_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам) (Билеты и ответы 2015-го года), страница 2
Описание файла
Файл "_2015. Еще билеты (не соответствуют экз. вопросам)" внутри архива находится в папке "Билеты и ответы 2015-го года". PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Надо определённое число раз произнести их.Дзен-буддизм. Исповедуется в Японии (около 60 монастырей), сейчас популярен в США, Европе, но всерьёз –только в Японии. Дзен – «размышление». Человек медитирует, погружаясь в размышления, саморефлексия… Что быне засыпать, во время медитации ходит человек с палкой и стимулирует.Единственной реликвией буддизма является зуб Будды (хранится в Шри-Ланке, был вытащён из погребальногокостра после смерти).
Нет понятия паломничества. Почти все монастыри расположены в местах, где буддистов почтинет. Монахи не исповедуют, не отпускают грехи (нет таких понятий).Будда говорил, что его учение будет распространяться тысячу лет, но если туда ввяжется женщина, то этот сроксократится вдвое.Космогония буддистская. Есть некий Ишвара, который создал всё мироздание по своему желанию. Он един в трёхлицах: Брахма (творение), Вишну (хранитель сотворённого) и Шива (разрушение).
Буддисты эти идеи не приняли, таккак мир пребывает в процессе постоянного разрушения и возниконовения. Если мир творится этим Ишварой, то тогдаон одержим одновременно противоречивыми желаниями. Тем более почему в мире так много страданий, если онполучает от этого удовольствия, то он какой-то странный. Буддисты предложили следующуб концепцию. Всё чтопроисходит есть результат взаимодействия естественных причинУ индусов была вера в бога Ишвару (единство трёх богов: бога Брахма (функция творения), Вишну (сохранение,упорядочивание), Шивы (разрушитель)) - единственную причину существования нашего мира.Немного подумав, индусы пришли к выводу, что никакого Ишвары нет (слишком уж он противоречивый), всеестественно, никаких богов нет и т.п.3.
Философия Древнего КитаяКонфуцианствоВозникло примерно в 5-6 веках до н.э., религией по сути не является. Конфуций – выдающийся педагог,мыслитель, политический деятель Китая, жил с 551 по 479 до н.э. В 136 г до н.э. Конфуций был обожествлён иконфуцианство было принято как официальное учение в Китае. В 555 г н.э. был издан указ о создании в каждомкитайском городе храма в честь Конфуция.Канон (тринадцатикнижие) сложился в 10-12 веках, включает в себя произведение, созданные во второйполовине первого тысячелетия до н.э.
Это 13-книжие являлось основой обучения китайцев и оставалось таким до 20века (до китайской революции в 1911 г.). Сам Конфуций ничего не писал (он создал школу, когда ему было уже 50лет), а ученики тщательно записывали и результатом явилась книга «Беседы и высказывания» - сборникнесистематизированных высказываний, нравоучений. Каждый китаец должен был выучивать её наизусть ипользоваться её до своего конца.Природа его не интересовало, его философия была антропоцентрична. Целью было создать идеальные отношениямежду людьми и в семье, и в обществе, и в государстве.
Разрабатывает концепцию об идеальном муже.Идеализируется прошлое, уважение к старшим. Был фаталистом – всё определено судьбой, и кто не верит в судьбу,тот не может считаться настоящим мужем. А идеальный муж испытывает три страха: перед могуществом судьбы,перед великими людьми и перед словами мудреца. Таким мужем может стать каждым. Он должен вызывать уважение,не быть жестоким, справедливым, осторожен по отношению к тому, что не знает. Слушаю многое, выбираю лучшее,следую только ему.
Когда учишься, должен размышлять. Всегда надо руководствоваться словом «снисходительность».О государстве – каждый должен быть на своём месте (должна соблюдаться иерархия). Мудрый правитель должензаботиться, чтобы у его подчинённых всегда была еда, военное снаряжение и чтобы народ доверял правителю. Иначебудет неустойчивость и государство погибнет. Не стоит заставлять людей делать что-то путём угроз, надо чтобы емубыло противно это делать. Закон фа – закон в нашем понимании, закон ли – жизнь на основах доброты,человеколюбия и т.п. Так вот, надо следовать не закону фа, но ли.Государство рассматривалось как большая семья. Руководитель государства был как отец.Как вести государственные дела - очень просто. Правитель должно быть правителем, рабочий - рабочим, каждыйдолжен знать свое предназначение в жизнии и делать своё дело.
Должен быть достаток продовольствия, войск, веры вправителя и его близких.Не делай другим того, чего не желал бы себе.После смерти Конфуция его школа распалась на 8 школ, наибольшее значение из которых имели две: школа мэнцзы и школа сюн-цзы. Мэн-цзы: все люди от природы добры, они стремятся к доброте, но на них действуют внешниефакторы.
Умный правитель должен быть озабочен чтобы все его люди были заняты своим делом. Те, кто работаютсилой ума, те подчиняют тех, кто работает силой мышц, но подчинённые содержат тех, кто ими управляет. У сюн-цзы:человек имеет злую природу, всё, что в нём есть хорошего, есть благо приобретённое, с рождения человек стремится квыгоде, поэтому надо особое внимание надо уделять воспитанию. Атеизм (дожди идут как после молитв, так и передними).Законники, ЛейбистыКрупнейший идеолог - Шань Ян (4й век до н.э.).
По всем параметрам противоположна конфуцианству. Как быхорошо в прошлом ни было, не надо всегда оглядываться назад. Раньше люди были просты и честны, а сейчас хитры.Законы должны подстраиваться под нынешнее время.Государство - бездушный механизм. Надо иметь много наказаний и мало наград. Умный правитель долженбольше карать, а не хвалить. Доброта - основа порока.
