апробациядиссертационногоивнедрениеисследованияработы:обсуждалисьрезультатынапроведенногоследующихнаучныхмероприятиях:1.
XIV Международные чтения памяти Выготского Л.С. «Психологиясознания: истоки и перспективы изучения» с 12 по 16 ноября 2013 года на базеИнститута психологии им. Выготского Л.С. Российского государственногогуманитарного университета, г. Москва. Тема доклада: «Сознание верующихмолодых людей».2. XIII Международные чтения памяти Выготского Л.С. «Личность какпредмет классической и неклассической психологии» c 13 по 17 ноября 2012 годанабазеИнститутагосударственногопсихологиигуманитарногоим.Выготского Л.С.университета,г. Москва.РоссийскогоТемадоклада:«Совладающее поведение религиозных личностей».3. Международная научно-практическая конференция «Гуманизацияобучения и воспитания в системе образования: теория и практика» с 20 по 21марта 2012 года с участием Научно-издательского центра «Социосфера»Российско-Армянского (Славянского) государственного университета, Высшейшколы политических и общественных наук, Информационного центра «МЦФЭРресурсы образования», г.