_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам) (Билеты и ответы 2015-го года), страница 7
Описание файла
Файл "_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам)" внутри архива находится в папке "Билеты и ответы 2015-го года". PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Греческая философия и мифология безнравственна (Диоген умер отобжорства). Обвиняет греков в плагиате (науки, алфавита…). Человек – венец творения. Всё, что создал бог, он создалдля человека, поэтому нельзя поклоняться язычеству. Нет смысла в жертвоприношениях. Бог всеблагой, всемогущ,всезнающ, абсолютно ни в чём не нуждается, поэтому обещать ему что-то (приносить жертвы) бессмысленно. Главное– открыть богу своё сердце.Теофил. Плагиат греков по Татиану. Мудрость языческих философов ложна по определению, так как не опиралась нанадёжные основы истинной веры. Всякое дело должно начинаться с веры.
Как земного царя не все видят, но все о нёмзнают, так и царя небесного не видят, но знают по его делам.Афинагор. Писал Марку Аврелию просьбу о прекращении гонений на христиан. Спекулятивная христианскаяфилософия. Пытался внести принцип рационализма в обоснование веры. Два доказательства существования бога –индуктивное и дедуктивное. Посмотрите на этот мир, вы увидите, как он красив, гармоничен, значит, кто-то этот миртак красиво устроил. Дедуктивное: бог – существо беспредельное, всеохватывающее, значит, он может быть толькоодин, иначе его признаки бы ущемлялись.Тертуллиан (160-220). Родился в Карфагене. Крестился в 35 лет. Считал, что цивилизация извратила человека,приобщила к миру ложных ценностей.
Один способ вернуться – принять христианство и аскетизм. Философскиешколы ничего общего с христианством не имеют, заняты они разговором, истину не знают, только ищут и ещё ненашли. Философия положила все ереси. Пусть прислушивается к голосу души, тогда он постигнет бога и всёостальное. Истина – от бога, а ереси – от дьявола. Мы не нуждаемся ни в каком любопытстве после Христа. Всвященном писании дана вся истина. «То, что я не могу постичь разумом, не означает того, что этого не существует».За буквальное прочтение библии. Идея о непогрешимости церковного авторитета.
Бог есть чистый дух, но он телесен,т.к. всё, что существует, имеет тело. Человек есть единство души и тела. Душа так же телесна и бессмертна. Человекнаделён свободой выбора. Всё зло в мире происходит от человека. Каждый имеет право выбирать свою религию.Обвиняет языческих богов в безнравственности.Делил общество на 2 лагеря – светское и духовное. Первое ориентировано на приходящие, материальныеценности, все надежды связаны с этим миром. Второе – на вечные, подлинные ценности, небесные истины. Всенадежды на потусторонний мир, смерть надо ждать.Классическая патристика (после 325 г.)Объяснение догматов церкви, принятых в Никее.
380г – Второй вселенский собор (Никео-константинопольскийсимвол веры). Два уровня восприятия библии (прочтение и восприятие каждым и проникновение в глубинный смыслбиблии).Основные деятели: «три светоча копадокийской церкви»:Григорий Богослов. Христианская мудрость – прямая наследница языческой, но надо опираться на веру.
Вераозначает безоговорочное принятие священного писания.Григорий Минский. При общении с богом – «ты мне – я тебе». Философия – средство толкования богословскихистин. Рационально бог непостяжим. Развитие мира – реализация плана, но бог в нём не участвует. Человек –посредник между богом и миром.Василий Великий. Проповедовал монашество, аскетизм, презрение ко всему мирскому. Отстаивал отделениецеркви и государства. Если возможно, то надо использовать наследие античности.Плюс к ним примкнул Иоанн Златоуст. Монополия церкви на все сферы частной и общественной жизни.
«Постесть пища души».Самый значимый патрист - Августин Блаженный16. Блаженный АвгустинАвгустин Блаженный (354-430)Самый значимый патрист. Родился в Северной Африке, в 33года принял христианство и получил сан епископа. В18 лет уже имел сына, потом к женщинам охладел (мягко говоря). Систематизация христианское вероучения,опровергал язычество. Апостольская церковь стала епископской (после 380). «Церковь не только приглашает к добру,но и принуждает к добру». «Лучше рана, принесённая другом, чем поцелуй врага».
Цель оправдывает средства и цель– сделать из грешника христианина. Резко против языческой философии, так как она не дала целостной картины мира.Языческие боги выдуманны. Величие Рим добыта не поклонением богам, а политике. Всё истинное можно обнаружитьв священном писании.Августин хвалит контрразведчика, если ему удается заставить еретика признаться в том, что он ересь, безфизического воздействия.Считал, что никакого весомого следа в философию античные философы не внесли, вся философия представляетсовокупность противоречивых мнений. Языческие молитвы не смогли предотвратить всех бед, которые свалились наголовы римлян.
В поддержке язычества были заинтересованы правители, чтобы иметь жесткую идеологию.Мир – один, лучший из возможных миров, т.к. это творение совершенного. Душа – бессмертна, обладает памятью,разумом и волей. "Я желаю знать только бога и душу". Высший акт Воли – Вера. Природа - божественное творение ипознать природу можно только через слово божие.
