Диссертация (Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций". PDF-файл из архива "Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Угринович отмечает, что и мистик, и созерцатель редковстречаются в «чистом виде» - чаще всего формируется смешанный типверующего человека.В работах Э.В. Протасова основаниями для классификации религиозныхлюдей становятся социальная ориентация и условия формирования религиозности[Политическое самообразование, 1975]. Путем опроса, проходившего в 1974-1975годах, были выделены две категории испытуемых на основе позитивного илинегативного социального восприятия. Представители первого типа отличаютсядеятельным участием в общественной работе, наличием друзей-неверующих,терпимостью к людям, не следующим религиозным канонам, уверенностью в том,что жизнь человека определяется им самим, а вера в Бога не может стать главнымсредством преодоления аморальных общественных явлений. Люди с негативнымсоциальным восприятием характеризуются отказом от участия в общественнойработе, отсутствием друзей-неверующих и убежденностью, что судьба человека39полностью подчинена Богу и лишь вера может стать действенным способомпреодоления аморальных явлений в обществе.Опираясь на второй критерий (условия формирования религиозности),ученым также было выделено два типа религиозной личности:- религиозные с детства (религия для таких людей - нечто привычное иустоявшееся, они осмысляют содержание и социальную функцию религиознойверы, а многие не отличаются твердыми убеждениями в отношении истинностирелигиозных догматов);- приобщившиеся к религии путем «обращения» (это выросшие внерелигиозной среде люди, пришедшие к религии в юности или в зреломвозрасте.
Как правило, причиной последнего стал жизненный кризис и поисквыхода из него; представители этого типа – часто одинокие люди, снесложившейся личной жизнью или проблемами в браке).В монографии И.Н. Яблокова «Методологические проблемы социологиирелигии» [Яблоков, 1972] был предложен подход к исследованию верующихлюдей. В качестве основы были определены уровень, содержание религиозногосознания и тип религиозного поведения.
И.Н. Яблоков различал четыре типарелигиозных людей:1. Верующие, для которых определяющей становится религиознаяжизненная ориентация. Они не просто верят в Бога, но и убеждены в истинностидругих существенных для религии догматов, которые существенно влияют нанравственное сознание этих людей. Представители этого типа деятельноучаствуют в жизни религиозной группы, регулярно включаются в культовыедействия, нацелены на распространение своих религиозных взглядов.2.
Верующие, ориентация на религию для которых важна, но не являетсяопределяющей. Сохраняя веру в Бога, эти люди не убеждены в истинностинекоторых иных догматов. Их нравственное сознание находится под влияниемрелигии лишь в определенной степени. Представители этого типа не занимаютактивную позицию в религиозном сообществе, не принимают деятельного40участия в распространении веры, культовые действия в их поведении играютвторостепенную роль.3.
Верующие с религиозной ориентацией подчиненного характера: приохранении веры в Бога иные существенные элементы религиозной веры имиутрачены. Нравственное сознание представителей этого типа не подчиненовлиянию религии, они нерегулярно принимают участие в культовых действиях ив пропаганде религиозных взглядов.4. Люди, колеблющиеся между верой и неверием: для них характернанеуверенность в существовании Бога, в истинности предложенных церковьюрелигиозных догматов. Представителям этого типа не свойственно участие вкультовых действиях, они не поддерживают крепких связей с религиознойгруппой и не участвуют в распространении религиозных взглядов.
Социальнаядеятельность таких людей не мотивирована религиозными стимулами [Шмелев,2012].Важно отметить, что религиозность «не приводит к росту субъективногоблагополучия, как полагали многие авторы. Только внутренняя и глубокоинтегрированная духовная мотивация приводит к улучшению психологическогосамочувствия» [Ясин, 2016, С. 64].Среди российских психологов, подробно изучающих психологию религии,стоит выделить Б.С. Братуся, который говорит о том, что: «Христианскаяпсихология – опыт принципиально вершинной отечественной психологии»[Братусь, 2007, С.