Необходимо доносить друг на друга. Всё должно бытьунифицировано, потребности сведены к минимуму. Запрещается искусство, которое способствует разврату. Законникизакрыли философские школы, разогнали всех философов. Государство - бездушный механизм. Вместо добрыхправителей должны быть злые чиновники. Правителю можно поступать любыми принципами.
Главная цельгосударства - расширение и укрепление территорий. Торговля и ремесло - дела сомнительные. Земледелие и военноедело - главное.Закон Фа - человеческий. Понятие Дао - вечно, неизменно, постоянно, то, что родилось до земли и неба.Характеризуется всеми отрицательными качествами по сравнению с нашим миром.ДаосизмОснователь Лао Цзын (вторая половина 6го - первая половина 5го века до нэ). «Дао де Цзын» - главный труд.
Даоописывается как вещь, возникающая в хаосе, одиноко стоит и не изменяется, всюду действует, находится впостоянном движении. Человек следует небу, которое следует дао, которое следует естественности. Считали, что узаконников принцип круговой поруки и принцип равных возможностей.•Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор.•Не будет драгоценностей - не будет соблазна и не будет войн.•Мудрый правитель делает сердца простых людей пустыми, а желудки – полными•Обеспечьте материальное состояние и минимизируйте духовное - и всё будет нормально.•Глуп тот, кто имеет знания и говорит об этом.•Тот, кто крадёт крючок - вор, а кто крадёт государство - правитель.•Пока мудрецы не умрут, разбойники не исчезнут.•4.
Милетская школа. Фалес, Анаксимен, АнаксимандрФалес(624 – 547 до н.э.)Первый по всем параметрам, в том числе и первым философом. Первым стал использовать метеорологические иастрологические наблюдения на практике. Был очень разносторонним, женат никогда не был. Считал, что земляплоская и плавает на воде.
Впервые задаётся вопросом о том, есть ли у всего сущего какая-то основа. Такойпервоосновой объявляет воду. Вплоть до Сократа одни те же мыслители занимаются и естествознанием и философией.Анаксимандр(610 - 540 до н.э.)Последователь Фалеса. Ему предписывается создание солнечных часов. Он считал, что земля находится в центревоздуха и парит там, ни за что не держась.
Сооружает первую небесную сферу, наблюдая за превращение 4х стихий,не определял их начало, а началом объявил апейрон - вечная беспредельная неуничтожимая материя. Был первым ктовысказал идею обращения земли (и это вращение земля является источником тепла и холода). Высказывает идеи опроисхождении живых организмов и человека - первые живые существа обитали во влажном месте и были покрытычешуёй, первые люди зародились в рыбах.АнаксименВсе произошло из воздуха, который отличается плотностью и разрежении своей сущности, светила произошли изземли (так как из земли появляется влага, сгущается там и т.п.). Душа человека состоит из воздуха, боги тожепроизошли и состоят из воздуха.В 496 персы захватили Милет и уничтожили его.5.
Гераклит, ЭмпедоклГераклит(520 – 460 до н.э.)Родом из Эфеса. Был яростным и активным противником демократии, которая была в Эфесе. "Плачущий" - из-запессимизма о будущем, "тёмный" из-за его идей. В основе сущего - огонь, который находится в вечном движении.Смерть огня - рождение земли. Смерть земли - рождение воды.
Смерь воздуха - рождение огня. Всё обменивается наогонь и огонь обменивается на всё. Есть единая основа, неуничтожимая, она только меняет свои формы.Взаимопревращения огня происходит благодаря борьбе противоположностей, закладывает основы диалектики.«Всё течет, все изменяется, мы одновременно и существуем и не существуем»«В одну реку нельзя войти дважды - во второй раз она уже будет другая»«Морская вода и чистейшая и грязнейшая (для рыб спасение для людей отрава)»Закладываются основы теории познания - умение прислушиваться к природе.
Был одним из тех, кто впервыеначал препарировать животных. Есть два способа познания: через ощущения и через логос (в данном случае подлогосом понимается разум). Самый вдумчивый человек познает только кажущееся.«Разум - величайший добродетель»«Многознание уму не научает»«Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись»Эмпедокл(490 - 430 до н.э)Пытался вступить в Пифагорейский союз, но его приняли в качестве вольного слушателя. Находился на стадииПифагореика.
Ему позволялось слушать, но не позволялось высказываться. Нарушил клятву неразглашения собраний,за что и был изгнан из Союза, после чего Пифагорейцы приняли Устав, которым запретили прием в Союз «поэтов».Впервые разделил базы бытия на элементы и начала. Элементами были признаны все те же 4 стихии. Сами элементыдруг в друга не превращаются, а разнообразие вещей достигается соединением и разъединением элементов, взависимости от пропорции Наряду с элементами действуют 2 начала – любовь и вражда. Мир не изменен, посколькунеизменны его составляющие. Но он постепенно то возникает, то исчезает.
Когда побеждает любовь, возникаетединство, которое представляет собой один большой шар. При вражде мир разъединяется и потом опять все идет покругу. Он считал мироздание вечным и находящимся в вечно повторяющемся движении.Все живое (растения, животные и человек) появились не целыми, пройдя 4 стадии эволюции. Сначала появилисьэлементы живых существ, которые носились в воздухе и не были связаны друг с другом, а затем произвольносоединились. Какие-то из них оказались более удачные (т.н. «естественный отбор»), которые получили возможность ксамовоспроизводству.
Человек являлся результатом соединения все тех же элементов, но когда человек умирал, тоумирали и его душа и тело (коль скоро все разъединяется). Но верил в переселение душ.6. АнаксагорАнаксагор(500-428 до н.э.)Попытался согласовать учение Эллиатов о некой фундаментальной неизменнойпервооснове всего спредставлением об очевидном наличии движения в мире.