Созерцание допустимо только, если цель его - изучениеприродного могущества творца.Время существует только в нашей душе. Реально только настоящее, а прошлое обязано своим существованиемнашей памяти. Правильнее говорить "настоящее прошедшего" и " настоящее будущего". Бог пребывает в вечности сам бог не изменяется и вечность не изменяется.Теодицея -обращение к богу.Встаёт вопрос: если бог такой хороший, то почему он сделал такой плохой и злой мир?•Зла в мире нет. То, что мы называем злом, - это недостаток добра. Есть только добро, которое в разной степенипроявляется. На мир мы можем смотреть только изнутри, понять его в целом мы не можем и оцениваем субъективно, абог видит мир в целом, и в целом в мире добро гармонично.•Бог наделил человека умом и совестью. Первый человек выбрал грешный путь, гармония с богом разрушилась, итеперь человек если и делает добро, то только когда на него сходит божественная благодать.
Без нее получится толькозло.Необходимо установить гармонию веры и разума. С одной стороны нет разумного познания без веры, но и нет веры без познания.•Что я знаю - в то и верю, но не все, во что я верю, я знаю.•Верить чтобы знать. Познание должно начинаться с веры.•Никто не способен понять, что такое бог, если прежде не поверит в его существование.•Человек делается похожим на дьявола тогда, когда он пытается жить по человеку, а не по богу.Все человеческие страсти делают человека далёким от бога.
Отрицательно относится к искусству, считая его идолопоклонством.Град земной – жить по человеку, «любовь к себе доведена до неверия в бога».Град божий - жить по богу, «любовь к себе, доведенная до презрения к себе, есть любовь к богу».17. Средневековая схоластика. Учение о двойственной истине, номинализм, реализм.Средние века - 6-го по 15 век До 12 века - раннее средневековье, до 15-го века - позднее.Изменилось отношение к образованию. В 8 веке на востоке появляются первые университеты, на западе - только в 11.Теоцентризм - главной проблемой была проблема бога.Телеологизм - идея о целесообразности.Креационизм - учение о создании мира.Появляются монастыри и монашеские ордена, которые превращались в очаги просвещения.
7 свободныхисскуств, 2 ступени:Тривиум - трехпутие - изучение грамматики, риторики и диалектики.Квадриум - четырёхпутие - арифмтика, геометрия, астрономия и музыка.В районе 11 века монастырские школы стали превращаться в философские образования. Ряд школ стал центромкультуры.
Схоласты - ученые, которые там работали. Схоластика - ученая мудрость, философия средних веков.Главная её цель - соединить догматические предпосылки из священого писания.2 типа знаний: естественные и сверхъестественные. Главную роль играет нормативый текст. Священное писание для сверхъестественного. Тексты Платона и Аристотеля - для естественного.Задача состоит в том, чтобы научиться эти тексты читать и интерпретировать.Первым схоластом является Боэций (480-524), выдающийся римский философ - этолог. Он переводил налатинский язык труды античных философов.
Когда сидел в тюрьме за свои идеи, написал "Утешение философии" вформе диалога с женщиной по имени философия. «Ты пришел к тому, к чему и шел. Ты шел к земным ценностям,которые не вечны... Неправильно ты расставил свои акценты. Главное для человека - жить по богу». Казнь Боэция –конец мученической философии. В 529 г Юстиниан уничтожает философские школы на востоке.Иоанн Сход Эриугена(9 век)Схоласт – еретик. Был шотландско-ирландского происхождения. Написал работу о разделении природы ибожественном предопределении, за что осуждался еще при жизни.Был пантеистом, т.е.
отождествлял природу и бога. «Бог и природа вместе являются началом иконцом всего».Одной из важнейших проблем был спор об универсальном: как существует общее и существует ли оно вообще?Христианский бог с одной стороны един, с другой - един в 3х лицах (отец, сын и святой дух). Как он соотносится? 2ереси: Унитарии - акцент на единство бога и Тринитарии - на его "тройной состав"...Реалисты:Вильом Изшампон (11 век - начало 12-го)«Все индивиды - только отпечатки некоего общества. Сущность у человека едина, но благодаря случайнымвидоизменениям они становятся разными.Святой Ансемий Кентерберийский (11 век - начало 12-го)Наместник Папы Римского.
Итальянец. Считал, что все догматы веры должны быть и могут быть обоснованырационально. 2 доказательства бога:Апостериорное доказательство существования мира:•Весь материальнй мир очень изменчив и случаен. Но если бы это было только так, то он бы рассыпался. Значит, углобальной изменчивости есть необходимая основа.Априорное доказательство:•В духовном мире существует нечто, выше чего нельзя помыслить. Мы говорим о боге как о совершенном и т.п., но унас должно существовать представление о совершенном существе, оно должно реально существовать.Но католики были с этим не согласны.Номиналисты: Реальность отсутствует как класс.Умеренные номиналисты: общее существует только в понятии.Росцеллин: «Есть только то, что можем мы воспринимать, или хотя бы представить.
Как представить животноевообще? Значит его нет. В боге важнее его ипостаси, нежели его единство».Абеляр Пьер (11 век - начало 12-го)Выдающийся оратор, говорил только на латинском, умеренный номиналист.Верить можно лишь в то, что можно рационально обосновать.