54]. Он стал одним из основоположников российскойхристианской психологической мысли. Среди приверженцев такого роданаправления в первую очередь стоит выделить С.А. Белорусова [Белорусов, 2009],Ф.Е. Василюка [Василюк, 2005], Ю.М. Зенько [Зенько, 2009] и др. В своихисследованиях они в большей степени сконцентрировались на встраиваниихристианской психологии в корпус научной мысли.Рассмотренные классификации зарубежных и отечественных авторов былиобобщены нами в таблице (Таблица 1) [Привод. по Шмелев, 2012].41Таблица 1.
Классификации типов верующих людейОснованияклассификацииПо направленностижизненных целейличностиВ зависимости отсоциальной ролирелигиозных верованийПо определениюкогнитивной структурыПо типу религиозногомышленияКлассификацияВнешние и внутренниецели по отношению крелигии.«Внешний тип»;«внутренний тип»;«ориентация поиска».Закрытый и открытыйтип.Консенсуальнаярелигиозность;обязанная, преданнаярелигиозность.По центрированности наI-религиозность (назадаче или на себезадаче); Ерелигиозность (на себе).По ценностнымЭтические исоциальным установкамвозрожденныехристиане.По степениАвторитарный;выраженностигуманистический тип.стремления кудовлетворениюпотребности всамосовершенствованииВ зависимости отЭстетический;преобладания того илиэтический; покорноиного защитногосдающийся;механизмабратолюбивый.В зависимости от5-7 лет - отсутствиеразвития ментальногоинтереса к религии;возраста и ментальных средний детский возрастспособностей- религиозные идеипринимают физическоеи материалистическоевыражение; позднийдетский ипредподростковыйвозраст –реалистическоебогословие; 13 лет –способность пониматьАвторыГ.
ОлпортД. Бэтсон и Л. ВентиксМ. РокичР. Ален и Б. СпилкаР. КохР. ПалутцЭ. ФроммВ. ГрейР. Гольдман42религиозный язык.В зависимости отСтадия 1 (возраст: 5-7уровнялет) - концепциясформированности техрелигиознойили иных мотивовидентичностиудовлетворения нужд инедифференцирована.потребности в познании Стадия 2 (возраст: 7-9лет) – формированиерелигиознойидентичности.Стадия 3 (возраст: 10-12лет) – поиск проявленийрелигиознойидентичности.В зависимости от0 стадия – примитивнаяуровня развитиявера.мышленияПервая стадия (возраст:3-7 лет) - интуитивнопроективная вера.Вторая стадия (возраст:7-10 лет) - мифическибуквальная вера.Третья стадия(подростковый возраст)– обобщеннотрадиционная вера.Четвертая стадия(поздний подростковыйвозраст и молодыевзрослые годы) индивидуальнорефлективная вера.Пятая стадия (средниегоды и позднее) –конъюнктивная вера.Шестая стадия –ощущение единства свластью бытия или сБогомВ зависимости отГлубоко верующие;отношения к религии иверующие;атеизмуколеблющиеся;индифферентные крелигии люди;пассивные атеисты;Д.
ЭлкиндДж. ФаулерН.А. Мельникова43активные атеисты.Мистик-созерцатель исоциальный деятельВ зависимости отинтровертированности –экстровертированностиличностиВ зависимости отЛичности с позитивнымсоциальной ориентациии негативнымирелигиознымусловий формированиявосприятием.религиозностиРелигиозные с детства и«обращенные».В зависимости1. Верующие,(основной критерий) отопределяющейхарактера и местажизненной ориентациейрелигиознойкоторых являетсяориентации в рядурелигиозная.ценностных2. Верующие,ориентаций, от уровня, религиозная ориентациясодержаниядля которых являетсярелигиозного сознания вважной, но несочетании с типомопределяющей.религиозного поведения3.
Верующие,религиозная ориентацияу которых являетсяподчиненной.4. Колеблющиесямежду верой иневерием.Д.М. УгриновичЭ.В. ПротасоваИ.Н. ЯблоковИзучив подходы к типологизированию верующих людей, мы можемотметить, что предложенные основания для классификации являются невзаимоисключающими, а дополняющими друг друга. По результатам анализаможно утверждать, что определить, к какому типу относится религиозныйиндивид, возможно при учете следующих факторов.1. Отношение к религии и атеизму.2.